Задания школьного тура олимпиады по русскому языку
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Задания для 9 класса (Время выполнения - 180 минут)
1. Есть ли что-то общее в значении и происхождении слов объегорить и подкузьмить?
2. В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.
3. Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах: рассориться, пятитонный, одесский.
4. Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п. Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения является оксюмороном?
5. Прочитайте предложение:
Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в положении сидя.
Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами предложения они являются? Какие наблюдения, касающиеся истории образования частей речи, вы можете сделать на этом основании?
6. Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке. Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).
7. Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:
«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало- мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче... Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».
Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не более 5 слов с объяснением).
8. В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение: «Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персонажа, чтобы показать его уровень культуры и представить его как человека безграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните необходимость исправлений.
9. Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВСЕГО
Баллы 7 6 6 5 5 7 10 7 10 63
набранные ОТВЕТЫ:
1.
Общее в значении слов: «обмануть, перехитрить, поставить в трудное, неприятное положение». (1 балл)
Общее в происхождении: слова образованы от имён собственных (Егорий и Кузьма) и связаны с именами святых и праздниками, которые устраивались в их честь (2 балла).
До введения крепостного права на Руси крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому и рядились (нанимались на работу, оговаривали условия). Обычно рядились на Егория (6 мая / 23 апреля) – в день Великомученика Георгия Победоносца, а расчёт получали на Кузьму (14 / 1 ноября) – в день бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) и матери их преподобной Федотии. При заключении разного рода сделок, расчётов между хозяином и работником каждая из сторон пыталась защитить свои интересы, а потому пускалась на всякие ухищрения, а порой и на обман, т.е. старалась объегорить иподкузьмить. (по 2 балла)
Оценка:
1) за указание на общность в значении – 1 балл;
2) за объяснение общности в происхождении – 2 балла;
3) за объяснение происхождения каждого слова – по 2 балла.
Итого: 7 баллов максимум.
2. Слово тень - единственное существительное женского рода 3 склонения, от которого образуется уменьшительное существительное мужского рода (тень - тенёк), точно так же, как у существительных мужского рода 2 склонения
(день - денёк, пень - пенёк).
Обычно в русском языке уменьшительное наименование сохраняет род производящего слова (мышь - мышка). Вероятно, раньше слово тень было словом мужского рода, и слово тенёк было образовано от него по правилам, с сохранением рода.
Оценка:
1)за указание на образование уменьшительного существительного тенёк - 3 балла;
2)за указание аналогий со словами мужского рода 2 склонения (день - денёк, пень - пенёк или др.) - 1 балл;
3)за указание на правило сохранения рода производящего слова - 1 балл, за пример - 1 балл.
Итого: 6 баллов максимум *Разделы: морфология, история языка.
3. Рассориться приставочный способ, от глагола ссориться, при помощи приставки рас-, где на конце пишется с перед глухим согласным. На стыке приставки и корня опускается одна из удвоенных с.
Пятитонный - сложение основ с одновременным присоединением суффикса н от словосочетания пять тонн. На стыке корня и суффикса опускается одна из удвоенных н.
Одесский - суффиксальный способ, от основы существительного Одесса при помощи суффикса ск. На стыке корня и суффикса опускается одна из удвоенных с.
Они подчиняются общему правилу: в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.
Три гласных буквы подряд в русском языке писаться могут. Например: длинношеее (животное), змееед.
Оценка:
-1) за объяснение способа образования и правописания каждого слова - по 1,5 балла, которые складываются из:
0,5 балла за указание на способ словообразования, указание исходного слова;
0,5 балла за объяснение выбора буквы с в приставке (рассориться), суффикс-н- (пятитонный), суффикс -ск- (одесский);
0,5 балла за указание, что на стыке приставки и корня, корня и суффикса опускается одна из удвоенных согласных;
всего за три слова - 4,5 балла;
2) за указание на то, что все приведённые слова подчиняются общему правилу (в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся) - 1 балл.
3) за указание на то, что три одинаковые гласные подряд в русском языке писаться могут - 0,5 балла; за любое количество примеров, т.к. в задании требовалось привести пример - 1 балл.
Итого: 6 баллов максимум.
*Разделы: словообразование, морфемика, орфография.
4. Слово стыд восходит к глаголу стыть, стынуть и является однокоренным со словами стужа, студёный, остудить. Значение глаголов стынуть, остудить антонимично значению глаголов гореть, сгореть.
3 балла за объяснение этимологического родства слов стыд и стыть, стынуть;
1 балл за подбор других (дополнительных) однокоренных слов;
1 балл за указание на антонимию глаголов.
Итого: 5 баллов.
*Разделы: лексика, этимология.
5. Лёжа в данном предложении - деепричастие, (деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: лежать на спине / лёжа на спине; имеет зависимое слово, сохраняет видовременные характеристики); стоя и сидя - наречия (по происхождению отдеепричастные).
Стоя и лёжа в данном предложении являются обстоятельствами образа действия, а сидя - несогласованным определением.
Исторически многие наречия на-а и -я являлись деепричастиями, позже они утратили связь с глагольной семантикой и ныне обозначают лишь признак действия (как наречия), а не добавочное действие (как деепричастия).
Оценка:
- за верное определение частей речи - по 0,5 балла, всего 1,5 балла;
- за определение синтаксической роли выделенных слов - по 0,5 балла, всего 1,5 балла;
- за верный комментарий, касающийся истории образования частей речи, - 2 балла.
Итого: 5 баллов.
*Разделы: морфология; история языка.
6. Таких слов в русском языке очень много, приведем некоторые примеры: баян (музыкальный инструмент; Баян - древнерусский певец, сказитель), наполеон (пирожное; Наполеон Бонапарт - французский император),меценат (покровитель наук и искусств; Гай Цильний Меценат - римский патриций), ампер, ватт, вольт (единицы измерения и их изобретатели Андре Ампер, Джеймс Ватт, Алессандро Вольта), кипарис (дерево; Кипарис - персонаж античной мифологии, юноша, который случайно убил на охоте своего любимого оленя, а потом попросил у Аполлона вечную скорбь, за что и был превращён в дерево), гиацинт (цветок;Гиацинт - персонаж античной мифологии, сын царя Спарты, погибший во время состязаний в метании диска) и пр.
Могут быть приведены другие примеры, отличные от предлагаемого ответа. Оценка:
по 1 баллу за каждое верно приведенное слово с объяснением.
Итого: 7 баллов максимум.
*Разделы: лексикология, словообразование.
7. Максим Анисимович Кронгауз приводит в качестве примера следующие слова: клякса, промокашка, получка и пр. Учитывая то, что данный список слов является открытым, правильными могут быть признаны ответы, в которых приводятся слова, широко употреблявшиеся в 20 веке, но не входящие сегодня в активный словарь.
Оценка:
по 2 балла за каждое приведенное слово. Итого: 10 баллов максимум. *Разделы: лексика, история языка.
8. Кто найдёт кожаный портсигар, тот пусть отдаст его в кассу Андрею Егоровичу (ИЛИ:Кто найдёт кожаный портсигар, тот пускай отдаст его в кассу, Андрею Егоровичу). Основания для правки:
- части сложноподчинённого предложения должны быть разделены запятой (после слова портсигар);
- во второй части предложения при переходном глаголе требуется дополнение;
- слово пущай просторечное, требуется замена стилистически нейтральнымпусть (пускай);
- отчество персонажа дано в разговорной форме, необходима замена стилистически нейтральным вариантом;
- после словоформы в кассу может быть поставлена запятая (факультативный знак препинания), если требуется уточнить адресата передачи предмета.
Оценка:
- за указание на необходимость запятой после слова портсигар - 0,5 балла; за объяснение - 0,5 балла,
-за указание на необходимость дополнения - 0,5 балла; за объяснение - 0,5 балла;
-за указание на необходимость замены просторечия пущай литературным вариантом пусть или пускай - 2 балла;
-за исправление отчества персонажа - 0,5 балла; за объяснение - 0,5 балл;
-за указание на возможность постановки после слов в кассу факультативной запятой - 1 балл; для уточнения адресата передачи - 1 балл, всего 2 балла;
Итого: 7 баллов максимум. *Разделы: культура речи, пунктуация.
9. Оценка:
за верное использование каждого пунктуационного знака - 1балл; повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать .
Вариант выполнения задания:
Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима - Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы сравниться с её размахом?); она - сверхгосударство, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях.
(по Н.Рериху)
Итого: 10 баллов максимум