Урок диагностического контроля по русскому языку на темуСложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (9 класс)

Урок диагностического контроля по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».
9 класс.


Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:
Обучающие задачи:
закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;
тренинг в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
углубление знаний по лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний самими учащимися).

Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами работы исследовательского характера)

Оборудование урока:
компьютер,
проектор,
экран,
раздаточный материал,
презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

План урока:
1.Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока
3. Проверка домашнего задания. (упражнение №207)
4. Повторение изученного:
Орфоэпическая разминка
Цифровой диктант
Работа со схемой
5. Экспериментальная работа
6. Исследовательская работа по группам
7. Комплексный анализ текста.
8. Домашнее задание (дифференцированное)
9. Рефлексия.
10. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Постановка темы и цели урока
На экран спроецирован отрывок из романа Л, Н, Толстого «Война и мир», где большое количество сложных предложений.. Задание : прочитать текст и попытаться ответить на вопрос, трудно ли он воспринимается? В процессе ответов можно услышать разные точки зрения. Обязательно скажут о сложноподчиненных предложениях и обязательно придут к выводу, что такие предложения им знакомы. Оттолкнувшись от темы урока, учащиеся сами формулируют задачи : должны повторить всё, что знают о сложноподчинённом предложении, чтобы успешно подготовиться к итоговому контрольному диктанту, а также к выполнению заданий тестовой части ОГЭ, а впоследствии и ЕГЭ. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Обратившись к плану, учащиеся приходят к выводу, что на уроке им предстоит работа со сложноподчиненными предложениями и исследовательская работа, которая позволит проверить, насколько прочно усвоили материал последних уроков.

Итак, проверим домашнее задание. Какие трудности возникли?
Третье предложение на доске. Разбираем его.

III. Разминка

Слово учителя: Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Орфоэпическая разминка

Расставить ударение в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.

Задание 2. Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет – "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если– подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

Задание 3. Работа с таблицей

Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Расскажите об основных видах подчинения придаточных.

А для чего СПП употребляются в речи? (Проект ученика). Дополняя, ученики приходят к выводу, что далеко не все им известно о сложноподчиненных предложениях.



IV. Эксперимент

Задание. Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Задание дается на карточках. Учащиеся выполняют его в парах. Затем представляют свои выводы на обсуждение всего класса.

Вариант 1. Однородное подчинение

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

ІІ Запишите предложения, добавляя союз и, соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?

О б р а з е ц. Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.

1. Оля не помнила, как она поднялась от речки в гору, как вместе с братом вошла онав осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

Вариант 2. Последовательное подчинение

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то. Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?

О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

Вариант 3. Параллельное подчинение

І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).
В ходе выполнения этого задания могут возникать ошибки, их необходимо корректировать. Ребята постоянно дискутируют.

V. Исследовательская работа по группам
Класс делится на 5 групп.
Каждая группа анализирует текст на карточке.
Нужно определить тип и стиль речи, определить вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей. Учитель задает вопрос, для чего мы соотносим нашу тему со стилями? Здесь тоже могут быть разные варианты ответов, но дети должны прийти к выводу, что конечная цель использования всех предложений -их использование в тексте. Учащиеся показывают результат работы в группах- представление того или иного стиля. Доказывают свою точку зрения.

Разговорный стиль

На лугу кто-то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
– Кто это? – спросил я.
– Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович
– А какой же он с виду? – спросил я.
– Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Официально-деловой стиль

Директору управления
Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Сидорова В.А.

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера.

6 октября 2016г. Сидоров

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

(Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его

(Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась доказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

VI. Комплексный анализ текста.
Прежде чем выполнить это задание, ученики приходят к выводу, что настало время проанализировать текст со стороны всех аспектов и вновь сделать акцент на СПП с разными типами придаточных и разными типами связи.

1. Почему телевизор частич(?)но вытсняет книгу?
2. Да потому(?) что телевизор заствляет вас (не)торопясь просмтреть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н)чего не мешало(?) чтобы вы отвлклись от забот и повсдневных хлопот.
3. Но пострайтесь выбрать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.
4. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пробрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.
5. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть.
6. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

Задания для комплексного анализа текста.

1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.
2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?
3. Определите стиль речи.
4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.
5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.
6. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.
7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.



VII. Задание на дом:
Ошибки будут допускаться, и учащиеся поймут, где у них пробелы в знаниях. После чего будет дано домашнее задание на выбор по группам. Ребята сами определяют, какое задание взять, критически оценивая свой уровень знаний по этой теме.

1 группа: самостоятельная работа №1
2 группа: самостоятельная работа №2
3 группа: упражнение 207

VIII. Закрепительно-тренировочный этап.
Подобное задание можно и не давать, но чтобы этап озарения был более эффективным, можно его предложить

1. Конструирование предложений

Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.

1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена. 2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Самостоятельная работа №1

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

На третий день под..ём по снежной р..внине сделался более заметным и появилось больше трещин которые зам..дляли движение. Пр..ходилось идти осторожно прощупывая снег чтобы не пров.. литься через тонкий слой его скрывающий трещины.
На севере тучи ра..ходились и между их серыми клочьями иногда бл..стели горы которые
т..нулись по всему г..ризонту. Л..дник что спускался по д..лине южного склона хребта имел до километра в ширину и с обеих ст..рон был ок..ймлён крутыми тёмными откосами которые покрывались снегом.

Задание 2. Расставьте знаки препинания, постройте схемы. Укажите номера предложений

с последовательным подчинением__________________________________ ,
с параллельным подчинением _____________________________________ ,
с однородным подчинением _______________________________________ ,
с комбинированием моделей _______________________________________ .

1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток. __________________________________________________________
2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже полечу в глубокую трясину._______________________________________________
3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________
4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы. ______________________________________________
5. В июльский день когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России и синие васильки радостно мигают в ней когда жужжат мухи и раскаты далёких гроз носятся в небесах я ехал на мельницу чтобы ловить рыбу удочкой. __________________

Самостоятельная работа №2

Осложнённое списывание

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, и расставьте знаки препинания.
Постройте схемы предложений, определите вид(ы) подчинения.

1) Когда туман ра(с,сс)еялся когда серые обл..ка поднялись (в)верх и ра(с,сс)таяли когда солнце вышло (из)за горы когда всё вокруг зас..яло в его лучах туристы прошли уже ки(л,лл)ометров семь от того села в к..тором мы ноч..вали. 2) Потом я в(с,з)помнил какими осл..пительно(синими) бывают лоскутки неба когда дни начинают медле(н,нн)о пр..бавляться как звенит прокалё(н,нн)ым морозом снег как потом каждая веточка и с..ринка солнечным светом утепляются в снег как постепе(н,нн)о весь снежный мир становится синим. 3) Сознание что склоны этих оврагов будут пр.. вр..щены в те(р,рр)а(с,сс)ы засажены лесом вишнёвыми и яблон..выми садами и что в этом будет часть его труда наполняло Колю горд..стью. 4) ..боры зат..нулись так что когда всё было пр..готовлено к от..езду ехать не имело смысла. 5) Под..ём на вершину был так крут что когда мы д..стигли её то у нас (не)было сил пр..нимать поздравления с победой.