Цели и задачи образования школьников с ОВЗ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Учитель рус. яз. и лит- ры
Нижнекамская школа- интернат для детей с ОВЗ Оленичева Л.А.
Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является неотъемлемой частью общей системы образования. При всей ее специфичности она рассматривается не как абсолютно самостоятельная сфера учебно-воспитательной деятельности, а как зависящая от основных психолого-педагогических, социальных, нравственных и идеологических проблем, решаемых обществом.
Имея единую с общим образованием конечную цель – достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальное образование подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельностный смысл: достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.
Специфическими целями образования лиц с ограниченными возможностями являются:
для лиц с нарушениями зрения – овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;
для лиц с нарушениями слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи;
для лиц с нарушениями интеллекта – развитие и коррекция всех психических функций, приспособление к жизни в социуме, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата – максимальное овладение всеми навыками жизнеобеспечения;
для лиц с тяжелыми нарушениями речи – овладение коммуникативными навыками речевого общения.
К специфическим целям личностной реабилитации относятся – воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения.
Формирование и развитие выпускника, отвечающего требованиям общества, находит свое отражение в содержании образования и конкретизируется на национальном уровне в виде компетенций, представленных в Государственном общеобязательном стандарте. Эти компетенции являются основополагающими и для выпускника с ограниченными возможностями.
Вместе с тем специальное образование призвано решать и свои специфические задачи, вытекающие из особенностей развития учащихся с умственными и физическими недостатками:
изучение особенностей и закономерностей развития ученика с ограниченными возможностями, установление типа, характера и структуры нарушения, выявление сопутствующих дефектов, дифференциация по уровню познавательного и речевого развития, определение оптимальной формы обучения для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, индивидуализация коррекционной поддержки;
активизация компенсаторных возможностей учащихся, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизации сохранных функций организма в процессе учебной и практической деятельности, восполнению недостатка в сенсорной информации;
стимулирование у учащихся с ограниченными возможностями интереса к учению, создание условия для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании;
стимулирование социализации ученика, обогащение его социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми людьми, приобщение к нормам и ценностям культуры, привлечение к активному участию в культурной жизни;
воспитание нравственного сознания в процессе ознакомления с этическими понятиями и принципами, укрепление чувства долга и ответственности, выработка ценностных ориентаций и убеждений на основе уважения свободы и достоинства формирующейся личности;
содействие физическому развитию учащихся с ограниченными возможностями, закрепление у них навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности, способности самоконтроля и волевой регуляции поведения;
осуществление трудовой реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и данных экспертизы трудоспособности, обеспечение социально-бытовой адаптации, организация для учащихся всех ступеней обучения единой открытой образовательной среды;
проведение оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями, предупреждение возникновения у них вторичных нарушений развития, рационализация режима коррекционного обучения, создание здорового психологического климата во всех типах учебных организаций, где обучаются дети с проблемами в развитии; обеспечение гуманизации специального образования;
совершенствование форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, создание адекватных образовательных технологий, построение программ модернизации и информатизации специального образования в соответствии с современными социокультурными условиями;
осуществление мониторинга качества обучения детей с ограниченными возможностями, определение путей повышения его эффективности;
Для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний не возможно и личностно-ориентированное обучение. Поэтому реализация индивидуальных образовательных маршрутов требует особо подготовленного педагога, имеющего интегративные психолого-педагогические знания.
Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося.
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. В «Концепции модернизации российского образования» выделены следующие важнейшие задачи образования: формирование у учащихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Далее написано: «образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной, интеллектуальной, )».
Таким образом, основой обучения детей с ОВЗ является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15