Доклад ятребования к личности современного педагога
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
Любить то, что ты преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь.
В.Ключевский.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.
Профессия педагога - особенная. Учителя - это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных, потому что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к дисциплине.
В педагогике особое внимание уделяется совершенствованию методов обучения, воспитания и развития обучаемых, а также формированию их умений и навыков. Конечно, это нужно и важно делать, однако известно, что один и тот же метод в деятельности разных педагогов рождает разный результат, и не всегда адекватный.
Методы обучения взаимодействуют в тесной связи с личностными качествами педагога.
Ученые выделили три группы таких качеств.
К первой группе относятся индивидуальные личностные качества педагога:
душевная чуткость;
чувство деликатности;
чувство юмора (юмор может включать и негативный аспект, нездоровый юмор унижает, а то и убивает человека);
проявление интуиции.
Вторая группа личностных качеств педагога основана на психологических механизмах межличностного понимания. К ним относят:
идентификацию;
эмпатию;
децентрацию.
Идентификация — способность педагога мысленно поставить себя на место обучаемого и на основе осознания его проблем объяснять его поведение. Действительно, многие обучаемые не могут учиться лучше потому, что педагоги не умеют концентрировать (сжимать) учебную информацию для каждого из них. Иными словами, мешает перегрузка. Другие запустили материал. Третьи не верят в поддержку преподавателей: о них сложилось негативное мнение.
Эмпатия — способность постигать эмоциональное состояние каждого обучаемого. Ведь его физиологическое состояние проявляется непредсказуемо (вялость, отключение памяти, раздражительность, возбудимость). Влияет и социум (семья, среда, коллектив). Сказывается на поведении обучаемого и структура характера (система отношений в целом). Без учета всего этого заинтересованное общение «педагог — обучаемый» невозможно.
Децентрация — способность педагога отказаться от своих эгоцентрических оценок обучаемого и умение смотреть на обучающегося его же глазами.
Считается, что требовательный и ответственный педагог вполне может развивать в себе эти качества.
Основой третьей группы личностных качеств является рефлексивный уровень педагогических способностей, в котором, в свою очередь, можно выделить следующие личностные качества: чувство объекта; чувство такта; чувство меры; чувство причастности; чувство ориентира.
Остановимся только на некоторых из них.
Чувство объекта проявляется в умении педагога отбирать такую информацию, которая вызывает у обучаемых наибольшие эмоциональные отклики.
Опыт показывает, что очень важным качеством является чувство такта. Здесь важна «золотая середина». Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:
быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчужденность;
уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным;
быть добрым, но без слабости (не добреньким); быть строгим, но без придирчивости;
чувствовать причастность, но не выполнять обязанности за обучаемого;
уметь прогнозировать эмоциональный отклик обучаемых, но не игнорировать при этом их нацеленность на преодоление трудностей;
быть внимательным к обучаемому, но при этом соблюдать чувство меры.
Чувство такта, как правило, проявляется в тесной связи с чувством деликатности.
Чувство меры помогает педагогу видеть изменения, которые происходят в личности под влиянием различных воздействий. Педагог способен прогнозировать и диагностировать интеллектуальное развитие обучаемого и формируемые ценностные (моральные) ориентации.
Чувство причастности проявляется в том, что педагог предвидит реакцию обучаемых на свои действия. Это чувство органически связано с чувством эмпатии.
Наконец, чувство ориентира позволяет педагогу постоянно опираться на возможности обучаемых, учитывать их и владеть способами перевода их на более высокий уровень развития.
Таким образом, охарактеризованы личностные качества педагога, входящие в психологическую структуру продуктивной педагогической деятельности. Внимание к данным качествам объясняется тем, что и молодые, и опытные педагоги главным образом испытывают затруднения не в выборе методов обучения, а при столкновении с проблемами психологического характера (выбор эффективных мер педагогического воздействия; осознание мотивов поступков и поведения обучаемых; установление с ними заинтересованного общения).
В настоящее время в рамках модернизации российского образования одной из важнейших задач профессионального обучения является повышение компетентности обучающихся через повышение компетентности преподавателей. Смена педагогической парадигмы создает условия для переориентации профессионального сознания преподавателя на признание приоритетным основанием деятельности способности уважать личность обучающегося, его право на ценностное самоопределение. Современное модернизуемое образование как никогда нацелено на личность обучаемых.
С переходом на новые образовательные стандарты меняется роль преподавателя - от позиции транслятора знаний к позиции консультанта, менеджера, тьютора. На слайде приведены качества (ключевые компетенции), которыми должен обладать такой педагог:
этика;
личные качества;
четко выраженная позиция/отношение;
функциональные компетенции; педагогические способности;
организаторские способности;
умение сотрудничать;
целенаправленность;
знание собственной организации;
знание рынка;
профессиональные компетенции;
методические компетенции;
знание законов и нормативных актов;
умение пользоваться техническими средствами обучения.
Но к важнейшим умениям «нового» педагога относятся следующие:
слушать и говорить;
инструктировать;
задавать вопросы;
наблюдать и контролировать учебный процесс;
поощрять;
вдохновлять;
вмешиваться в происходящее.
Такой преподаватель нацелен на качество преподавания, вовлекая каждого обучающегося в образовательный процесс посредством возложения ответственности на самих обучающихся, и призывает каждого отдельного обучающегося подчинять свои личные умения групповым. С точки зрения применения нового стиля ведения занятий можно отметить, что выступать в роли преподавателя-транслятора знаний существенно легче, чем в роли преподавателя-консультанта. В первом случае достаточно просто честно и в полном объеме передавать свои знания, во втором же - приходится часть знаний придерживать, обеспечивая обучающимся «право на незнание», право на самостоятельный поиск ответа.
Интерес к личности педагога является средством активизации интереса к дисциплине. Образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Повышение профессиональной компетентности преподавателя в условиях модернизации образования зависит не только от сформированности профессиональных компетенций, но и, безусловно, от развитости его личностных качеств.
Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в обучающих, практических семинарах, научно-практических конференциях.
Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомните совет психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените своё отношение к ней». Всегда найдутся те, кто смогут вам в этом помочь, те, кто вас окружают: учителя - единомышленники и ученики.
Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек, люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере излишнего пафоса, скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова «того самого Мюнхгаузена»: «Серьёзное лицо - ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.
Профессия педагога стала для меня возможностью самореализации личности. Работа педагога приносит удовлетворение, новую энергию.
Принципы, которые я хотела бы реализовывать в своей работе можно выразить следующей формулой: традиционность - новаторство - мастерство.
А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:
любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.
Но главная формула успеха - это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.
Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере являются слова «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете».
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.