Доклад на тему Значение лабораторных работ для формирования знаний, умений и навыков
Доклад на МО учителей биологии, химии и физики на тему
Значение лабораторных работ для формирования знаний, умений, навыков
Пусть будет для учащихся золотым правилом: всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно, видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путём осязания; если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.
Ян Амос Коменский (1592–1670)
На первом в жизни уроке физики учащийся узнаёт о том, что ему предстоит познакомиться с ещё одной наукой о природе и что всестороннее познание окружающего мира достигается путём наблюдений и опытов. Отечественная педагогика всегда уделяла большое внимание эксперименту. В 1905 г. в Санкт-Петербурге вышла книга русского физика-методиста Ф.Н.Индриксона «Несколько работ по физике для учеников средней школы». Это первое руководство для практических занятий, написанное русским автором специально для русской средней школы. Второе издание, вышедшее в 1911 г., было значительно дополнено и состояло из 93 работ преимущественно измерительного характера.
В 1908 г. в издательстве И.Д.Сытина вышла книга Н.С.Дрентельна «Пособие для практических работ по физике в средней школе с вопросами для упражнений», содержащая 65 работ, по темам «Простейшие измерения», «Жидкости и газы», «Теплота». Каждая работа имела очень подробное описание с перечислением приборов и материалов, вплоть до указания размеров приборов. Много внимания было уделено различным техническим деталям и особенностям каждой работы, чем обеспечивалась гибкость перехода от одной работы к другой и правильность получаемых результатов. Ценно, что в каждой работе были приведены числовые примеры, взятые из практики.
В 1911 г. в издательстве «Образование» (СПб) вышла книга И.Глинки «Опыт по методике физики. Лабораторные уроки в средней школе». Это один из первых опытов организации практических занятий по физике в форме лабораторных уроков. В первой части даётся принципиальное обоснование метода лабораторных уроков и разбирается практическая возможность его осуществления, во второй части содержится описание 44 работ.
Чуть раньше, в 1910 г., вышла книга-руководство Г.Григорьева, П.Знаменского, И.Кавуна «Практические занятия по физике для учащихся в средней школе». Общие указания в начале руководства и дальнейшее описание 82 работ предназначены прежде всего для учащихся. В конце книги собраны практические и технические указания для преподавателей. Эта книга – первая, где главным действующим лицом подразумевался ученик.
Эксперименты и демонстрации, проводимые учителем, при всей их важности без самостоятельного экспериментирования учащихся не обеспечивают приобретения действительных физических знаний. Необходимо сделать школьника центральным, самым главным лицом, изучающим явление, только тогда он увидит те стороны, которые при демонстрации учителя нередко просто упускает из виду.
При опытах учителя учащиеся почти исключительно пользуются зрительными ощущениями и отчасти слуховыми, при этом достигается известная наглядность. При самостоятельных лабораторных работах умственная деятельность учащихся сопровождается ещё и деятельностью органов движения (моторность). Объединяются мысль, слово (запись) и действие. Например, рассматривается вопрос о различной теплопроводности тел (8-й класс). Учитель проводит классический опыт по нагреванию двух металлических прутиков, к которым при помощи пластилина на равных расстояниях друг от друга прикреплены металлические кнопки. По очерёдности отпадения кнопок учащиеся видят, что медь проводит тепло лучше, чем железо. Но гораздо убедительнее провести самостоятельное испытание, взяв медную и железную проволоки за концы и нагревая в пламени спиртовки другие концы. Такие процессы, как плавление, отвердевание, кипение, со всеми присущими им особенностями нужно пронаблюдать и проанализировать самому.
Только путём выполнения самостоятельных лабораторных работ школьники получают полное представление о количественной стороне явлений. Только наблюдая и воспроизводя эти явления, преодолевая трудности, переходя от неточных и неполных знаний к более полным и точным, усваивают основные понятия и законы физики, создают самостоятельные и устойчивые суждения об окружающих явлениях, на которые они смотрят уже не сквозь призму чужих слов.
Хорошо известно, что основной недостаток в знаниях учащихся по физике – их отвлечённый характер. Уверенно формулируя законы физики и помня различные определения, учащиеся не умеют и не могут объяснить самых простых физических явлений. Выпускники часто не владеют приёмами экспериментальной работы и встречают большие затруднения на занятиях в вузе или в процессе работы по специальности. Нет самостоятельности мысли и самостоятельности действия. Именно лабораторные работы становятся надёжным орудием в борьбе с формализмом при изучении физики.
Указывая на важность и необходимость самостоятельных лабораторных работ учащихся нельзя умалять роль демонстрационного эксперимента самого учителя физики. Но наилучшей формой работы является сочетание самостоятельных лабораторных работ учащихся с опытами учителя. Учащиеся с большим интересом смотрят опыты, которые на уроке ставит учитель, а что чаще всего они запоминают? Вылетела пробка из пробирки, внутри которой образовался туман; покраснела проволока при подключении к источнику электрического тока; на экране появилась радуга при прохождении узкого светового пучка через стеклянную призму; проскочила искра при вращении ручки электрофорной машины и т.д. Для них это равносильно стрельбе из пистолета в детективе, хорошей потасовке в боевике; они чаще всего запоминают и воспроизводят наиболее эффектные и легко запоминающиеся детали. Первостепенная роль учителя – развить наблюдательность, пытливость, потребность задаваться не только вопросами типа: «Почему это происходит?», но и «Что изменится, если?.. Что произойдёт, если?.. Как это происходит?»
Достичь этого можно прежде всего путём систематической, длительной работы, путём самостоятельных наблюдений, самостоятельного эксперимента. Этому школьников необходимо научить. Как? Начиная с самых простых приёмов, например, акцентирования внимания на том, что происходит на демонстрационном столе. Дети с большим интересом пытаются определить, что же нового появилось на нём или чего не хватает. А уж проделывая самостоятельно опыты, проводя наблюдения, измеряя, внимательно следя за происходящими изменениями, обдумывая каждый шаг в работе, учащиеся тем более развивают логическое мышление, приучаются глубже проникать в явления природы, выделять главное и существенное на фоне второстепенного и случайного.
Изучение окружающего мира должно происходить от простого к сложному, от наблюдения через простой опыт к системе лабораторных работ, которая имеет тесную взаимосвязь с программой изучаемого курса и изучается в комплексе с этой программой. Именно об этом очень много писал в своих работах П.А.Знаменский. Вопрос остаётся актуальным и по сей день. Наиболее полно, на мой взгляд, вопросам комплексного изучения физики отвечает программа и комплект учебников, написанных доктором педагогических наук Г.Н.Степановой.
При проведении каждого эксперимента учащемуся прежде всего должна быть ясна цель эксперимента: что надо наблюдать, какую закономерность установить или проследить, какие величины измерить и найти. Часто учащиеся проводят работу чисто механически, по шаблону, не представляя себе ясно цели эксперимента, потому что учитель не уделил достаточного внимания этой стороне постановки лабораторных работ.
Выполняя работу, экспериментируя, учащиеся приучаются анализировать отдельные факты и явления:
– между какими величинами устанавливается зависимость;
– какие условия опыта следует сохранить неизменными;
– какую из величин легко изменять;
– как удобнее записать результаты измерений.
Они начинают исключать те или иные случайные факторы, делать из наблюдений общие выводы и приходить к определённым закономерностям.
Часто среди школьников и окончивших среднюю школу мы наблюдаем своего рода «приборобоязнь». Они не знают, как «подойти к прибору», как собрать простую установку. Мы часто видим, как они стоят в недоумении и ждут, когда учитель или опытный товарищ придёт на помощь. Учащиеся не знают и не умеют делать многие элементарные вещи, с которыми сталкиваются не только в школе, но и в повседневной жизни. Можно с большой уверенностью сказать, что при правильной постановке лабораторных работ школьники приобретут умения и навыки использования оборудования и приборов, которые необходимы не только в школе, но и в повседневной жизни.
Лабораторные работы должны сопровождаться и решением задач – задач-вопросов (качественного характера) и вычислительных, – а также могут быть поставлены в форме экспериментальных задач.
Использование таблиц, справочников, учебной и технической литературы, даже стабильных учебников по физике, развито у учащихся чрезвычайно плохо, а привить эти умения просто необходимо для дальнейшей жизни. При правильно организованных учебных, а особенно лабораторных занятиях для этого открываются широкие возможности. Необходимо только как во время подготовки, так и во время проведения работ и составления по ним отчётов, оставлять больше времени для самостоятельной работы, требующей обращения к литературе.
Лабораторные работы при надлежащей их постановке дают много для расширения кругозора, для формирования более глубоких, прочных и действенных знаний по применению физики в технике и повседневной жизни вообще, по развитию политехнических умений и навыков.