Урок бинарный (психология и биология)о теме:Темперамент. Практическая работа: определение типов темперамента 9 класс
Урок по теме: «Темперамент. Практическая работа: определение типов темперамента». (слайд 1)
Цитаты на доске:
«Темперамент идет впереди мысли. Это плохо.
Надо поставить мысль впереди темперамента»
К.С. Станиславский
«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая общая характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность данного индивида».
И.П. Павлов
«У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». Виктор Гюго
«О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется»
Ф. Ларошфуко
Учебно - воспитательные задачи урока: (слайд 2)
1. Обучающая: познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятие темперамент, ; показать роль влияния окружающей среды на формирование типа нервной системы; провести психодиагностику, направленную на определение типов темперамента у обучающихся.
2. Развивающая – развивать умения учащихся, характеризовать типы темперамента человека по его поведению; выявить свой ведущий тип темперамента. Формировать умения работать с тестами; научить учащихся формулировать выводы; развивать мышление учащихся, речь.
3. Воспитательная: содействие воспитанию способности человека сохранять устойчивость в условиях окружающей среды.
4. Здоровьесберегающая: смена видов деятельности во время урока; соблюдение правильности осанки во время урока.
Тип урока: интегрированный, комбинированный, с использованием таблиц, рисунков, психологических тестов.
Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-проблемный, диагностический, исследовательский.
Приемы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, организация работы в группах.
Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); решение проблемных ситуаций; индивидуальная работа.
Оборудование: презентация, учебник биологии С.В. Страшко, тетрадь, цветная бумага, маркеры, скотч, воздушные шары, мяч, раздаточный материал.
І этап. Приветствие. Настрой учащихся на урок.Вводное слово учителя. Сегодня наш урок пройдет несколько необычно. Это интегрированный урок биологии и психологии. И это не случайно. Тема нашего урока: «Темперамент. Практическая работа: определение типов темперамента».
Эта тема расположена на границе двух наук – биологии и психологии и сегодня на уроке вы не только познакомитесь с материалом по данной теме, но и научитесь характеризовать тип своей нервной системы, определять тип темперамента.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Перед началом нашего удивительного познания особенностей личности прошу вас выйти в центр класса и встать в круг.
Игра «Имя и эпитет»
Каждый из участников представляется остальным, и подбирает по отношению к себе какой – нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека, возможно, содержать преувеличение, например: «гениальный Геннадий», «бодрый Борис» и т.д.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эпитеты меня впечатлили?
- К кому я теперь испытываю интерес?
Упражнение «Составь картинку». Каждый из участников выбирает элемент картинки. Затем ребята составляют картинку. Составив картинку, ребята образуют группу и по группам рассаживаются за столы.
II этап. Новый материал
Учитель: Актуализация знаний.
Постановка проблемного вопроса: личность и темперамент: как они связаны и существуют ли «чистые» темпераменты?
Цели урока: раскрыть понятие «темперамент», познакомиться с типами нервной деятельности, выявлять свой ведущий тип темперамента.
Психолог: Давно замечено, что на одни и те же события разные люди реагируют различно. Учение о темпераменте и его типах имеет давнюю историю. Первые дошедшие до нас систематические описания различий между людьми были сделаны еще в Древнем Китае в VII в. до н.э.
Древнекитайские медики различали людей неуравновешенных и подвижных, подобно обезьяне; сильных и храбрых, подобно тигру; медлительных и неповоротливых, подобно панде. Но основу научных знаний о темпераменте заложил Гиппократ.
Выступления учащихся о Гиппократе (слайд 3), Галене (слайды 4, 5-9), И.В. Павлове (слайд 10)
Учитель биологии: разбирает схему на доске, отмечает характерные признаки типов нервной системы. (слайд 11)
Сильная неуравновешенная нервная система: повышенная возбудимость, раздражительность.
Сильная уравновешенная, подвижная нервная система: общительность, жизнерадостность, способность быстро реагировать и ориентироваться в обстановке.
Сильная уравновешенная, неподвижная нервная система: низкая общительность, спокойствие, переориентация деятельности протекает медленно.
Павлов И.П. назвал людей с таким типом нервной системы «тружениками жизни».
Слабая нервная система: заторможенность, малообщительность, мнительность, эмоции внешне не проявляются.
На формирование нервной системы влияют следующие факторы: наследственность и окружающая среда.
На основании этих свойств, принято выделять четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. (слайды 12-16)
Психолог. Под темпераментом понимают качества, которые определяют поведение человека, его манеру общаться с людьми, отзываться на события, переживать радости и огорчения. Прочтите пожалуйста определение темперамента в своих тетрадях. (слайд 17)
«Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде».
«Темперамент - индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики».
«Темперамент – это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов (ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи, поведения) и состояний».САНГВИНИК - человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.
Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
МЕЛАНХОЛИК - человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.
ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, не сдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, малоподвижен.
В романе А. Дюма «Три мушкетера» на примере главных героев ярко представлены типы темперамента. (слайды 18-19)
Учитель биологии: чтобы лучше понять, давайте посмотрим, как на одну и ту же ситуацию будут реагировать люди с разными типами темпераментов.
Рис. «Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу». (Слайды 20-25).
Психолог. Давайте определим темперамент по описанию. У вас на столе лежит лист с фрагментом из книги Круга «Торопись не спеша». Задание: записать темперамент первого, второго, третьего и четвертого странников.
«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит.
Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет, – приговаривал он сквозь слезы. (меланхолик)
«Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» – горячился второй, дубася кулаком в ворота. (холерик)
«Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», – успокаивал попутчиков третий. (флегматик)
«Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», – взял в свои руки инициативу четвертый. (сангвиник)».
Учитель биологии: Тест «Темперамент». Практическая работа. Учащиеся определяют свой темперамент.
- Совпадает ли полученный результат с их представлением о себе?
Психолог: Можно ли изменить тип темперамента? (слайд 26)
(Учащиеся делают вывод, что тип нервной системы наследуется от родителей, но на него оказывает влияние окружающая среда, что изменить темперамент нельзя. Нет «хороших и плохих» темпераментов, каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны. «Чистый» темперамент встречается редко). Темперамент человека - качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции. И эта коррекция - наша подстройка под требования социума (окружающего нас мира, общества…). Для чего? С целью более эффективного и успешного существования.
В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации. То есть не идти на поводу у природных качеств, а развивать их.
Учитель биологии. А теперь поговорим о психологической совместимости. Существуют такие ситуации, когда люди длительное время вынуждены находиться в замкнутом помещении (плавание на подводной лодке, полет в космос и т.п.).
Исследования показывают, что наибольшей совместимостью обладают люди с противоположными типами темперамента: холерик - флегматик, сангвиник – меланхолик. Наиболее универсальным партнером считают флегматика, он совместим со всеми типами темперамента, кроме собственного. (слайд 27)
Психолог. Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. (слайд 28)
Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость - все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни.
Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
Психолог: Знание темперамента и врожденных особенностей организации нервной системы очень важно.
- Как вы считаете почему?
Учитель биологии:
- Какова оптимальная стратегия поведения с людьми разного темперамента?
(слайд 29)
Холерика - необходимо загружать работой, иначе он свою активность направит на Вас или коллектив и взорвет его.
Сангвиника - надо постоянно проверять и контролировать. Он обещает, чтобы не обидеть человека, но вполне может и не сдержать слова.
Флегматика - не торопить. Он не переносит дефицита времени
Меланхолик - не навреди – он сверхчувствителен, очень обидчив.
Психолог. Энергезатор «Мяч по кругу».
Участники встают в круг, держа руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии.
Задача: прокатить мяч по ладоням по кругу так, чтобы он не упал на пол.
Сначала пустите мяч по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Желательно, чтобы темп игры был как можно более быстрым.
ІІІ этап. Закрепление материала.
Психолог Темперамент можно определить, если последить за поведением одноклассников на уроках и переменах. Сразу станет заметна разница в движениях (у одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах), жестах, деятельности.
Задание: Определите типы темперамента и соотнесите одноклассников по типам темперамента. Для этого учащиеся записывают в столбцах под типами темперамента имена одноклассников, у которых, по их мнению, такой тип темперамента преобладает. (приложение 1)
- Трудно ли было выполнять задание?
- Что помогло?
- А теперь сравните свои результаты с наблюдением одноклассников?
- Есть ли совпадения?
- Много ли отличий?
Учитель биологии:
Проявление качеств личности в зависимости от темперамента:
Рольв общении (слайд 30)
Самооценка (слайд 31)
Психолог:
Уверенность (слайд 32)
Дружба и любовь(слайд 33)
Учитель биологии:
Апетит (слайд 34)
Сон (слайд 35)
Психолог:
Цвет. «Упражнение с воздушными шарами». Каждой групппе учащихся предложен воздушный шар разного цвета. Задание: Опредилите какому цвету соответствует тот или иной темперамент.
Знакомо всем, что цвета вызывают определенное душевное состояние: синий успокаивает, красный будоражит и придает силу, напор; желтый улучшает настроение, действует солнечно. Каждый темперамент имеет свое цветовое соответствие. (слайд 36)
МЕЛАНХОЛИКУ соответствует синий цвет, который удивительно точно передает спокойный характер и умиротворенное отношение к окружающему.
ФЛЕГМАТИКИ предпочитают зеленые тона, благодаря которым они чувствуют себя спокойными, уверенными и невозмутимыми.
САНГВИНИК - весь открытый, радостный, легко будоражащий себя и других, требует желтого цвета в самых больших количествах.
ХОЛЕРИК - бодрый, занимающий активную жизненную позицию, всецело заполняющий собой окружающее пространство, красный цвет - его символ.
Упражнение «Создай свою мечту»
Ребята у вас на столах лежит цветная бумага, возьмите лист бумаги того цвета, который соответствует вашему темпераменту и создайте из неё свою мечту.
Группы презентуют свои наработки.
ІV этап. Подведем итоги.
Учитель биологии: ребята объясните, как вы понимаете высказывания знаменитих людей в контексте темы нашого урока.
Темперамент – сочетание индивидуальных особенностей человека. Эти врожденные особенности определяют динамику протекания психических процессов, их темп, ритм, продолжительность, интенсивность, а также некоторые черты поведения: подвижность, активность, быстроту или замедленность реакции. Темперамент характеризует то, как мы действуем, а не то, что делаем. Свойства его не могут быть положительными или отрицательными, они не определяют ценности человека.
Психолог: Нет хороших или плохих темпераментов, хороших или плохих типов нервной системы. Свой темперамент необходимо знать, понимать и использовать с умом, быть его хозяином, а не подчиненным. Надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в этом. (слайд 37)
Учитель биологии: домашнее задание: учебник биологии С.В.Страшко параграф 93 ст. 271-277;
«Кто я?» (охарактеризовать себя в 20 словах). (слайд 38)
Оценивание:
Психолог: спасибо за сотрудничество.
Учитель биологии: спасибо за урок.
Литература:
И.В. Дубровина и др. Психология. М., Академия, 2004 г.
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. / Глав. Ред. В.А. Володин. - М. Аванта+, 2002. – 640 с.
http://bio.1september.ru/2002/36/6.htm Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»
Приложение 1.
Определи типы темперамента и соотнести одноклассников по типам темперамента.
№ п/п 1 Неуравновешенное поведениеХорошо уравновешенное поведениеОтлично уравновешенное поведениеОчень неуравновешенное поведение2 Сильные, кратковременные эмоциональные переживанияПоверхностные, кратковременные эмоциональные переживанияСлабые эмоциональные переживанияГлубокие и длительные эмоциональные переживания.
3 Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого. Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей. Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма
4 Речь громкая, резкая, неравномерная. Речь громкая, живая, плавная Речь монотонная, медленная Речь тихая с задыханием
5 Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое Терпение слабое
6 Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная Адаптация трудная
7 Общительность высокая Общительность умеренная Общительность невысокая Общительность низкая (замкнутость)
8 Агрессивность в поведении Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Истеричность поведения, возмущение и уход от любых сложностей
9 Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике
10 Страстные, увлеченные поведение и деятельность Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)
11 Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отношение к новому Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот
12 Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опасности Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности
13 Стремление к цели сильное, с полной отдачей Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий Более реальная оценка своих способностей Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий
14 Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей
15 Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость и мнительность
Приложение 2.
Гиппократ (460-377 гг. до н. э.)
Создателем учения о темпераменте считается древне - греческий врач Гиппократ. Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.
Древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Медицинское образование получил под руководством своего отца Гераклида, а мать, Фенарета, была повитухой. Считают, что Гиппократ относился к 17-му поколению семьи врачей. Вел жизнь странствующего врача в Греции, Малой Азии, Ливии, посетил берега Черного моря, был у скифов, что позволило ему ознакомиться с медициной народов Передней Азии и Египта.
Гиппократа называют «отцом медицины». Выдвинул четыре принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного. Ему приписывают текст так называемой врачебной клятвы («Клятва Гиппократа»)
Гиппократ утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмерность», «правильная мера».
Гален (Клавдий) — после Гиппократа знаменитейший врач древности, род. 131 по P. X. в Пергаме, сын архитектора Никона. Гален после основательного и полного изучения философии приступил к изучению врачебного искусства, занимаясь у разных знаменитых врачей в своем родном городе, Смирне и Коринфе. Затем, для расширения своих познаний, Гален предпринял путешествие в Ликию и Палестину, после чего жил долгое время в Александрии, средоточии тогдашнего ученого мира, чтобы усовершенствоваться здесь преимущественно в анатомии.
Возвратясь в 158 г. по P. X. в Пергам, Гален занял место врача при гладиаторах. В 164г. он удалился в Рим, где вскоре приобрел громкую известность удачной врачебной практикой и чтениями по физиологии.
Гален развил учение о темпераментах Гиппократа. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были
сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).И.П.Павлов (1849 – 1936) – великий русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов пищеварения; труды И.П. Павлова сыграли огромную роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики, лауреат Нобелевской премии (1904г.), награжден 132 наградами академий и научных обществ. Самый титулованный ученый их всех.
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы.
Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:
по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;
по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга,
по равновесию между ними.
Дальнейшее изучение показало, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы:
- у одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди, поэтому весьма возбудимы, «безудержны», по выражению Павлова.
- у других возбуждение и торможение находятся в равновесии.
Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами).
В результате такого деления получаются четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов:
слабый тип — меланхолическому;
сильный, неуравновешенный — холерическому;
сильный, уравновешенный, подвижной — сангвиническому;
сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Приложение 3
Фрагмент из книги Круга «Торопись не спеша».
Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит.
Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет, – приговаривал он сквозь слезы.
__________________________________________________________
«Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» – горячился второй, дубася кулаком в ворота.
__________________________________________________________
«Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», – успокаивал попутчиков третий.
__________________________________________________________
«Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», – взял в свои руки инициативу четвертый.
__________________________________________________________
Приложение 4
Холерик
Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и не сдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется.
Вспомним Портоса, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.
Сангвиник
Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, шутником, балагуром; не всегда сдерживает свои обещания, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет.
При неблагоприятных условиях у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность.
Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.
Меланхолик
Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело.
Судя по всему, Арамис был типичным меланхоликом.
Флегматик
Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.
Ярким флегматиком в романе А. Дюма «Три мушкетера» выступает Атос.