Программа работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся


Муниципальное образовательное учреждение
Яблоневская основная общеобразовательная школа
муниципального образования-Кораблинский муниципальный район Рязанской области
«Согласовано». «Утверждаю».
Заместитель директора по ВР: Директор школы:
__________(Н.Е.Павленко) ________(О.А.Эйшнер)
«___»______2015 г. «_____»______2015 г.
Программа работы
по сохранению и укреплению здоровья учащихся
на 2014-1016 годы
Шилиной Татьяны Геннадьевны,
классного руководителя,
учителя русского языка и литературы
1 квалификационной категории
2268855-207645
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение (обоснование программы).
II. Проблемность.
III. Целепологание.
IV. Направления работы.
V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
VI. Примерный план работы учителя, классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
VII. Заключение.
I. ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
11353801046480Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора. В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
II. ПРОБЛЕМНОСТЬ
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
ухудшение социального положения семей учащихся;
необеспеченность детей полноценным питанием;
наличие неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;
невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя по данному направлению деятельности являются:
Индивидуальный режим организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся;
Эмоциональный режим организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся;
Смена видов деятельности на учебном занятии;
Наличие физпауз на уроке;
Учет физиологических особенностей в развитии организма школьников.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ЦЕЛИ:
1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
ЗАДАЧИ:
1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
5.1. Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена на основе следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
питание в школьной столовой;
наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
использование методов обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
проведение Дней Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
организация подвижных игр (динамической паузы) во время перемен;
организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др. во внеурочной деятельности.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
привлечение медработника к просвещению родителей.
5.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Число видов деятельности: 4-7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
Число видов преподавания: не менее 3.
Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
5.3. Принципы работы учителя на уроке:
Принцип полимодальности материала (направлен на улучшение зрения, слуха…).
Принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
Интерактивный режим (работа в группах).
Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).5.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским персоналом для изучения и последующей коррекции физического здоровья учащихся класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Использование в работе диагностических методов исследования для коррекции здоровья учащихся.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
6.1. Содержание работы
№ Содержание работы
1 Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
2 Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
3 Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
-влажная уборка,
-расписание уроков,
-создание интерьера класса.
4 Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
5 Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
6 Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
7 Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
8 Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
9 Составление выставки книг по вопросам здоровья.
10 Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
11 Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
12 Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
13 Консультирование родителей.
14 Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
15 Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.
16 Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.
17 Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
18 Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении учебного года.
19 Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
20 Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
6.2. Возможные методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни

п/пТема занятия Содержание
1. Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни. Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Способы повышения самоуважения.
2. Анатомические и физиологические аспекты курения. Анкета "Что вы знаете о вреде курения?» Влияние табачной смолы на дыхательную систему человека.
3. Физиологические последствия курения. Эксперимент: "Влияние табачной смолы на живую ткань и физиологические последствия курения".
4. Курение угроза здоровью. Анализ исследовательской деятельности учащихся: "Заболевания, вызываемые курением. Последствия курения у женщин".
5. Кратковременные и длительные последствия курения. Анализ результатов исследовательской деятельности: "Кратковременные и длительные последствия курения".
6. Портрет курильщика (занятие-практикум). Анкета "Портрет курильщика". Анализ результатов анкетирования. Распространённость курения.
7. Кого же обвинить и как нам быть? Ролевая игра-представление. Определение реального виновника курения.
8. Пьянство и алкоголизм - явления безнравственные. Причины употребления алкогольных напитков. Пьянство и алкоголизм. Анкетирование.
9. Человек, продли свой век! (Игра-представление). Анкетирование. Анализ результатов анкетирования.
10. Правильное питание: режим, продукты питания. Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению режима питания.
11. Тренинг здорового образа жизни. Упражнение "Мышка без норки". Защита фантастических проектов. Заключительное слово.
12. Тренинг здорового образа жизни. Упражнение "Самоописание". Упражнение "В мастерской скульптора". Упражнение "Теперь и потом".
13. Тренинг здорового образа жизни. Групповое обсуждение "Подумай о других".
14. Тренинг здорового образа жизни. Упражнение "Сыграем спектакль". Обсуждение отрывка из книги Б.М. Теплова "Ум полководца". Обсуждение пословиц.
6.3. Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся
№ Тематика
1 В семье растет сын.
2 В семье растет дочь.
3 Детский травматизм на дорогах.
4 Досуг в семье.
5 Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.
6 За здоровый образ жизни.
7 Каким будет ваш ребенок.
8 Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
9 Причины быстрой утомляемости младших школьников.
10 Психологическая поддержка младших школьников.
11 Физические и душевные травмы.
6.4. Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья
№ Тематика
1 Беседа “Береги свою жизнь.”2 Беседа “Если хочешь быть здоров.”
3 Беседа “В здоровом теле- здоровый дух.”
4 Беседа “Для чего мы моем руки?”
5 Беседа “Для чего нужна зарядка?”
6 Беседа “Осторожно на дорогах!”
10 Игра “Здоров будешь – все добудешь.”11 Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые.”12 КВН “Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!”
13 Классный час “Мои увлечения.”15 Классный час “Режим дня – мой друг и помощник.”18 Малые Олимпийские игры.
19 Маскарад вредных привычек.
22 Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит?”
23 Спортивный час “Веселый экспресс.”24 Школа спортивных рекордов (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями,рекордами великих спортсменов).
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным критерием эффективности работы учителя по укреплению и сохранению здоровья учащихся должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия воспитанников.
Программа будет реализована,если данный критерий будет достигнут в полном объёме.