Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения составлена на основе авторской программы Г. Г. Ивченко


1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения составлена на основе авторской программы Г. Г. Ивченко, И. В. Потапова с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в программе курса окружающий мир.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
– развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
2. Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Реализация государственного образовательного стандарта осуществляется по нескольким содержательным линиям.
1) содержательная линия образования "Художественная культура"
Изучение художественной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, эстетического восприятия действительности на базе знаний и навыков, приобретенных в дошкольном возрасте;
развитие базовых представлений о гармоничных отношениях между миром природы и человеком;
развитие художественно-творческих способностей, совершенствование умения претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительных художественных образах;
2) содержательная линия образования "Социально-экономическая и правовая культура"
Изучение социально-экономической и правовой культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
формирование базовых представлений об общественных отношениях в ближайшей микросреде, моральных, трудовых, эстетических нормах, способствующих успешному самоутверждению в ней;
дальнейшее развитие знаний о социокультурных и социально-экономических особенностях места своего проживания, Свердловской области;
воспитание чувства гордости за место своего проживания, за себя как жителя Ульяновской области, конкретного района, села.
3) содержательная линия образования "Культура здоровья и охрана жизнедеятельности"
Изучение культуры здоровья на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
развитие базовых представлений о единстве физического, психического и духовного здоровья как основы гармоничного существования человека;
формирование основных умений и навыков самопознания, самооценки и саморегуляции психофизического и социального здоровья;
воспитание активного отношения к собственному здоровью и здоровью близких людей;
выработка потребности самостоятельно и постоянно заниматься физической культурой на основе ответственного отношения к собственному здоровью;
получение начальных представлений о способах охраны жизни в типичных и нетипичных ситуациях в быту, школе, общественных местах;
формирование основных навыков безопасной организации повседневной жизни.
4) содержательная линия образования "Экологическая культура"
Изучение экологической культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
дальнейшее развитие поведения, соответствующего нормам и правилам отношения к природе с учетом освоенных в дошкольном возрасте навыков;
развитие художественного восприятия мира природы Ульяновской области;
выработка основных представлений о современной экологической культуре;
воспитание ориентации и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства с учетом физических возможностей и приобретенных знаний.
5) содержательная линия образования "Информационная культура"
Изучение информационной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
формирование начальных представлений об информации и ее основных источниках;
овладение элементарными практическими навыками использования информации для расширения своих знаний и решения конкретных задач;
формирование представлений о научно обоснованном знании и его ценности в повседневной жизнедеятельности;
формирование начальных умений выбора информации, позволяющей раскрыть задатки и самоутвердиться среди взрослых и сверстников.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:
Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.Формы определения уровня развития ЗУН учащихся: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.
Требования ценностно-ориентационной составляющей образованности на ступени начального образования.
Отношение к себе:
чувство гордости за свои достижения и огорчение от неудач;
способность к оценке собственных изменений на основе развития чувства долга, совести, навыков самопознания;
интерес к познанию природных и приобретенных склонностей к успешному освоению требований учебного труда;
уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и самоутверждения в этом возрасте объема социального опыта;
ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
Отношение к другим:
открытие чувства "Мы", проявление коллективизма, умения согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих;
оценочное отношение к другим в контексте соблюдения утверждаемых ближайшим окружением нравственных, эстетических, трудовых норм и правил;
умение оценить свое положение в системе социальных отношений "взрослый - сверстник - я";
умение дать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми;
интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при совместной деятельности.
Отношение к учебной деятельности:
радость освоения новых способов деятельности; удовольствие от учебы; чувство ответственности за результаты учебной деятельности;
оценка результативности развития учебных навыков в соответствии с поставленной целью;
интерес к рациональному познанию как основе последующего развития;
потребность в постоянном расширении информации о себе, окружающих людях, месте жительства, регионе;
понимание важности соединения учебы в школе с постоянным самостоятельным расширением знаний о различных процессах, происходящих в природе, человеческом сообществе.
Отношение к миру (ближайшее социокультурное и территориальное окружение):
сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянного расширяющегося его познания;
оценка отношений двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии;
интерес к познанию законов, определяющих процессы, происходящие в природе, в обществе;
уверенность в познаваемости мира;
начальные представления о ценности знания взаимосвязи процессов, происходящих в регионе, стране, мире.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана:
количество часов в год – 34;
количество часов в неделю – 1;
количество часов в I четверти – 8;
количество часов во II четверти – 8;
количество часов в III четверти – 10;
количество часов в IV четверти – 8.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания определяются Федеральным государственным образовательным стандартом и общими представлениями о современном выпускнике начальной школы.
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития способности учащихся к общению, кооперации, сотрудничеству, включая:
доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность в отношении своих поступков и умение адекватно их оценивать;
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
жизненный оптимизм и готовность к преодолению трудностей;
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Основные ценности
Ценность мира
как общего дома для всех жителей Земли;
как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни
как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Дар слова — как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы
как осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи
как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра
как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира —
ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты
как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества
как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора
как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценность любви к Родине, народу
как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.
Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
«Человек и природа»
Учащиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
«Человек и общество»
Учащиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
6. Содержание учебного предмета
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
7. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 класс 68 ч ( 2 ч в неделю)

п/пДата проведения Тема урока Тип урока Характеристика учебной деятельности учащихся
Планируемые результаты
план факт. Предметные Личностные
МетапредметныеНаш край (12 часа)
1
Что такое погода.
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.
Предсказание погоды. Самостоятельная работа. Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Комбинированный урок. Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений.
Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей.
Знакомство со способами и значением прогнозирования погоды, проверка уровня освоения изученной темы. Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком.
Проводить наблюдения, фиксировать результаты, устанавливать взаимосвязи в природе.
Проводить наблюдения, устанавливать и объяснять взаимосвязи в природе, давать характеристику погоде. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.
Иметь интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, сотрудничать при выполнении работы в паре, мини-группе.
2 Наша местность на плане и карте.
План местности.
Практическая работа. Комбинированный урок. Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Актуализация знаний и умений по ориентированию в пространстве, полученных на уроках в 3 классе. Развитие пространственных представлений и воображения.
Закрепление знаний о масштабе, знакомство с планом местности, «чтение» плана местности. Объяснять значение плана и карты в жизни человека, приводить примеры из истории создания карт.
Ориентироваться в условных обозначениях, использовать условные обозначения при создании простых планов местности. Осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями.
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, выделять существенную информацию из текста.
Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, анализировать материал и синтезировать учебный продукт.
3 Географическая карта.
Равнины.
Горы. Комбинированный урок. Представление о карте, формирование умения читать и понимать карты. Сравнение холмов и гор, выделение существенных признаков гористой местности, наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы. Различать карту и план местности, виды карт, ориентироваться в картографических символах. Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края. Ориентироваться в изображениях и символах, анализировать, сравнивать, делать выводы. Находить необходимую информацию в тексте, осуществлять описание природных объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
4 Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Комбинированный урок. Проведение опытов и наблюдений, позволяющих сделать выводы о влиянии температур, движения воздуха и воды на поверхность суши. Объяснять причины изменения поверхности суши под влиянием природных явлений. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Делать выводы по результатам наблюдений, получать информацию из различных источников, удерживать цель познавательной деятельности.
5 Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятель ная работа. Комбинированный урок. Расширение представлений о воздействии человека на поверхность суши, усиление влияния с течением времени и развитием науки и техники. Объяснять причины и результаты воздействия человека на строение земной поверхности, изменение рельефа. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Выделять существенную информацию из текста, анализировать и делать выводы.
6
Богатства недр.
Разнообразие почв. Комбинированный урок. Актуализация и расширение знаний о полезных ископаемых, их использовании в хозяйстве.
Актуализация и расширение представлений о составе, свойствах и разнообразии почв, повышении плодородия, определение взаимосвязей в природе. Приводить примеры и характеризовать полезные ископаемые, доказывать необходимость их бережного использования.
Приводить примеры видов почв, объяснять на доступном уровне происхождение состава почвы разных видов, значение почвы в природе и жизни человека. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы.
Испытывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы, строить аргументированные высказывания.
Выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания, сотрудничать в паре, мини-группе.
7 Что такое природное сообщество. Комбинированный урок. Знакомство с терминами «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида», отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах. Объяснять и оперировать в речи изученными терминами. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Выделять существенное в тексте, ориентироваться в схемах, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
8 Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. Комбинированный урок. Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии. Приводить примеры признаков приспособленности организмов в условиях луга, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.
9 Какие растения растут в лесу.
Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. Комбинированный урок. Уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленностью их к совместной жизни
Уточнение и расширение знаний о животных смешанного леса, приспособленности животных смешанного леса к условиям жизни, выявление связи между обитателями смешанного леса. Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества.
Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы.
Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.
Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.
10 Водоём. Водные объекты и человек. Комбинированный урок. Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема, роли пресных водоемов в хозяйстве. Приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к жизни в пресном водоеме, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.
11 Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей. Комбинированный урок. Знакомство с искусственными сообществами, расширение знаний о культурных растениях, связях между растениями и животными полей. Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных полей. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты.
12 Сад.
Проверочная работа. Комбинированный урок. Расширение знаний о культурных растениях сада, узнавание наиболее распространенных в данной местности плодовых деревьев и кустарников, знакомство с животными, обитающими в садах, выявление связей животных сада с растениями и друг с другом. Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных сада. Ориентироваться на понимание причин личной успешности / неуспешности в освоении материала. Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты.
Наша Родина на планете Земля (5 часов)
13 Какую форму
имеет Земля.
Карта полушарий.
Урок изучения и первичного закрепления знаний. Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира.
Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах. Рассказывать о форме Земли, проводить наблюдения под руководством учителя и самостоятельно.
Ориентироваться в географических картах, на глобусе, показывать материки и океаны. Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Иметь положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. Наблюдать, делать выводы, характеризовать природные объекты и явления, выделять существенную информацию из различных источников.
Использовать готовые модели для объяснения природных явлений, выделять существенную информацию из текста.
14 Движение Земли. Самостоятельная работа. Комбинированный урок. Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов. Рассказывать о движении Земли вокруг оси и Солнца, объяснять связи между объектами и явлениями природы. Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Понимать информацию, представленную в виде схемы, рисунка, текста, наблюдать, делать выводы.цию их текста.. различных источников.
15
В пустынях
Африки.
Экваториальные леса ЮжнойАмерики.
Антарктида. Австралия. Евразия.
Самостоятельная работа. Комбинированный урок.
Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями.
Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром, занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны.
Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов. Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки.
Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере экваториальных лесов Южной Америки.
Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере Антарктиды, Австралии, давать общую характеристику Евразии. Иметь стремление к расширению и углублению знаний.
Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение.
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников.
Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников.
Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников, презентовать результаты своих исследований.
16 Карта России. Комбинированный урок. Повторение и обобщение знаний о планах и картах, закрепление умения работать с географическими картами, знакомство с некоторыми географическими объектами на территории России.
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром Арктики, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в Арктике.
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре. Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты. Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны. Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное.
Зона арктических пустынь.
Тундра. Объяснять термин «природные зоны», характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в Арктике.
Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в тундре, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Анализировать, обобщать информацию, делать выводы, сотрудничать в паре и группе.
Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
17
Зона лесов.
Степи.
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.
Проверочная работа. Комбинированный урок.
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов на основе сравнения с зоной тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне лесов.
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны степей на основе сравнения с зоной лесов; особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей.
Расширение и углубление знаний об экологических проблемах России, выявление некоторых путей решения экологических проблем, знакомство с международным сотрудничеством по охране природы, осознание ответственности людей за будущее планеты Земля. Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в зоне лесов, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий.
Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в зоне степей, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий.
Рассказывать об экологических проблемах России и мира, способах и путях их решения. Иметь стремление к расширению и углублению знаний.
Иметь стремление к расширению и углублению знаний.
Иметь основы экологической культуры. Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников.
История нашей Родины (17 часа)
18 История на карте. Исторические источники. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Знакомство с понятием «историческая карта», ее отличиями от географической, с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте, с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Различать исторические и географические карты, ориентироваться в знаково-символических обозначениях географических карт, рассказывать о различных исторических источниках. Интересоваться изучением истории своей страны. Извлекать информацию из различных источников, преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую, строить логические рассуждения.19 Первые русские князья.
Князь Владимир. Крещение Руси. Комбинированный урок.
Знакомство с деятельностью первых русских князей.
Знакомство с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь. Называть первых русских князей, рассказывать о жизни и деятельности исторических личностей.
Рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.
Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках.
Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках.
20 Культура
Древней Руси. Комбинированный урок. Знакомство с особенностями культуры Древней Руси. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. Извлекать информацию из текста, карты, иллюстрации, сравнивать, делать выводы, строить корректные связные высказывания.
21 Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.
Куликовская битва. Дмитрий Донской. Комбинированный урок. Расширение и углубление представлений о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками.
Знакомство с деятельностью князя Дмитрия Донского. Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода.
Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя.
Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя.
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. 22 Первый русский царь. Преобразования
в государстве.
Как жили люди на Руси
в XIV—XVI веках. Комбинированный урок.
Знакомство с особенностями развития государства в XVI веке.
Знакомство с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. Рассказывать о личности и деяниях первого русского царя, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию.
Рассказывать об особенностях быта русских людей данного исторического периода. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения.
Составлять рассказ по иллюстрации, выделять существенную информацию из текста, находить информацию в различных источниках и презентовать ее в различных формах.
23 Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. Комбинированный урок. Знакомство с основными событиями смутного времени. Рассказывать об исторических событиях данного исторического периода, подвигах исторических личностей. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.
24 Русское государство при первых Романовых.
Расширение границ России в XVII веке. Комбинированный урок.
Знакомство с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях в государстве при первых Романовых.
Знакомство с процессами освоения земель Сибири и Дальнего Востока, с историей первых землепроходцев. Рассказывать об изменениях в государстве в данный исторический период, роли исторических личностей в преобразованиях.
Рассказывать об особенностях освоения Сибири и Дальнего Востока, знать исторических личностей-первопроходцев. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения.
Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.
25 Мозаика заданий.
Проверочная работа. Урок обобщения и систематизации знаний. Повторение и обобщение пройденного материала. Демонстрация уровня знаний по теме.
Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания,
адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности деятельности.
Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников.
26 Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования
в культуре, науке, быту. Комбинированный урок. Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I. Рассказывать о личности и деяниях Петра Первого, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать, строить логические рассуждения.
27 Война 1812 года. Комбинированный урок. Знакомство с Отечественной войной 1812 года. Рассказывать на доступном уровне о событиях войны с Наполеоном, героических личностях, знать дату изгнания Наполеона из Москвы. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.
28 Отмена
крепостного права. Комбинированный урок. Продолжение знакомства с основными событиями XIX века. Рассказывать на доступном уровне об отмене крепостного права, царе-реформаторе, знать год отмены крепостного права. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
29 Наука и техника
в XIX веке.
Город и горожане.
Мода XIX века. Комбинированный урок.
Знакомство с основными достижениями науки и техники в XIX веке, с жизнью и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева.
Знакомство с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве. Рассказывать об особенностях научного прогресса в XIХ веке, достижениях ученых и изобретателей.
Рассказывать об особенностях быта горожан XIХ века, сравнивать устройство городов, одежду разных исторических периодов. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.
Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения.
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.
Культура XIX века. Комбинированный урок. Знакомство с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры. Рассказывать о некоторых деятелях культуры XIX века, их творениях. Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.
30 Проверочная работа. Урок проверки и контроля знаний и умений. Демонстрация уровня знаний по теме. Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания,
адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. Анализировать, классифицировать материал, обобщать, выделять главное, использовать информацию для решения учебных задач.
31
Революция в России.
Россия в годы Советской власти. Комбинированный урок.
Знакомство с основными событиями начала XX века.
Знакомство с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века. Рассказывать на доступном уровне о причинах революции, гражданской войне в России начала XX века. Знать даты падения династии Романовых, революции 1917 года.
Рассказывать об особенностях развития страны в послереволюционный период, об образовании Советского государства. Интересоваться изучением истории своей страны.
Интересоваться изучением истории своей страны. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.
32 Великая Отечественная война.
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. Комбинированный урок.
Комбинированный урок. Знакомство с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; расширение представлений о героическом подвиге советского народа.
Знакомство с работой тыла в годы войны; представление о самоотверженном труде всех людей. Рассказывать о датах начала и окончания войны, самых известных битвах, городах-героях, подвигах военнослужащих и партизан в борьбе с фашистами.
Рассказывать о работе и жизни в тылу в годы войны, трудовых подвигах работников заводов, госпиталей, сельского хозяйства, знать дату Дня Победы в Великой Отечественной войне. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.
33 По северным
городам России. По городам Центральной России. Города Урала
и Сибири. Дальний Восток. Южные города России. Комбинированный урок. Знакомство с северными городами России,  их своеобразием и особенностями. Знать наиболее крупные и известные города северной части России, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
34 Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа. Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление знаний, обобщение пройденного материала по заданиям рабочей тетради (с. 53-58). Демонстрация уровня знаний. Обобщать и делать выводы об особенностях исторического развития и жизни в российских городах, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания,
адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим учебники, рабочие тетради, проверочные диагностические работы и методические рекомендации для учителя.
Для реализации программного содержания используются учебные пособия:
Окружающий мир. 4 класс. Учебник. Часть 1 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ, Астрель, 2014.
Окружающий мир. 4 класс. Учебник. Часть 2 / И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. – М.: АСТ, Астрель, 2014.
Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради №1, №2 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ, Астрель, 2014.
И.В. Потапов, О.Б. Калинина «Окружающий мир» 4 класс проверочные и диагностические работы Москва, АСТ Астрель 2014
И.Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 4 класс методическое пособие для учителя Москва, АСТ Астрель 2013 г.
Используемая учебно-методическую литература:
Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 4 класс. Контрольно-измерительные материалы. Тетрадь-тренажер с электронным приложением / Авт.-сост.: С.В. Савинова – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Электронно –программное обеспечение:
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
DVD диски с дидактическими играми по окружающему миру;
презентации по окружающему миру.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
компьютер с учебным программным обеспечением;
демонстрационный экран;
демонстрационная доска для работы маркерами;
магнитная доска;
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс, черно-белый принтер