Конспект урока Искусство в религиозной культуре


Разработка уроков ОРКСЭ
Тема урока: Искусство в религиозной культуре (урок 1)
Цели урока: 1)показать неразрывность религиозной культуры и искусства; 2)ознакомить с формами искусства, характерными для традиционных религий России; ознакомить с новыми терминами и понятиями: икона, каллиграфия, арабески, семисвечник, мандала.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, просмотр презентации.

Средства наглядности: изображения икон, арабесок, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
Организационный момент
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Найдите в словарях определение слова искусство.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
-Как вы думаете, почему религия предполагает искусство?
-Почему верующим необходимы предметы искусства?
-Можно ли священные сооружения разных религий назвать произведениями искусства?
Выступления учащихся с докладами по темам:
«Искусство в религиозной культуре христианства.»- 1. При входе в храм или молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. Искусству часто придается особый религиозный смысл.
2. Среди христиан получили распространение изображения Христа, Его Матери Марии и святых. Эти изображения стали называться иконами (от греческого «образ», «изображение»).
3. Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей христианского искусства. Считается, что в иконе, сделанной по всем правилам, незримо присутствует тот, кто на ней изображен, - Иисус Христос или святые.
4. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён – Иисусу Христу, Богоматери, святым.
Слайд №2

- иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики христа, божией матери, святых. Одним из видов искусства в христианской религиозной культуре являются фрески.
ФРЕСКА – роспись по сырой штукатурке
Фрески в церкви отображают те ценности, которые не меркнут со временем. При этом сами фрески монастыря, соборa, церкви – сохранились на долгие века, донесли до нас мастерство художников того времени. Фрески соборов и церквей – наиболее масштабны и величественны.
Слайд №3

«Искусство в религиозной культуре ислама.»Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.
В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.
Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.
Слайд №4

Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства.
Слайд №5

Мохаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице.
Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).
Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы.В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке.Канонические виды арабской каллиграфии (почерки): КуфиСамый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана (см Рис. 2).
Слайд № 6

Имя Аллаха, почерк Куфи (мозаика, Самарканд)

Образец рукописного декоративного письма "Диван поэзии"  ( перс.)

Андалузский магрибский почерк(2-томный Коран, Испания,  XIII-XIV в.)
"Шесть стилей" классического арабского письма:
Насх"переписка" - горизонтальный, строгий почерк.
Мухаккак"правильный"
Сульс"одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк.
Тауки"указ" - самый убористый почерк.
Рика"скорописный"
Райхани"базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика
Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков.  Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:
Талик (таалик)
быстрый в исполнении (скорописный).
Насталикскорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика" (Рис. 2).
В мавританской Испании был разработан "Андалузский Магрибский почерк", типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках.
3 строки- мухаккак, в картушах - куфи. Илханид Ахмад ибн аль- Сухраварди аль-Бакри (1308, Багдад)

Почерк Талик

Андалузский магрибский почерк
От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века).

В 15-17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках. Потрясающе, не находите?
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся ( той части, в которой говорится о религиозной культуре христианства и ислама).
-Выписать определения в тетрадь
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
Работа с иллюстративным материалом. Задание: рассмотреть изображения икон, арабесок. Беседа по вопросам: Какие особенности характерны для каждого из изображений? Можно ли, зная, каковы священные книги и сооружения христиан и мусульман, предположить, какое искусство принадлежит какой из конфессий?
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте план статьи из пособия для учащихся.
9. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Работа в группах. Знакомство с планами статьи из пособия, составленными учащимися (внутри группы). Сопоставление планов (какие пункты плана повторяются, на сколько частей разбит текст). Составление единого плана для группы.
10.Задание на дом: Составь план ответа на одну из тем: «Искусство в религиозной культуре христианства», «Искусство в религиозной культуре ислама» ( по выбору).
ЛИТЕРАТУРА
1,Яковлев Е. Искусство и мировые религии. М., 1972.
2.Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982.
3.Иоффе А., Мишина Е., Мацияка Е. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур». М.,2010.