Стандартно ли быть современным учителем.
Современный учитель – это стандарт?
Что такое стандарт? Если обратиться к словарю иностранных слов, «стандарт» - это образец, эталон, модель. Является ли современный учитель таковым? И что такое современный учитель? Современный ли я учитель? Вряд ли. Хотя хотелось бы им быть. Современный учитель, на мой взгляд-это, человек молодой, энергичный, самодостаточный и уверенный в себе и в завтрашнем дне. Современный учитель-это личность, потому, что только личность может воспитать другую личность-личность современного школьника, что и является главной задачей современной школой. «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность» (Мудрик А. В.) влияние личности учителя-это та живительная сила, благодаря которой в душе учеников произрастает все доброе и полезное. Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Прежде всего, это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чем не владеешь сам. Поэтому современный учитель должен быть, прежде всего, образованным и воспитанным. Кругозор учителя не должен ограничиваться только школьной программой. Индивидуальность учителя - главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он призван мотивировать учеников, пробуждать у них то же отношение к делу. Неотъемлемым компонентом личности является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Современный учитель должен быть мастером своего дела. Бытует мнение, что современный учитель должен обладать всеми хорошими качествами это бесспорно, однако все эти качества, прежде всего должны сочетаться с любовью к детям, которая часто граничит с самоотверженностью, а иногда и с самопожертвованием. Любовь к детям обязательно предполагает терпимость и уважение к ним, такт, эмоциональную культуру педагога и отзывчивость. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, которыми должен обладать современный учитель. Это поможет преодолеть консерватизм, проявлять творчества, придаст учителю уверенность в себе, которая помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим помощником в этом деле служит вера учителя в успех учеников. Чувство юмора- неотъемлемое качество современного учителя. Юмор-это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. Теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест, вместо окрика - юмор. Вот основное оружие современного учителя. Не справедливо было бы обделить современного учителя его профессиональных качеств таких как: педагогическая этика, справедливость, честь, достоинство и совесть. А каким ему не следует быть, современному учителю? Ему категорически нельзя быть серым, злым, завистливым и нудным. Непростительно было бы забыть о педагогической грамотности современного учителя. Без определенной системы научных знаний учитель не сможет глубоко познавать свою деятельность и все, связанное с ней, ибо научные знания в силу своей обобщенности позволяют за случайным видеть закономерное, за единичным и частным – общее. А на этой основе оказывается возможным изменение объективного мира, в нашем случае- совершенствование процесса обучения.
А, чтобы быть таким, Учитель должен иметь возможность повышать свой кругозор всеми возможными способами. Будь то покупка необходимой литературы, посещение театров и музеев, поездка по местам боевой славы, за границу, в конце концов. Разве может учитель иностранного языка в достаточной степени внушить любовь к иноязычной культуре, не видя ее воочию, не соприкоснувшись с ней реально. Можно много рассуждать о самообразовании, самовоспитании и самоопределении личности самого учителя, но одно дело знать о чем-то понаслышке и совсем другое дело увидеть это воочию. Тогда и эмоций у учителя будет больше, и поверят ему лучше. Современного учителя не должно беспокоить, что ему сегодня одеть или обуть, чтобы не выглядеть смешно в глазах своих учеников. Ведь закомплексованный учитель вряд ли сможет убедить своих учеников, что бедность-это не порок. Современный учитель не должен тратить свое драгоценное время на поиск возможности отксерокопировать необходимый ему для урока материал. Он должен иметь персональный компьютер под рукой, причем с выходом в интернет. Не спорю, кто-то имеет. Но я рассуждаю о том современный ли я учитель и о том, что мне мешает им быть. В настоящее время проблема формирования учителя нового типа имеет большое значение. Особенно это важно в процессе обучения иностранным языкам. Как часто после тщательной подготовки к занятиям учителя иностранного языка выходят из класса разочарованные и опустошенные оттого, что разработанный ими материал не воспринимается с энтузиазмом учащимися. Причина кроется в неумении правильно взаимодействовать. Очень часто - то взаимодействие, которое наблюдается в классе /между учителем и учащимися/ направлено на осуществление механического или непроизвольного заучивания, оно слишком строго контролируется. В нем слишком большой акцент делается на повторение и имитацию. При этом роль учителя часто сводится к роли "дрессировщика", "управляющего". Но ведь у учителя имеется и другая роль. Перед ним стоит задача расширения горизонта познания учащихся, привития ин- тереса к предмету и культуре страны изучаемого языка. Однако для того, чтобы в ходе взаимодействия не пострадала личность общающихся необходимо выработать определенный стиль совместной работы. Прежде всего, общение должно обязательно происходить " на равных". Самовыражение при этом способствует воссоединению знаний и опыта, которые до этого нередко не соприкасались. Поскольку речь идет не о случайном контакте, а о целенаправленно проводимых занятиях, то должны существовать определенные правила общения.
Учитель должен помочь Ученику до конца развить свою мысль. Говорящий должен чувствовать, что его никто не перебьет, не остановит, не подвергнет атаке, что самая главная цель, стоящая перед ним, довести свое высказывание до логического завершения. Чтобы помочь Говорящему наилучшим образом сформулировать и развить свою мысль, учитель должен попытаться воспринимать все как бы с позиции ученика, только тогда он по-настоящему сможет понять его опыт и признать его цели. Этим умением тоже необходимо владеть современному учителю.
Каким я вижу современного ученика? Это развитый не по годам молодой человек. Эрудированный акселерат, знающий порой гораздо больше самого учителя, если речь идет о современных технологиях. Ведь практически каждый ученик, даже на селе имеет свой персональный компьютер, что не скажешь об учителе. Это «Ум, алчущий познаний». Я не согласна с мнением некоторых обывателей, считающих, что современные школьники не хотят учиться. Они не хотят учиться обыденно, традиционно. Они очень разборчивы в том, что они хотят знать. Многолетний опыт показывает, что чем умнее ученик, тем вызывающе он себя ведет. Он, словно хочет сказать: «Заметьте меня, ведь я же умный. Мне не нужны ваши обыденные, скучные уроки. Я жажду большего». Современный школьник пытлив и любознателен. Ему до всего есть дело. Он везде сует свой нос. Вопрос в том плохо ли это? Думаю, что нет, хотя порой это напрягает. Современный ученик-это молодой человек без комплексов. Это «вечный двигатель внутреннего сгорания», если речь идет о чем-то интересном для него и это «спящая красавица» на уроке, если ему скучно. Ему интересно узнать, что где-то обнаружили останки мамонта, и он совершенно не хочет знать, как образуется та или иная временная форма глагола. Современный ученик - это человек с чувством собственного достоинства. Он не хочет, чтобы его унижали, он хочет, чтобы его уважали. Ему кажется, что он уже такой взрослый. Но на самом деле это все, же ребенок со своими достоинствами и недостатками. Он бывает иногда наивен и беспомощен. Он нуждается порой в совете умного, доброго и знающего взрослого каким и призван быть современный учитель. Он примет помощь и поддержку только такого взрослого, которого он уважает и ценит, который является образцом для подражания, т. е. стандартом. Как стать таким учителю, чтобы тебе доверяли, и к твоему мнению прислушивались , в этом состоит главная задача современного педагога. Только в этом случае можно достигнуть пресловутого стандарта.