Урок-исследование по окружающиму миру Почему идет дождь, 1 класс


УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В 1 КЛАССЕ
Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер?»
Цели: формировать знания о причинах возникновения дождя и ветра, расширить
и уточнить представления детей о дожде и ветре, развивать учебно-
познавательную деятельность и исследовательские навыки, творческие
способности учащихся, воспитывать интерес к познавательной деятельности,
бережное отношение к своему здоровью.

1.Орг. момент
- Порядок на партах
-Опыт №2-подготовка
-Приветствие, посадка
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок?
Постарайтесь всё понять
Чтобы многое узнать
А чтобы многое узнать
Предлагаю вам учёными стать.
- Вы согласны стать сегодня учёными-исследователями?
2. Сообщение целей
- Мы сегодня будем исследовать явления природы вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой Вопросиком, которые вместе с нами изучают окружающий мир.
-Прежде чем мы начнём работу в нашей научной лаборатории, предлагаю вам специальное исследование слов
3.Актуализация знаний
СНЕГ, ВЕТЕР, СОСУЛЬКИ, ДОЖДЬ, ЛЁД, МОРОЗ, ВЬЮГА
- Прочитаем хором
- Как вы думаете, можно ли разделить слова на 2 группы?
- Что объединяет все эти слова?
4. Проблемная ситуация
- Уважаемые учёные, вы объяснили, по каким принципам можно разделить слова на 2 группы и объединить в одну, но, у любознательного Муравьишки возник вопрос
- А почему идёт дождь и дует ветер? По какой причине
- Смогли ли мы сейчас ответить на вопрос Муравьишки?
- Почему? (не достаточно знаний)
- Как же быть? Каким образом найти ответ на этот вопрос?.........
5. Сообщение темы и целей
- Предлагаю вам открыть учебники на стр.92 и прочитать тему урока
- Какие явления природы мы сегодня будем исследовать в нашей научной лаборатории на уроке?
- А для чего? (.и чтобы ответить на вопрос Муравьишки.)
6. Работа над темой
- Давайте попытаемся выяснить сначала, почему идёт дождь на Земле?
Посмотрите на глобус- модель Земли.
- Какой цвет преобладает?....
На Земле много океанов, морей, озёр, рек и других водоёмов. Солнце нагревает воду.
- Что с ней происходит?....
- Проведём опыт №1
Представьте, что вода в стакане - это нагретый солнцем водоём, а тарелка- это небо.
- Что происходит с водой? (испаряется, становится невидимым паром, превращается в маленькие капельки воды, т.к. тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху).
- Что происходит с маленькими капельками? (Они соединяются в большие капли и превращаются в большое облако. Облака плывут по небу, пока тяжёлые капли не в силах больше удерживаться над Землёй и падают на землю. Вот так и получается дождь- опыт №2- рассматривание
- Так почему идёт дождь? Расскажите, пользуясь схемой Мудрой Черепахи (вода испаряется и собирается в виде пара)
7. Закрепление
- Прочитаем в учебнике, как Мудрая Черепаха объясняет это явление природы в рамке, хором.
- Что такое туча?
- Из чего состоят тучи?
- Почему они падают, и получается дождь?
8. Зарядка для мышц глаз
- Представьте, что ваши глазки превратились в тучки. Капельки дождя падают с ресничек (моргают) сильнее. Дождь усиливается, перерастает в настоящий ливень, стало совсем темно (закрывают глазки). Как вдруг, из-за туч появилось солнышко (открывают глаза), его лучи осветили Землю и тучки начали прятаться (вращение глаз) от солнца, а потом совсем исчезли. А наши глазки снова превратились в умные глаза учеников- учёных научного института.
9. Творческая дифференцированная работа
- Какое явление природы мы исследовали с помощью опытов?
- Для чего?
Муравьишка очень рад, что вы ответили на его вопрос. Посмотрите, как он вместе с другими животными радуется дождю на картинке в учебнике
- Тот, кто любит сочинять - придумайте сказку по этой картинке. А кто любит рисовать - нарисуйте в тетради весёлый и грустный дождик таким, каким вы его представляете..
- Какую сказку придумали?....
- Каким нарисовали грустный, а каким весёлый дождик?.....
10.Виды дождя
- Отгадайте, о каком дожде идёт речь в загадке?
Всю малину исхлестал,
Всю черёмуху!
Наклонил он ветки груш
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
На бок яблоню валить? (ливень)
- А какие бывают дожди?...
- Рассмотрите картинку внизу с различными видами дождя
- Прочитаем предложения
- Самостоятельно соедините стрелочками предложения с различными видами дождя
- Обменяйтесь учебниками друг с другом, проверим. Один объясняет, исправляют красным карандашом.
- Верните учебники соседу по парте
- Поднимите руки, кто не допустил ошибок?
11. Физминутка
- Прежде чем продолжить исследование в нашей научной лаборатории, отдохнём
Приплыли тучки дождевые (машут руками)
Лей, дождик, лей (хлопают)
Дождинки пляшут, как живые (прыгают)
Лей, дождик, лей!
Почему повсюду лужи? (разводят руками, пожимают плечами)
Мама зонтик свой берёт (имитируют движение)
Почему же? Почему же? (Потому, что дождь идёт)
- Какое природное явление исследовали?
- Для чего?
- Ответили ли до конца на вопрос Муравьишки?
12. Продолжение темы
- Почему дует ветер?...
Ветер- это тоже явление природы. Т.к. мы сегодня учёные-исследователи, то сейчас проведём ещё один опыт. Мы сами сделаем ветер в нашей экспериментальной лаборатории.
- Помашите ладошкой у лица.
- Что вы почувствовали?
- Откуда взялся ветерок? (заставили воздух двигаться, колебаться)
- Посмотрите, что произойдёт с шариком? Опыт: открыть окно.
- Так что такое ветер? (движущийся воздух)
- Почему он движется? (тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, а холодный на его место)
- Прочитаем вывод Мудрой Черепахи в рамке на стр.93 и сравним с нашими выводами - хором.
- Ещё раз объясните своими словами..
- Послушайте научные сведения о том, где воздух перемещается быстрее? (стр.12-13 в энциклопедии «Погода»)+ таблица «Виды ветра»
Когда вы пойдёте в старшие классы, то на уроках географии, физики и др. предметах ещё много нового, полезного и интересного узнаете об этом явлении природы и др. явлениях, если будете внимательно и серьёзно относиться к учёбе. Но уже сейчас вы можете о многом прочитать в специальных детских энциклопедиях.
13. Закрепление
- Используя полученные знания сегодня на уроке, попытайтесь объяснить, что нарисовано неверно на картинке? (задание №3 в тетради?).....
- А какие предложения можно придумать к картинке в учебнике о ветре и дожде?
14. Итог
- Какие явления природы исследовали на уроке?
- Для чего?
- Какое имя можно дать нашему уроку?
- Поднимите руки те, кто доволен своей работой, кому понравилось быть учёными?










13PAGE 14515


13PAGE 14115




15