Статья «Механизмы формирования научно-исследовательской компетенции учащихся в условиях современного образовательного пространства»
Статья «Механизмы формирования научно-исследовательской компетенции учащихся в условиях современного образовательного пространства»
Чигиринских Людмила Александровна
Учитель русского языка и литературы
Развитая научно-исследовательская компетенция лежит в основе успешной проектной деятельности, отличает студентов, показывающих высокий уровень подготовки уже на первых курсах высшего учебного заведения.
Формируется научно-исследовательская компетенция на протяжении всего обучения в школе. Основы ее закладываются в начальной школе, совершенствуясь и расширяясь позже.
В условиях современного образовательного пространства главной целью учебных учреждений является подготовка конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни своей страны. Прежняя школа воспитывала людей с психологией «винтика». Но современные условия расширяющегося информационного пространства, «запуска» новых технологий и новых моделей деятельности позволяют добиваться жизненного успеха только человеку, ориентированному на психологическую позицию «отвертки», то есть компетентной личности. Воспитать такого выпускника значительно сложнее.
Учебно-познавательная компетенция – это комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающий процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Данная компетенция предусматривает умение учащегося эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владение способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, что позволяет понимать научную картину мира, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности.
Компетенция личностного саморазвития предусматривает овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностями, обеспечивающими физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Компетенция предполагает формирование психологической грамотности, внутренней экологической культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности, что, в целом, позволит овладеть такими качествами, как чувство собственного достоинства, ответственность за свои поступки и свою жизнь, умение соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности,
Я считаю, что универсальным средством, позволяющим формировать у учащихся компетенции обоих видов одновременно, является метод научных исследований и проектов. Поэтому научно-исследовательской деятельности уделяется большое внимание.
Каковы же условия и механизмы формирования научно-исследовательской компетенции учащихся?
Несомненно, в основе успешной исследовательской деятельности лицеиста лежит глубокое знание им учебного материала, что гарантирует успешную сдачу экзамена по предмету выбранной секции и допуск к республиканскому туру соревнований по научным проектам. Развитая учебно-познавательная компетенция обеспечивает свободу научного поиска и глубину исследования. Эти результаты достигаются, прежде всего, за счет продуманной организации учебно-воспитательного процесса.
В школе должны быть отработаны специальные механизмы формирования научно-исследовательской компетенции учащихся. Учитываться все составляющие этого комплекса знаний, умений и навыков, обеспечивающие готовность ученика к успешной исследовательской деятельности.
Умение устанавливать межпредметные связи является еще одной составляющей компетенции исследователя. Только таким способом создается представление о единой картине мира. Знания из одной научной области иногда помогают найти решение проблемы из другой. Об этом учащиеся узнают на интегрированных уроках, во время внеклассных мероприятий с применением знаний различных учебных дисциплин. Для каждой возрастной группы разработаны свои виды интеллектуальных игр, например «Эрудиты», «Мозголомы», межпредметные КВНы.
Залогом успешной работы современного исследователя является знание языков. Наличие языковой компетенции способствует, благодаря овладению научной терминологией, углублению познания, выработке навыков сравнительного языкознания, облегчает постижение этнопсихологии, обеспечивает возможность участия в диалоге культур разных народов и выступлений с научным докладом на международном уровне. Знание государственного казахского языка необходимо и при работе с документами. Формирование полилингвальной личности признано приоритетным направлением учебно-воспитательной работы.
Владение информационными технологиями – очень важная составляющая исследовательской компетенции, так как обеспечивает деятельность по сбору, обработке материалов исследования, моделированию объектов, созданию стенда для представления результатов поисковой работы на республиканских и международных соревнованиях.
Успех выступления с проектом обеспечивается присутствием ораторского мастерства докладчика. Знание риторики, навыки письменной и устной речи, владение научным стилем, умение импровизировать появляются у учащегося как результат его участия в дебатной деятельности, в творческих конкурсах, в музыкальных и театрализованных постановках.
При подготовке к научным конкурсам важно уделять внимание психологической составляющей исследовательской компетенции. Учащийся должен быть обучен приемам эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, основам самопознания. Нужно прививать культуру умственного труда, формировать психологическую грамотность.
Нельзя оставлять в стороне и нравственную составляющую исследовательской деятельности. Ребята учатся выстраивать взаимоотношения с научным руководителем, между членами команды на основе доброжелательности, толерантности, им прививается культура спора, они обучаются поведению в конкурентной среде, уважительному отношению к чужой интеллектуальной собственности.
Использованная литература
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 г.г. – Астана, 2004.
Зимняя И.А.Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования.-Интернет-журнал «Эйдос»,2009.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированного образования. «Народное образование» - 2003г. с.58-64.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.-М.:Смысл,2001.
13 PAGE 14115