Банк диагностического инструментария для диагностики потребностей ППР к инновационной деятельности
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ САМОАНАЛИЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Изучение и самооценка личностных особенностей, способностей и профессиональных проявлений.
1.Самоменеджмент учителя.
Тест
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.ТЦ «Сфера», 1996
2.Рабочий стиль.
Анкета
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.ТЦ «Сфера», 1996
3.Ваш творческий потенциал.
Тест
Диагностика успешности учителя. Сост. Морозов Т.В., М., Образовательный центр «Педагогический поиск»,1997.
4.Общий уровень общительности.
Тест
Галанов А.С. Как пройти аттестацию. М.Айрис-Пресс. 2006.
5.Оценка нервно-психической устойчивости педагога.
Тест
Галанов А.С. Как пройти аттестацию. М.Айрис-Пресс. 2006.
6.Самооценка эмпатических способностей.
Тест
Галанов А.С. Как пройти аттестацию. М.Айрис-Пресс. 2006.
7.Самооценка мотивации одобрения.
Анкета
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:ВЛАДОС, 2002.
8.Шкала профессионального стресса.
Тест
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:ВЛАДОС, 2002.
Изучение и самооценка педагогической деятельности.
1.Критерии качественных результатов деятельности учителя.
Анкета
Диагностика успешности учителя. Сост. Морозов Т.В., М., Образовательный центр «Педагогический поиск»,1997.
2.Самооценка профессиональных качеств педагога.
Тест
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,ТЦ «Сфера», 1996.
3.Самооценка потребности в развитии.
Анкета
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,ВЛАДОС, 2002.
4.Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности.
Вопросник
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:ВЛАДОС, 2002.
5.Самооценка педагогических умений.
Анкета
Галанов А.С. Как пройти аттестацию. М.Айрис-Пресс. 2006.
6.Уровень развития педагогической деятельности.
Опросник
Федорова Е.А. Как подготовиться к аттестации.Нижний Новгород, Изд-во РЦРО, 1995.
Изучение и самоанализ педагогического общения.
1.Предрасположенность к конфликтному поведению.
Тест
«Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации»Петрозаводск,1992 г.
2.Выявление тенденций к стилям педагогического общения.
Тест
Грехнев В.С. Культура педагогического общения.Москва. Просвещение,1990.
3.Стиль педагогического общения.
Тест
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.ТЦ «Сфера», 1996.
Рабочая карта для проведения процедуры самооценки
Инструкция. Используя в качестве опорного документа «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя», обведите балл, соответствующий вашей самооценке.
Показатель самооценки
Балл
Показатель самооценки
1. Я отлично знаю содержание предмета, хорошо ориентируюсь в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого мною предмета
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Я знаю содержание предмета, но практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики
2. Я понимаю вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех ученика, знаю теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса, активно использую эти понятия.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Я имею затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не могу самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика.
3. Я умею дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Я не уделяю должного внимания стилю и способам общения.
4.Я владею технологиями самоанализа. Умею выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умею спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Я практически не использую принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строю на эмоциях и ощущениях. В основном ставлю и реализую предметные цели в обучении
5. Я владею навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умею проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Я не могу или затрудняюсь спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения.
6. Я могу самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Я практически не могу описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться моим опытом.
7. Я владею основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Я практически не знаю содержания ИК-технологий и не использую их в учебном процессе
Цель методики: определение проблемных зон профессиональных компетенций педагогов. Инструкция: Рассмотрите свою рабочую карту и определите западающие позиции, отмеченные вами баллами 5 и ниже. С другой стороны, определите позиции оптимального и достаточного уровней. Сделайте индивидуальные выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций.
Методика 1. Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности
(Автор С.Ю Степанов)
Ф.И.О.___________________________________________________________
Инструкция
Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.
Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению.
Спасибо за работу!
№
Утверждения
11
Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал.
Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
22
Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности
Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
33
Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны».
Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
44
Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий.
Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
45
Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.
Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
66
Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.
Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
77
Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете
Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
88
Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей
Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
99
Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими.
Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10
Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет
Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11
Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы.
Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12
Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого.
Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13
Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе.
Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14
°Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся.
Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15
Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть
Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16
Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.
Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17
Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы.
Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18
У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.
Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
19
Вы считаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам
Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20
Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются.
Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Методика 2. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии
(Автор Н.П. Фетискин)
Ф.И.О.____________________________________________________________
Вашему вниманию предлагается ряд показателей. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю. Один балл – это минимальная выраженность показателя, 9 баллов – максимальная. В клеточке выбранного для ответа балла поставьте крестик.
Спасибо за работу!
1. Осознание личной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2. Наличие познавательных интересов в области педагогики и психологии
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3. Чувство долга и ответственности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4. Любознательность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании
1
2
3
4
5
6
7
8
9
7. Потребность в самопознании
1
2
3
4
5
6
7
8
9
8. Ранговое место самообразования среди других видов деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
9. Уверенность в своих силах
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10. Уровень общеобразовательных знаний
1
2
3
4
5
6
7
8
9
11. Уровень общеобразовательных умений
1
2
3
4
5
6
7
8
9
12. Уровень педагогических знаний и умений
1
2
3
4
5
6
7
8
9
13. Уровень психологических знаний и умений
1
2
3
4
5
6
7
8
9
14. Уровень методических знаний и умений
1
2
3
4
5
6
7
8
9
15. Уровень специальных знаний
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ключ к методике №1. «Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности» (С.Ю Степанов). Опросник предназначен для исследования готовности педагога к изменениям в образовательном учреждении, в собственной деятельности.
При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели:
от 0 до 80 баллов – низкий уровень,
от 81 до 140 баллов – средний уровень,
от 141 до 200 баллов – высокий уровень.
Ключ к методике №2. «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин).
Методика позволяет определить мотивационный и когнитивный компоненты профессионально-педагогического саморазвития.
Для определения мотивационного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 1 – 9 пунктам опросника. Об уровне сформированности мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:
55 и более баллов – низкий уровень,
36-54 балла – средний уровень,
35 и менее баллов – высокий уровень.
Для определения когнитивного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 10 – 15 пунктам опросника. Об уровне сформированности когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:
37 и более баллов – низкий уровень,
24-36 баллов – средний уровень,
23 и менее баллов – высокий уровень.
Методика 3. Диагностика продуктивности инновационной деятельности .
Анализ продуктов деятельности педагогического коллектива проводится по следующим параметрам: повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, участие в семинарах, конференциях, мастер - классах, разработка программно-методических материалов, применение современных педагогических технологий (согласно классификации Г.К. Селевко), применение цифровых образовательных ресурсов, участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах. Если параметр присутствует – выставляется 1 балл, нет – 0 баллов. Продуктивность инновационной деятельности определяется подсчетом среднего балла по шкале: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66
Анализ продуктов деятельности
ППР (название образовательной организации) _________________________________
«____» __________ 200___ г.
Распространение педагогического опыта
Номер п/п
Фамилия, имя, отчество
Занимаемая должность Преподаваемый предмет
Число полных лет
Стаж пед. раб. (число лет, месяцев,дней)
Разряд, категория, год прохождения посл. Аттест.
Повышение квалификации (более 1 раза в 5 лет)
Участие в профессиональных конкурсах
Публикации
Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах
Разработка программно-методических материалов
Применение современных педагогических технологий
Применение цифровых образовательных ресурсов
Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах
Продуктивность инновационной деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Примечание: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66.
Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность
№ п/п
Вопрос
Варианты ответов, предложенных педагогами
% выбора
1.
Какие факторы способствуют успешной реализации новшества?
Возможность осуществления личных целей
Осознание общественной значимости инноватики
Творческая коллективная деятельность
2.
Какие ресурсы необходимо использовать?
Восприимчивость к передовому педагогическому опыту
Желание следовать положительному опыту коллег
Навыки исследовательско-экспериментальной деятельности
3.
От чего следует отказаться?
Полная удовлетворенность учебно-воспитательным процессом
Негативный опыт прошлых нововведений
Поспешных выводов
Позиция «пассивного наблюдателя»
Стремление «объять необъятное»
4.
Что необходимо учесть, чтобы ошибки «прошлой» деятельности не переносились в «будущую»?
Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности
Формирование команды единомышленников
Четкое целеполагание
Комплекс мотивационных условий
Критерии готовности педагога к экспериментальной деятельности
Компоненты готовности
Критерии
Показатели
Мотивационная готовность
Наличие исследовательской позиции
в заданном экспериментальном поле
Положительные практические состояния, вызванные отношением к экспериментальной деятельности
Технологическая (операционная) готовность
Выполнение действий, предусмотренных технологией экспериментальной деятельности
Соответствие экспериментальных действий и их результатов методологическим предписаниям и заданным исходным установкам заказчика
Креативная
готовность
Интеллектуальная инициатива в тактике реализации
заданных исходных установок
Получение креативного (оригинального, не имевшегося ранее и т.п.) и обоснованного продукта
Рефлексивная готовность
Осмысленность экспериментальных действий
Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т.д., обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т.д. других участников экспериментальной деятельности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15