Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение 4 класс. УМК Планета знаний

Календарно-тематическое планирование на учебный год
Вариант: /Литературное чтение/4 класс/ «Планета знаний» п/р Э.Э.Кац Общее количество часов: 105
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание урока
Программное и учебнометодическое обеспечение (Материалы, пособия)
Домашнее задание
Подробности урока
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС
Педагогические условия и средства реализации ГОСа








Предметно - информационная составляющая (знать, понимать)
Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения)
Ценностно - ориентационная составляющая


Раздел 1: мифы - 8 ч


 1.
Мифы

работа с книгой: тип книги, исходные данные (автор, заглавие, подзаголовок), оглавление, аннотация для самостоятельного выбора и чтения книг
учебник, рабочая тетрадь
с.4-5
 
Знать понятие «мифы».
Уметь объяснять значение слов «обряд», «ритуал»; отвечать на вопросы по тексту; давать характеристику героям; выразительно читать; различать тип книги
Контролировать свои действия в процессе работы.На доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока.Выделять изобразительные средства языка. Определять жанр произведения.Формировать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности.  
словесный, наглядный

 2.
Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты»

работа с книгой: тип книги, исходные данные (автор, заглавие, подзаголовок), оглавление, аннотация для самостоятельного выбора и чтения книг
учебник, рабочая тетрадь
Учебник ч.1; р.т № 1, с.3 № 1, 2
 
Знать понятие «мифы».
Иметь представление о шумерских мифах.Уметь объяснять значение слов «обряд», «ритуал»; отвечать на вопросы по тексту; давать характеристику героям; выразительно читать; различать тип книги
Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям.Формировать представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках.  
словесный, словарь, практический

 3.
Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо»

Постановка вопросов по прочитанному, ответы на них. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него  
Учебник ч.1; р.т № 1 с.4 № 3  
краткий пересказ
 
Знать о нравственных качествах людей, определённых в мифах разных народов.
Уметь определять основные особенности малых жанров; выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально – смысловые значения.
Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью. Определять и оценивать позиции литературных героев.Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность.  
словесный, практический

 4.
Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции

Выделять и называть сходства и различия мифов разных народов, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием.
Учебник ч.1; р.т № 1, с.4 № 4  
с.18-20. Ответы на вопросы.Пересказ
 
Знать о нравственных качествах людей, определённых в мифах разных народов.
Уметь представлять сборник мифов, характеризовать понравившихся героев.  
Связывать знания о прошлом с современным опытом.Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.Работать с аппаратом книги. Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность.  
словесный

 5.
Научно- популярная статья " Восточные славяне в сочинениях византийцев"

Связывать знания о прошлом с современным опытом. Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.  
учебник
с.117-118
 
Знать о научно - популярном жанре.  
Уметь делить текст на смысловые части и озаглавливать их. Уметь читать произведения с соблюдением норм литературного произношения.  
Связывать знания о прошлом с современным опытом.Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.Работать с аппаратом книги.Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней; пробуждать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой  
словесный, практический, работа со словарём

 6.
Славянские мифы

Ритм стихотворения. Различение жанров произведений. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения
Учебник ч.1; р.т № 1, с.5  
с.12-15, чит. выраз.
 
Знать русские народные сказки, в которых встречается Баба Яга; что корень -лад- обозначает мир, согласие. Иметь представление о славянских мифах.
Уметь вспоминать русские сказки, в которых часто встречается число «три»; рассказывать, что в них повторяется трижды; называть качества Бабы Яги; называть слова с корнем -лад-; вспоминать произведения, герои которых окостеневали или превращались в неподвижные предметы, произведения, героями которых были солнце, луна, ветер
Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней; пробуждать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой  
словесный, практический

 7.
Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай».

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге о прочитанном
Учебник ч.1; р.т № 1, с.5 - 6  
с.16-17, чит. выраз.
 
Знать произведения А. В. Кольцова.
Уметь сравнивать стихотворение с древними мифами; анализировать средства художественной выразительности; объяснять значение слова «темя». Иметь представление о средствах художественной выразительности: метафоре, сравнении, олицетворении.
Связывать знания о прошлом с современным опытом.Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.Работать с аппаратом книги.Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней; пробуждать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой  
словесный, работа со словарём

 8.
Читальный зал. Древнегреческий миф "Царь Мидас".

Постановка вопросов по содержанию прочитанного текста и ответы на них. Построение монологического высказывания; краткий, полный, выборочный пересказ прочитанного
Учебник
с.19-20 пересказать
 
 
Уметь вспоминать созданные народом произведения, в которых говорится о том, как человек был наказан за жадность; давать характеристику героям произведения; объяснять мотивы поведения героев; устно излагать текст по плану
Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Проводить доступный литературоведческий анализ текста
 

Раздел 2: НАРОДНЫЕ СКАЗКИ - 15 ч


 1.
Народные сказки

Различие жанров устного народного творчества. Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них.
учебник, выставка сказок
с.21-22, читать
 
Знать жанр устного народного творчества «сказка»; виды сказок (сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки).
Уметь называть постоянные сочетания слов, которые встречаются в сказках; находить зачин и концовку сказки; рассказывать о героях, которые пришли в сказки из мифов; называть произведения, в которых они встречались; определять качества героев
Контролировать свои действия в процессе работы.Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность.
словесный, работа по вопросам

 2.
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)(1)

Роль волшебных предметов в волшебной сказке. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Учебник ч.1; р.т № 1, с.6 - 7  
с.23-24, читать
 
Знать особенности народной сказки.
Уметь подбирать синоним к слову «светло» в предложении «Жили они хорошо, светло, да и на них горе пришло»; называть сказки, схожие по сюжету со сказкой «Василиса Прекрасная»
Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний. Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.
словесный,ответы на вопросы

 3.
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) (2)

вопросы по содержанию прочитанного текста и ответы на них. чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения
Учебник ч.1; р.т № 1, с.6 - 7  
С. 353. Ответы на вопросы. Работа со словарём
 
Знать особенности народной сказки.
Уметь выделять главную мысль произведения, составлять его план; соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения.  
Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний. Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.
 

 4.
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)(3)

Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный пересказ прочитанного; устное изложение текста по плану  
Учебник ч.1; р.т № 1, с.6 - 7  
с. 2334, пересказать
 
 
Уметь анализировать, что считают добром, а что злом создатели сказки «Василиса Прекрасная»; находить в библиотеке сказку; анализировать и сравнивать иллюстрации к сказке разных художников; рисовать персонажей мультфильма, который можно было бы снять по сказке «Василиса Прекрасная»
Проводить доступный литературоведческий анализ текста. Ориентироваться в оформлении и выходных данных книги, осуществлять поиск книг в библиотеке по каталогу, открытому доступу.Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов.    
словесный, практический

 5.
"Находчивый солдат" (русская народная сказка)

работа с книгой: различие типа книги, пользование исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг
Учебник ч.1; р.т № 1, с.6 - 7  
С. 3537, пероесказать
 
Знать о художественных особенностях русской народной сказки.
Уметь подбирать синонимы к словосочетаниям «простое решение», «простой человек», «простое платье»; рассказывать о поступках солдата; объединять в группы близкие по смыслу слова; объяснять значение слов; подбирать слова для характеристики солдата; сравнивать солдат из сказок «Каша из топора» и «Находчивый солдат»; объяснять, как относятся к солдатам люди, сочинившие сказки; пользоваться дополнительной литературой
Устанавливать аналогии. Выслушивать позицию оппонента и партнёра. Аргументировать собственный вывод. Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.
 

 6.
"Мужик и царь" (русская народная сказка).

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Учебник ч.1; р.т № 1, с.8 - 9  
С. 3841,читать
 
Знать о художественных особенностях русской народной сказки.
Уметь объяснять смысл выражений «горе мыкать», «кликнуть клич», «попытать счастья»; объяснять смысл поговорки «Что написано пером, того не вырубишь топором»; сравнивать царей из сказок «Находчивый солдат» и «Мужик и царь»; выполнять сравнение по плану
Контролировать свои действия в процессе работы. Устанавливать аналогии. Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.  
практический, словесный

 7.
"Портной и царь" (армянская народная сказка).

 
Учебник ч.1; р.т № 1, с.9 - 10  
С. 4246, пересказать
 
Знать о человеческих качествах, определяемых поступками людей.
Уметь передавать и оценивать позиции литературных героев; определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Уметь ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них.
Выделять существенную информацию из текста.Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.
словесный,практический

 8.
Сравнение сюжетных линий и героев сказок "Мужик и царь" и "Находчивый солдат".

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного текста  
Учебник, Рт,хрестоматия
 
 
Знать о художественных особенностях русской народной сказки.
Уметь сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его.
Ориентироваться в художественном тексте, составлять личное мнение о произведении, определять и выражать своими словами основную мысль произведения.Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, сравнивать и делать выводы
 

 9.
Итальянская сказка «Кола - рыба»(1)

Зарубежные народные сказки. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Учебник ч.1; р.т № 1, с.9 - 10  
С. 4753, читать
 
Знать особенности народной сказки.
Уметь составлять план сказки; анализировать отношение рассказчика к матери Кола; выражать свое отношение к героям; объяснять значение слов
Сопоставлять персонажей произведений.Определять своё отношение к героям сказки, аргументировать его. Представлять выбранную книгу. Сопоставлять сказку и миф.  
словесный, практический

 10.
«Кола - рыба» (итальянская народная сказка).(2)

чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения
учебник
С. 4753, ответить на вопросы
 
Знать особенности народной сказки.
Уметь рассказывать о жителях Мессины по плану; определять главные мысли сказки; называть народные или авторские сказки, в которых человек уходил жить в море
Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Осознавать ценности речи в жизни человека, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей.  
словесный, практический

 11.
«Кола - рыба» (итальянская народная сказка).(3)

Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника)
Учебник ч.1
С. 4753, пересказать
 
Знать особенности народной сказки.
Уметь рассказывать историю, которая произошла в городе Мессине, от лица короля или одного из жителей города; сравнивать, что думают о добре и зле разные народы
Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.  
практический

 12.
Внеклассное чтение. Сказки народов мира.

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения
Книги из библиотеки
по выбору
 
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь различать элементы книги; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
Выполнять учебные действия в устной форме. Сравнивать, классифицировать произведения по заданным критериям. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.  
словесный, практический

 13.
Читальный зал "По колено ноги в золоте" (русская народная сказка).

Совершенствование умений работать с книгой
Учебник. Рт
Выполнить иллюстрацию к сказке "По колено ноги в золоте"
 
 
 
Проводить доступный литературоведческий анализ текста. Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи.
практический

 14.
Читальный зал "Искусный ковровщик" (индийская народная сказка)

Зарубежные произведения устного народного творчества. Оценочные высказывания о прочитанном произведении
 
Выр. чит. сказку "Искусный ковровщик"
 
 
Уметь объяснять, что доставляет радость герою сказки «Искусный ковровщик»; анализировать, как относятся к нему люди, создавшие эту сказку; находить слова в тексте для ответа на вопрос
Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи
словесный

 15.
Викторина "Сказки народов мира".

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения
Книги из библиотеки
по выбору
 
Знать особенности народной сказки.
Уметь представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами; анализировать главную мысль произведения  
Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора.Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет.
практический, словесный

Раздел 3: Былины - 12 ч


 1.
Былины

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
презентация, учебник, рабочая тетрадь
С. 6671, читать
 
Знать жанр устного народного творчества – «былины».
Уметь объяснять значение слов «гусли», «калики перехожие», «околица», «пожня», «тын», «палица», «стольный», «потник», «подпруга»; находить ответы в тексте; рассказывать о делах Ильи после того, как получил он силу великую; определять главную мысль произведения; называть сказки, герои которых похожи на Илью
Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.Формировать чувство понимания и сопереживания другим людям.
словесный

 2.
«Как Илья из Мурома богатырем стал»

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения. Понимание содержания литературного произведения:
учебник, рабочая тетрадь
с.66-71, пересказать
 
Знать о качествах национального героя.
Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову «мягкий»; объяснять значения слов «дородный», «заутреня», «обеденка», «заколодела», «замуравела», «покляпыя», «верста», «пята»; давать характеристику героям; объяснять поступки героев; выполнять выборочное чтение; сравнивать отношение Соловья к князю Владимиру и к Илье Муромцу; рассказывать, как вел себя Илья Муромец в княжеских палатах; находить определения, которые постоянно употребляются
Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником. Формировать познавательную мотивацию учения.
словесный,практический

 3.
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»(1)

Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев
учебник, рабочая тетрадь
с.72-81, читать
 
Знать о качествах национального героя
Уметь читать по ролям произведение. Оценивать поступки героев.  
Сравнивать, классифицировать произведения по заданным критериям. Формировать познавательную мотивацию учения.
 

 4.
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»(2)

Сравнительный анализ литературного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название  
учебник
С. 7281,работа в парах
 
Знать о качествах национального героя.
Уметь читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков.  
Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику. Формировать чувство понимания и сопереживания другим людям.
словесный

 5.
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»(3)

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.
учебник, рабочая тетрадь
С. 7281, ответить на вопросы
 
Знать о качествах национального героя.
Уметь читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков.  
Выполнять учебные действия в устной форме.Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность.
 

 6.
Научно - популярная статья «Княжение Владимира Святого».

Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность
учебник
С. 120122
 
Знать о научно - популярном жанре.  
Уметь определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.
Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность.
словесный

 7.
А.К. Толстой «Илья Муромец».

Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность
 
С. 8385, читать
 
Знать произведения А. К. Толстого.
Уметь подбирать синонимы к словам «обнести», «неприхотливый», «бряцать», «изведать»; выразительно читать произведение; объяснять, почему Илья Муромец покинул двор князя Владимира; объяснять слова в предложении «И старик лицом суровым просветлел опять»; сравнивать отношения к Илье Муромцу народных сказителей и А. К. Толстого; анализировать произведения изобразительного искусства
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выделять существенную информацию из текста.Уважать культуру разных народов. Понимать чувства других людей и сопереживать им.
словесный, практический

 8.
Читальный зал. Н.Н.Асеев "Илья".

Сходство и различие авторской и народной сказок
учебник
С. 82, 8893, пересказать
 
Знать особенности языка и композиции народных сказок.
Уметь анализировать художественное произведение; сравнивать описание Ильи Муромца в народной былине и в произведении  Н. Асеева
Уважать культуру разных народов. Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины, осознавать этническую принадлежность. Понимать чувства других людей и сопереживать им.  
 

 9.
Читальный зал. Н. Асеев. «На заставе богатырской»

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
С. 82, 8893, учебник
пересказать
 
Знать особенности языка и композиции народных сказок.
Уметь объяснять значение слова «чуженин»; рассказывать о качествах Ильи, которые проявились во время боя; анализировать, как изменилось отношение врага к Илье Муромцу; объяснять, почему собрались богатыри на заставе
Уметь корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
словесный, практический

 10.
Картинная галерея В.М. Васнецов «Богатыри»

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.
С. 8687, учебник
ответить на вопросы
 
Знать об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворении, метафоре).  
Уметь создавать устные высказывания с выражением личного отношения к изображённому.
Анализировать, строить логические высказывания, делать выводы. Устанавливать связь между литературным произведением с произведением живописи  
словесный, практический

 11.
Творческая работа по репродукции картины В.М. Васнецова "Богатыри".

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Учебник, презентация
 
 
Знать об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворении, метафоре).  
Уметь создавать устные высказывания с выражением личного отношения к изображённому.
Уметь корректно строить речь при решении коммуникативных задач.Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии
словесный

 12.
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Былины»

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения
книги из библиотеки
по выбору
 
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Пробуждать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. Анализировать, строить логические высказывания, делать выводы. Устанавливать связь между литературным произведением с произведением живописи  
словесный, практический

Раздел 4: АВТОРСКИЕ СКАЗКИ - 9 ч


 1.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Знакомство с историей создания сказок А.С. Пушкиным, с текстом сказки, беседа на основе первичного восприятия.
учебник, рабочая тетрадь
с.94-105
 
Знать произведения и творчество А. С. Пушкина.  
Уметь подбирать синонимы к словам «тешиться», «грезить», «наяву»; объяснять значение слов «аршин», «сватья», «гуллива», «дело лихо», «зыбь»; находить в сказке слова и сочетания слов, встречавшиеся в произведениях, созданных народом; определять сходство авторской сказки А. С. Пушкина и народной; рассказывать историю трех сестер и их матери Бабарихи; использовать в своем рассказе строки из сказки; анализировать отношение поэта к сестрам царицы и их матери; вспомнить народную сказку, в которой встречалась мудрая девица-красавица, и сравнивать ее с царевной Лебедь; сравнивать князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане» с царевичем Елисеем из другого произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
Читать с соблюдением норм выразительного чтения, различать жанры литературы. Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.Строить логичные, аргументированные высказывания, анализировать свои эмоции, чувства.
словесный, поисковый, наглядный

 2.
Н. С. Гумилев «Маркиз де Карбас»

Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека
учебник, рабочая тетрадь
С. 106109, пересказать
 
Знать о связи устного народного и авторского творчества  
Уметь соединять фантастическое и реальное, смешное и грустное в художественном произведении.
Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. Анализировать, сравнивать и делать выводы, проводить аналогии, строить аргументированные высказывания с привлечением информации из текста.
словесный, наглядный

 3.
К. Чапек «Случай с русалками»

Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям
учебник, рабочая тетрадь
С. 110116, пересказать
 
Знать о связи устного народного и авторского творчества.  
Уметь определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям.  
Определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям.Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. Анализировать, сравнивать, делать выводы о прочитанном, выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания.
словесный, наглядный

 4.
Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст
учебник,рабочая тетрадь
С. 116145, читать, составлять план, рисунок, пересказать
 
Знать приёмы, используемые писателем для создания характера персонажа.
Уметь участвовать в диалоге; строить монолог; творчески пересказывать текст.
Читать со скоростью, позволяющей осознать, воспринимать на слух содержание.Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей.Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства.
словесный, наглядный, практический

 5.
Внеклассное чтение О. Кургузов «Телевизионные макароны»

Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии
учебник с. 32-34
С. 32-34, пересказать
 
Знать авторские позиции
Уметь аргументировать сделанный вывод; придумывать ситуации по аналогии.  
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью. Формировать эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.  
наглядный, поисковый, словесный

Раздел 5: БАСНИ - 7 ч


 1.
Басни И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь»

Произведения выдающихся представителей русской литературы
учебник, рабочая тетрадь
с.38-39, читать выразительно
 
Знать, какое произведение называется басней; произведения И. А. Крылова.  
Уметь подбирать синонимы к выражениям «попасться на удочку», «нет проку», «был таков»; подбирать антонимы к словам «бодрый», «бережливый»; выразительно читать произведение; объяснять, почему названия зверей пишутся с большой буквы; читать басню по ролям; сравнивать Медведя из басни и медведей из народных сказок; объяснять, почему Медведь «задумал жить такими же трудами»; анализировать причины неудач Медведя; находить мораль басни  
Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни.Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи.
словесный, практический

 2.
И. А. Крылов «Любопытный»

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
учебник, рабочая тетрадь
с.40-41, наизусть
 
Знать о жанре «басня»; правила подготовки текста к выразительному чтению
Уметь сочинять мораль к этой басне; придумывать историю, в которой можно использовать слова «Слона-то я и не приметил»; давать характеристику героям басни; читать наизусть басню
Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни, использовать текст для подтверждения своего мнения. Иметь способность к самооценке. Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи.
словесный, наглядный

 3.
Эзоп «Ворон и лисица».

Знакомство с творчеством Эзопа, текстом басни, анализ произведения.
учебник с. 42-43
с. 42-43, читать
 
Знать о жанре «басня»; об иносказании в художественном произведении.
Уметь перечитывать и анализировать мораль басни; объяснять, как связана мораль басни с содержанием этого произведения; давать характеристику качествам Вороны и Лисицы
Находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, особенности басни, использовать текст для подтверждения своего мнения. Иметь способность к самооценке, ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей. Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи.
наглядный, словесный

 4.
И.А.Крылов «Ворона и Лисица».

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний автора
учебник с. 44-45,
наизусть с. 44-45
 
Знать о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении.
Уметь объяснять смысл слов и словосочетаний «не сводить глаз», «вещунья», «голова вскружилась»; сравнивать героев басен Эзопа и И. А. Крылова; сопоставлять мораль басен Эзопа и И. А. Крылова; рассказывать о переживаниях и поведении Вороны; использовать в своем рассказе слова из басни
Определять отношение автора к персонажам, находить образные слова и выражения, соотносить поступки героев с нравственными нормами.Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания.
словесный, картинный

 5.
Научно - популярная статья «Кумушка лиса».

 
учебник С. 116117
С. 116117, читать , ответить на вопросы
 
Знать о научно - популярном жанре.  
Уметь определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения; отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию
Выполнять учебные действия в устной форме. Сравнивать, классифицировать произведения по заданным критериям. Развивать интерес и уважение к культуре разных народов.  
словесный, наглядный

 6.
Читальный зал. И. А. Крылов, И. И. Дмитриев.

Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него
учебник с. 48
с. 48, читать выразительно
 
Знать произведения И. А. Крылова, И. И. Дмитриева.    
Уметь выразительно читать произведения; анализировать мораль басни
Отбирать материал для драматизации, анализировать, отличать слова автора и героев, участвовать в драматизации. Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, договариваться, распределять обязанности, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
словесный, наглядный, практический

 7.
Наш конкурс (викторина). Контрольное чтение.

Работа в группах над вопросами викторины из учебника, демонстрация уровня читательских умений.
Учебник, хрестоматии, книги для чтения, дидактические материалы
повторить все басни
 
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   
Различать литературные жанры, выделять и оперировать выразительными средствами языка. Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. Осуществлять взаимодействие с партнерами, договариваться, аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров, осуществлять самооценку.
словесный, наглядный

Раздел 6: СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ - 8 ч


 1.
Ю. Яковлев «Мама»

Углубление представлений о понятиях «Родина», «Отечество», выделение выразительных средств в тексте.
учебник с. 56-57, рабочая тетрадь
с.56-57, читать
 
Знать произведения М. Яковлева, что многоточие может обозначать паузу, которая скрывает не названные словами чувства и мысли.
Уметь продолжать ряд слов «голос – нежный, резкий, родной, »; находить близкие по смыслу слова «объяснять», «понимать», «пояснять», «знать», «угадывать», «предсказывать»; находить олицетворение в стихотворении; уточнять значение слов по толковому словарю; читать текст, выдерживая паузы; рассказывать, какие первые открытия в детстве помогла сделать мама, какой представляешь свою Родину; объяснять значение слова «Родина»; рассказывать, рассматривать и анализировать иллюстрацию к стихотворению; описывать, какие чувства передал автор в своем произведении
Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного. Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Анализировать, делать выводы, аргументированно строить логические высказывания.
словесный, наглядный

 2.
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение
учебник с. 59,рабочая тетрадь
с.59, наизусть
 
Знать эмоционально - смысловое содержание лирического произведения и способы его создания.
Уметь выразительно читать, определять темп, изменение интонации; выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом; находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.  
Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте. Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Анализировать, делать выводы, аргументированно строить логические высказывания.
словесный, практический

 3.
С. А. Есенин «С добрым утром!»

Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть
учебник с. 61-62, рабочая тетрадь
с.60-62, читать выразительно
 
Знать произведения С. Есенина,     
Уметь подбирать синонимы к словам «вырядиться», «нарядиться», «проснуться», «проспать»; называть другие стихотворения о Родине С. Есенина; читать наизусть стихотворения
Определять идею произведения, соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями, определять переживания лирического героя. Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней.Анализировать, выделять существенное, логически аргументировать свое мнение.
словесный, поисковый

 4.
Научно - популярная статья " Ландыш"

Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения.
С. 117118
с.117-118
 
Знать о научно - популярном жанре.  
Уметь определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения; отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию; обсуждать значительные идейно -нравственные проблемы.  
Выполнять учебные действия в устной форме. Сравнивать, классифицировать произведения по заданным критериям. Формировать чувство понимания и любви к живой природе, бережно относиться к ней.  
наглядный, поисковый, словесный

 5.
М. М. Пришвин «Моя родина»

Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.
учебник с. 62-65, рабочая тетрадь
с.62-65, читать , ответить на вопросы
 
Знать общечеловеческие проблемы
Уметь работать с учебной статьёй, соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.  
Определять идею произведения, соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями, определять переживания лирического героя, сравнивать позицию поэтов, выявлять способы ее выражения. Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания.  
словесный, наглядный, поисковый

 6.
И. Северянин «Запевка»

Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту
учебни с. 66, рабочая тетрадь
с.66-67, ответить на вопросы
 
Знать о многозначности слова в тексте лирического произведения.
Уметь выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом; находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте; сравнивать позиции поэтов, выявлять способы её выражения; знакомиться с жизнью творческих личностей.
Определять идею про-изведения, переживания лирического героя, сравнивать позицию поэтов, выявлять способы ее выражения. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания, осуществлять поиск информации в различных источниках.
наглядный, словесный

 7.
И. С. Никитин «Русь»

Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему
учебник с. 67-70, рабочая тетрадь
с.67-70, читать выразительно
 
Знать жанр, содержание, автора произведения
Уметь определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему.  
Определять идею про-изведения, переживания лирического героя, выявлять способы их выражения, соотносить мысли поэта и личные размышления. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания.
словесный

 8.
Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине.

Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, чтение наизусть выбранных произведений.
Учебник, хрестоматии, книги для чтения, тексты, дидактические материалы, используемые на данном занятии.
подготовить стихи
 
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь различать элементы книги; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении   
Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. Испытывать чувство любви к Родине и природе, стремиться к бережному отношению к природным богатством. Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение.  
словесный, наглядный

Раздел 7: О ПРОШЛОМ РОДИНЫ - 6 ч


 1.
«Повесть временных лет»

Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов
учебник с. 75-76, работа с тетрадями
с.75-76, читать
 
Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения
Уметь объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа.  
Находить нужные источники информации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выделять существенную информацию из текста. Ориентироваться в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулировать поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.  
словесный, наглядный

 2.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения
учебник с. 77-82,рабочая тетрадь
с.77-82, читать , ответить на вопросы
 
Знать жанр, содержание, автора и главных героев по названию произведения
Уметь выразительно читать; выполнять выборочное чтение; объяснять поступки героев произведения придумывать свои вопросы к этому произведению.  
Сравнивать произведения разных жанров, использовать цитирование для аргументации своего мнения. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, иметь познавательную мотивацию учения. Анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания.  
словесный, практический, поисковый

 3.
Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь».

Знакомство с жанром исторической песни, историческими событиями, связанными с произведением, анализ текста с точки зрения особенностей жанра.
учебникс. 83-84, рабочая тетрадь
с.83-84, читать выразительно
 
Знать о жанрах народного творчества.
Уметь выразительно читать; определять элементы композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения; соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения.
Определять особенности исторической песни, делать элементарный литературоведческий анализ текста, формулировать вопросы о прочитанном. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания.
поисковый, наглядный, словесный

 4.
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин».

Знакомство с подвигом Ивана Сусанина и историческими событиями, описываемыми в тексте, сравнение авторского текста с текстом исторической песни, выявление сходства и различия.
учебник с. 85-89, работа в тетрадях
с. 85-89, отрывок наизусть
 
Знать алгоритм работы с текстом
Уметь читать художественный текст по ролям; определять элементы композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения; соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения.
Определять основную мысль произведения, авторское отношение к герою, использовать цитирование для под-тверждения своего мнения. Ориентироваться в нравственном содержании поступков людей.Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания.
словесный, наглядный

 5.
Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской».,Ф.Н. Глинка «Москва».

Знакомство с творчеством художника В.Маторина, биографией Дмитрия Донского, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление
учебник с. 90-93
с. 90-93, ответить на вопросы
 
Знать о персоналии русской истории.
Уметь выявлять эмоционально -смысловую связь произведения изобразительного искусства и литературы; находить необходимую информацию.  
Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности.
поисковый, словесный

Раздел 8: ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА - 5 ч


 1.
А. А. Ахматова «Мужество»

Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью
учебник, рабочая тетрадь
с.95-96, наизусть
 
Знать о Великой Отечественной войне.
Уметь выразительно читать художественное произведение; определять его главную мысль; делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения.  
Находить образные слова и выражения, объяснять их смысл. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания.
словесный, наглядный

 2.
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений
учебник, рабочая тетрадь
с.96-105, читать , пересказать, ответить на вопросы
 
Знать о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.
Уметь составлять план художественного произведения, читать его по ролям.   
Читать вслух и про себя с соблюдением скорости и литературных норм, сравнивать про-изведения и их героев. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины.Анализировать, сравнивать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания.
практический, поисковый, словесный

 3.
А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения
учебник, рабочая тетрадь
с.105-107, наизусть
 
Знать об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне.   
Уметь выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально - смысловое содержание произведения.  
Выявлять изобрази-тельные средства, определять отношение автора к персонажам, обращаться к тексту для подтверждения своей позиции. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. Анализировать, выделять существенное, аргументировать личную позицию.
словесный, картинный

 4.
Внеклассное чтение Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию
учебник с. 108-109, презентация
с.108-109, по выбору наизусть
 
Знать о Великой Отечественной войне.
Уметь выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию.  
Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой те-матики. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять самооценку, корректно высказывать оценочное мнение.
наглядный, поисковый, словесный

Раздел 9: О ДОБРЕ И КРАСОТЕ - 11 ч


 1.
А. А. Фет «На рассвете»

Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа
учебник, рабочая тетрадь
с.110-111, наизусть
 
Знать о богатстве, красоте родной природы; об изобразительных средствах языка.  
Уметь выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении; определять смысл названия, главную мысль произведения. Объяснять смысл слова в контексте произведения.  
Выявлять и характеризовать выразительные средства, читать стихотворения с правильным интонированием, темпом, ударениями. Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней.Анализировать текст, выделять главное в соответствии с задачей, строить обсуждение в паре.  
словесный, наглядный

 2.
И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...»

Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению
учебник, рабочая тетрадь
с.111-113, наизусть
 
Знать о богатстве, красоте родной природы; об изобразительных средствах языка
Уметь создавать словесные иллюстрации к произведению; выбирать стихотворения для заучивания; создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.
Выявлять и характеризовать выразительные средства, читать стихотворения с правильным интонированием, тем-пом, ударениями. Испытывать эмпатию, чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. Анализировать текст, выделять главное в соответствии с задачей, синтезировать текст на основе анализа.  
картинный, наглядный, словесный

 3.
Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок)

Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям
учебник, рабочая тетрадь
с.113-115, читать выразительно
 
Знать о богатстве, красоте родной природы; об изобразительных средствах языка
Уметь определять авторскую позицию, способы её выражения; создавать письменные работы по личным впечатлениям.
Анализировать и выражать в устной форме чувства, вызванные чтением произведения, аргументировать свою позицию с использованием цитирования. Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Анализировать текст, строить грамотные высказывания, аргументировать позицию.
словесный, картинный

 4.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме
учебник, рабочая тетрадь
с.4-15, читать , перксказать
 
Знать произведения К. Паустовского.
Уметь читать фрагмент рассказа, который произвел сильное впечатление; объяснять название рассказа; озаглавливать части произведения; читать описание осеннего леса в горах, в котором встретились Григ и Дагни; составлять план ко второй части произведения; описывать характер Дагни и Грига; определять главную мысль произведения; объяснять слова «ее жизнь не пройдет даром»; рассказывать, почему Нильс был спокоен за Дагни; находить в детской музыкальной энциклопедии статью об Эдварде Григе; рассказывать о чувствах и мыслях, которые вызвало произведение
Ориентироваться в тексте, составлять план текста для пересказа, выделять опорные слова, определять взаимосвязь образов, выраженных в разных формах. Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Выделять существенное, классифицировать информацию, планировать учебную деятельность.
наглядный, словесный, практический

 5.
А. Н. Майков «Мать»

Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему
учебник, рабочая тетрадь
с.15-17, читать выразительно
 
Знать произведения А. Н. Майкова.
Уметь подбирать синонимы и антонимы к словам «скрытый», «усталый», «честный», «нежный»; объяснять, почему в стихотворении много многоточий; определять главную мысль произведения; вспоминать народные или авторские произведения, в которых говорится о материнской любви; передавать чувства героев
Определять основную мысль произведения, обращаться к тексту для подтверждения своего мнения. Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Анализировать, делать выводы, обосновывать точку зрения.
наглядный, поисковый

 6.
Х. К. Андерсен «Соловей»

Знакомство с произведением, обсуждение первоначальных впечатлений.
учебник,рабочая тетрадь
с.18-32, читать , пересказать
 
Знать произведения Х.-К. Андерсена; понятия авторская и народная сказка.
Уметь подбирать синонимы и антонимы к словам «отзывчивый», «чудесный», «удивительный»; составлять план сказки; пересказывать особенно понравившийся фрагмент сказки; объяснять, почему путешественники ставили соловья, жившего в лесу, выше всего; рассказывать, какими изобразил автор придворных; вспоминать героев разных произведений, в которых соединились внешняя и внутренняя красота
Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев.Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, регулирование поведения в соответствии с познанными этическими требованиями. Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы.
словесный, репродуктивные, наглядные

 7.
научно - популярная статья " Соловьи"

Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность
учебник С. 119120
с.119-120
 
Знать научно-популярный жанр
Уметь передавать содержание научно-популярных произведений, отличать их от других жанров.
Работать с учебной статьёй, выделять в ней узловые мысли, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выделять существенную информацию из текста, составлять план.Любить живую природу, развивать эстетические чувства на основе знакомства с другими родами искусства музыкой, живописью.  
словесный, проблемно- поисковый

 8.
А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром
учебник с. 33
с.33, читать выразительно
 
Знать произведения А. Ахматовой.
Уметь представлять и описывать сухое дерево; характеризовать чувства, испытываемые человеком, говорящим, что ветер «нежен и упруг»; находить слова в тексте, в которых полнее всего передается весеннее настроение человека; анализировать произведение изобразительного искусства  
Развивать воображение, умение наблюдать за окружающим миром.Формировать чувство понимания и любви к живой природе
наглядный, словесный

 9.
Картинная галерея И.И. Шишкин «Рожь». Внеклассное чтение А. Блок «Летний вечер».

Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения
учебник С. 3439
с. 3439, читать , ответить на вопросы
 
Знать произведения А. Блока.  
Уметь выразительно читать лирические стихотворения, передавая при помощи интонации свое отношение к персонажам; находить в стихотворении сравнения и метафоры; подбирать синонимы к словам «медвяная», «пряная»; описывать чувства поэта; рассказывать о каком-нибудь тихом вечере
Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности.
наглядный, практический, словесный

Раздел 10: МИР ДЕТСТВА - 15 ч


 1.
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному
учебник, рабочая тетрадь
с.42-47, читать выразительно
 
Знать произведения Н. А. Некрасова.
Уметь подбирать антонимы к словам «внимательный», «утомленный», «мгновенно»; объяснять значение слов «вирши», «умиление», «мякина», «нега», «лава», «оскома», «содом», «вестимо»; читать разговор детей по ролям; рассказывать, что узнали о крестьянских детях, об их жизни, прочитав это произведение; вспоминать произведения о крестьянских детях; читать наизусть фрагмент стихотворения
Читать по ролям, рассказывать об отношении автора к персонажам с использованием цитирования. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины.Анализировать, делать выводы, планировать деятельность, строить корректные аргументированные высказывания, согласовывать работу в малой группе.
репродуктивные, наглядный, словесный

 2.
Внеклассное чтение Произведения русских поэтов о детях

Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, представлять сборник произведений
учебник с. 87-90
с.87-90, пересказать
 
Знать алгоритм работы с книгой
Уметь находить нужную информацию, работать с книгой, представлять сборник произведений.  
Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей.Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять самооценку, корректно высказывать оценочное мнение.
практический, наглядный, словесный

 3.
Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки)

Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием.
учебник, рабочая тетрадь
с.48-51, пересказать
 
Знать произведения Л. Н. Толстого,
Уметь находить описание внешности maman; выбирать слова, подходящие к описанию ее внешности; передавать чувства и переживания автора в рассказе «Мамаn»; описывать внешность своей мамы; объединять слова, близкие по смыслу
Выделять существенное в тексте, характеризовать персонажей с опорой на текст, создавать устный рассказ на заданную тематику. Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей.Анализировать, выделять существенное, формулировать и аргументировать высказывания.
наглядный, практический

 4.
И. А. Бунин «Детство»

Формирование умения передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей
учебник, рабочая тетрадь
с.52, ответить на вопросы
 
Знать произведения И. А. Бунина
Уметь находить и читать рифмы в стихотворении И. А. Бунина; читать слова, в которых выражены переживания поэта; рассказывать о своем самом добром или самом красивом воспоминании
Читать текст с правильным интонированием, выражая понимание смысла, выделять существенное в тексте, характеризовать персонажей с опорой на текст, создавать устный рассказ на заданную тематику. Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Анализировать, выделять существенное, формулировать и аргументировать высказывания.
проблемно- поисковый

 5.
Марк Твен «Великолепный маляр»

Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков
учебник, рабочая тетрадь
с.53-63, пересказать, ответить на вопросы
 
Знать произведения М. Твена.
Уметь подбирать синонимы к словосочетаниям «как ни в чем ни бывало», «пылать любопытством», «представилось в новом свете», «направить свои стопы»; читать по ролям беседу Тома с Джимом и Беном; описывать качества Тома; находить и перечитывать рассуждение Марка Твена об отличии игры от работы; рассказывать о своей работе; объяснять значение слов «миля», «омнибус», «Монблан», «обязанность», «швартов», «алебастр», «фут», «ярд», «мулат»
Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. Иметь познавательную мотивацию учения. Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение.
словесный

 6.
Внеклассное чтение Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Закрепление приемов поиска и отбора книг, внешнего и внутреннего анализа произведения, создание отзыва-рекомендации о прочитанной книге в письменной форме.
учебник
с.63, пересказать
 
Знать название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произ-ведения, происходящие события
Уметь работать с текстом: выбирать эпизоды для инсценировки, выделять авторский текст и реплики персонажей.
Выполнять учебные действия в устной форме. Формировать критерии оценки человеческих поступков.  
словесный

 7.
В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков
учебник, рабочая тетрадь
с.64-71, читать , персказать
 
Знать произведения В. Солоухина.
Уметь подбирать антонимы к словам «верить», «великий», «молчать»; делить рассказ на части и озаглавливать их; объяснять слово «преимущество»; рассказывать, какие чувства испытал мальчик, когда обнаружил пропажу; читать по ролям; пересказывать историю от лица одноклассников мальчика
Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное.Иметь познавательную мотивацию учения. Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение.
наглядный, словесный

 8.
М. И. Цветаева «Наши царства

Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора
учебник, рабочая тетрадь
с.72-73, читать выразительно
 
Знать произведения М. И. Цветаевой,
Уметь объяснять смысл слов «счастье быть на свете»; рассказывать о своем счастье; сравнивать детей, от лица которых ведется рассказ в стихотворениях М. И. Цветаевой
Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств.Иметь способность к самооценке, испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания.
практический, наглядный, словесный

 9.
Р. Л. Стивенсон «Страна кровати»

Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора
учебник с. 74-75
с.74-75, ответить на вопросы
 
Знать произведения Р. Л. Стивенсона.
Уметь объяснять смысл слов «счастье быть на свете»; рассказывать о своем счастье; сравнивать детей, от лица которых ведется рассказ в стихотворениях Р. Л. Стивенсона; вспомнить стихотворения, в которых говорится о детях-фантазерах; находить рифмующиеся слова в произведениях Р. Л. Стивенсона; сравнивать расположение рифм в этих произведениях; учить наизусть стихотворения о детях
Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств, проводить аналогии. Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение.
словесный

 10.
А. П. Чехов «Мальчики»

Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов
учебник с 76-86
с.76-86, читать , пересказать
 
Знать произведения А. П. Чехова.
Уметь подбирать синонимы к сочетаниям слов «поднять настроение», «поднять голос»; читать по ролям беседы Чечевицына с Катей и Володей; составлять план рассказа; рассказывать эту историю от лица Кати или Володи; определять отношение автора к героям рассказа; сравнивать героев – любителей путешествий – из рассказов М. М. Зощенко «Великие путешественники» и А. П. Чехова «Мальчики»; рассказывать о своих путешествиях
Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. Иметь познавательную мотивацию учения. Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение.
поисковый, словесный

 11.
Научно - популярная статья " Николай Пржевальский"

Сравнение и выделение особенностей художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей.
учебник с. 121-122
с.121-122, ответить на вопросы
 
Знать название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события
Уметь выразительно читать произведение; выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям; творчески пересказывать; определять главную мысль; составлять план произведения.  
Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. Стремиться к углублению своих знаний.Сравнивать и классифицировать типы литературных произведений, анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию.
поисковый

 12.
Читальный зал. А. Н. Плещеев. «Детство». И. З. Суриков. «В ночном»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их
учебник с. 87-90
с. 89-90, читать выразительно
 
Знать произведения А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова. Выразительно читать лирические произведения  
Уметь сравнивать переживания, выраженные в произведениях А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова; в
Проводить доступный литературоведческий анализ текста. Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность.  
словесный

Раздел 11: УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ - 9 ч


 1.
Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

Выделение в тексте реального и фантастического, глупого и остроумного.
учебник, рабочая тетрадь
с.91-97, читать, пересказать
 
Знать произведения Р. Э. Распе.    
Уметь выразительно читать; описывать характер главного героя; пересказывать одну из историй; сочинять новую историю о приключениях барона Мюнхгаузена
Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. Планировать собственную читательскую деятельность, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
наглядный, словесный

 2.
Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера»

Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему
учебник, рабочая тетрадь
с.98-108, читать , персказать
 
Знать произведения Д. Свифта.
Уметь озаглавливать части истории о Гулливере; пересказывать третью часть; сравнивать невероятное в рассказах Мюнхгаузена и в историях Гулливера; описывать качества маленьких человечков; сравнивать придворных короля Лилипутии и придворных императора из сказки
Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств, проводить аналогии. Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания.  
наглядный, поисковый, словесный

 3.
Внеклассное чтение Т. Крюкова «Хрустальный ключ»

Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его
учебник, хрестоматия
с.109-118, читать, ответить на вопросы
 
Знать о реальном и фантастическом, глупом и остроумном.
Уметь развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать своё отношение к прочитанному и аргументировать его.  
словесный
 

 4.
Внеклассное чтение Мои любимые книги

Формирование умений представлять любимых авторов; выявлять черты, объединяющие их произведения; создавать рекомендации любимых книг; аргументировать своё мнение. Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию
хрестоматия
по выбору
 
Знать правила работы с книгой
Уметь представить свою любимую книгу
Выполнять учебные действия в устной форме. Развивать интерес и уважение к культуре разных народов.  
наглядный, практический, поисковый

 5.
Итоговое контрольное чтение.

Чтение контрольного текста, выполнение заданий на понимание прочитанного.
хрестоматия
подготовиться к чтению
 
 
 
Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное.Иметь способность к самооценке Анализировать, формулировать корректные аргументированные высказывания, оценивать собственную учебную деятельность.
поисковый


Заголовок 215