Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки С. Михалкова «Три поросенка»)
Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки С. Михалкова «Три поросенка»)
Задачи: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, фразах;
Закреплять навыки чтения слогов;
Упражнять в составлении предложений с заданными словами;
Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, мышление, умение выделять обобщающие признаки предметов, способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики.
Оборудование: ноутбук, запись песни из мультфильма «При поросенка», дидактические игры «Ведерки», «Найди, что лишнее», «Укрась домик»; игрушка «Поросенок», цветные карандаши.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Звучит запись из мультфильма «Три поросенка».
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк.
Где ты бродишь серый волк,
Злой и страшный серый волк?
- Ты помнишь, из какой сказки эта песня? Кого боялись поросята?
II. Основная часть.
Психогимнастика- Изобрази сердитого волка. А сейчас покажи, как страшно было поросятам. Покажи, как они прятались. А теперь изобрази смелых поросят, радостных поросят. А как рычал волк? (Р-р-р). Какой звук будем стараться правильно произносить в слогах, в словах? ([Р].) Какой это звук? Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя – сильная, кончик языка – дрожит. А ты помнишь, чем закончилась эта история про трех поросят?
Появляется поросенок (игрушка), грустно здоровается с ребенком и рассказывает: «Когда-то мы построили новый крепкий дом, а сейчас он стал старый, ветхий, ненадежный. А вдруг опять придет волк, нам очень страшно!»
- Что же делать? Мы поможем тебе. Сначала разомнемся, сделаем специальную зарядку «Строители».
Артикуляционная гимнастика
Упражнения:
Для установки стен взяли молотки. Вот как молоточками стучали. «Молоточек». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом все быстрее. Рот открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.
В стене сделали большие светлые окна. Вот такие.
«Окошко». Открыть широко рот.
Когда стены и потолок готовы, мы решили их покрасить. Покрасим потолок.
«Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть неподвижна.
А теперь окна выкрасили.
«Красим окна». Облизать губы.
«Покрасим стены». Языком выводить внутри щек.
На крыше дома выложим вот такую трубу.
«Труба». Губы вытянуть широкой трубочкой.
«Вымыли полы». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами.
Когда в доме стало чисто, повесили красивые «Шторы». Вот такие. (Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении.)
Приступаем к строительству.
Автоматизация звука [Р] в слогах.
Развитие мелкой моторики рук, чтение слогов
Дидактическая игра «Ведерки»
- Чтобы дом был крепким, нужно развести раствор. Когда поросята строили домик они забыли добавить в раствор песок и воду. Поможем им. Принесем в ведерках воду и песок. Внимательно прочитать слоги. В ведра, на которых написан слог ра, нужно насыпать песок, а введра, на которых написаны остальные слоги, - налить воды. С таким хорошим раствором домики получатся прочными.
Устали наши руки делать раствор, нужен массаж.
Массаж рук «Строим дом»
Целый день тук да тук,
(Похлопыванье ладонью правой
по левой руке от кисти к плечу.)
Раздается звонкий стук.
(Похлопыванье ладонью по правой руке.)
Молоточки стучат,
(Поколачивание правым кулачком
по левой руке от кисти к плечу.)
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
(Покачивание кулачком по правой руке.)
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
(Растирание правым кулачком
левой руки круговыми движениями.)
Этот дом для зайчиков,
(Растирание кулачком
правой руки круговыми движениями.)
Этот дом для девочек,
(Быстро пробежать пальчиками
правой руки по левой от кисти к плечу.)
Этот дом для мальчиков.
(Быстро пробежать пальчиками
по правой руке.)
Вот какой хороший дом,
(Погладить ладонью левую руку
от кисти к плечу.)
Как мы славно заживем,
(Погладить ладонью правую руку.)
Будем песни распевать,
(Скользящие хлопки ладоней друг о друга.)
Веселиться и плясать.
Автоматизация звука [Р] в словах
Дидактическая игра «Найди, что лишнее».
- Назови все картинки. Скажи, какая картинка лишняя в каждом домике. Назови ее. Объясни, почему она лишняя. Назови остальные картинки в каждом домике одним словом.
Словарь: рукав, воротник, карман, рубашка, топор, рубанок, отвертка, гармошка, кровать, этажерка, парта, ковер, самовар, сахарница, сковорода, мясорубка, крапива, подорожник, мухомор, укроп, трамвай, парусник, грузовик, маршрутка.
Попробуем вместе построить дом.
Физкультминутка
Выполнять движения по тексту.
Динь-дон, динь-дон –
Братцы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают все кругом.
Мы к ним в гости придем
И подарки принесем.
На пол – мягкую дорожку,
Две подушки на диван,
Меду липового жбан..Автоматизация звука [Р] во фразах
Составление предложений с заданными словами.
- Во время переезда из старого в новый дом все перепуталось, и слова и предложения тоже. Помогите составить предложения правильно, чтобы было понятно.
Три, жили-были, братца-поросенка.
Строить, настоящий, начали, дом, они.
Дом, очень, получился, крепкий, красивый, и.
Поросята, три, дом, в, жить.
Счастливые, поросята, петь, стали, плясать.
- Молодец! Хорошие предложения получились! Но что такое? Красивый ли домик у нас получился? Давай поможем поросятам его раскрасить.
Дидактическая игра «Укрась домик».
- Раскрашивать можно только те части дома и двора, в названии которых есть звук [р]. Расскажи, что и какой краской ты раскрасишь.
III. Заключительная часть.
- Поросенку пора спешить к своим братцам. Помогая сегодня ему, какой звук мы старались правильно произносить в словах и предложениях?