Урок литературного чтения Г. Скребицкий Весна-художник
Урок литературного чтения
во 2 классе
Тема: Наурыз – начало года.
Г. Скребицкий «Весна - художник».
Приготовила: учит. нач. кл. Красноярской СШ №2
Минько Ирина Анатольевна
Кокшетау - 2015 г.
Тема: Наурыз – начало года. Г. Скребицкий «Весна - художник».
Задачи: способствовать формированию представлений о творчестве Г. Скребицкого,
продолжать учить анализировать изученные произведения,
находить ответы на поставленные вопросы;
развивать навык выразительного чтения, работать над совершенствованием навыка осознанного чтения, развивать память, речь, воображение, мышление;
воспитывать любовь к родной природе, осуществлять воспитание положительных эмоций от встречи с прекрасным.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
а) Пересказ произведения Н. Сладкова «Шапки долой».
б) Слушание сказки «Как весну лесные жители встречают».
11. Беседа о празднике Наурыз.
- Когда празднуют Наурыз? В чем суть этого праздника? Что готовят на праздничный стол?
«Наурыз» - первый день нового года по восточному календарю, согласно старому летоисчислению, совпадает с 22 марта - Днем весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день все небесные тела, возвращаясь к своей исходной точке, завершают год, и начинается обновление окружающего мира. Но главным признаком обновления было набухание почек на ветвях деревьев и буйное прорастание травы. Отношение народа к Великому дню и ко всему, что в этот праздник происходит были особенным. Если, к примеру, в этот день рождался ребенок, его принято было считать за годовалого. Таких детей нарекали именами Наурызбек Наурызбай. Этот обычай сохранился по сей день. В Великий день в каждом доме дастархан состоял из семи видов еды, и традиционным было приготовление «наурыз-коже» (похлебка из семи компонентов: пшеницы, мяса, жира, соли, лука, курта, муки). В этот день хозяин дома старался сделать все, чтобы его дастархан был особенно роскошным. В Новогоднюю ночь на самом почетном месте юрты (тор) зажигались две лампады, чтобы в юрте было светло, когда в нее войдет «Наурыз». До прихода Наурыза в юрте наводился идеальный порядок. Считалось, что когда в убранную юрту входит «Наурыз», то болезнь, неудача и невзгоды обходят ее стороной. В ночь перед праздником вся посуда заполняется молоком, айраном, шубатом и другими молочными продуктами, а также пшеном, просом, пшенице и чистой ключевой водой. Смысл этих приготовлений - обилие молока, урожая, дождя. В Великий день каждый старался одеться во все новое.
Чтение статьи из учебника о праздновании Наурыза.
- Наурыз на Востоке - это начало года. Происходит обновление природы. И мы с вами сегодня будем читать произведение, в котором можно увидеть новые краски природы. Называется оно «Весна-художник». Написал его Г. Скребицкий.
IП. Подготовка к восприятию текста.
Георгий Алексеевич Скребицкий - ученый-натуралист, охотник, следопыт, влюбленный в родную природу, и детский писатель - продолжатель традиции М.М. Пришвина и В.В. Бианки.
Г. Скребицкий писал рассказы и сказки о животных, о жизни леса, биологические очерки, календари природы, книги о заповедниках, руководства для начинающих охотников и следопытов. И все эти многожанровые книги посвящены одной теме: природе и ее взаимоотношениям с человеком. Главным образом с ребенком. Ребенок впервые в жизни встречается со многими явлениями природы, которые для него удивительны. И помогают ему ориентироваться в этом мире произведения Г. Скребицкого, которые учат внимательно смотреть вокруг себя, открывать новый мир природы.
Словарная работа: овраг, луговина.
Установка до чтения: Почему весну назвали художником?
IV. Работа над произведением.
Первичное чтение учителем.
Проверка восприятия. Понравилось про изведение?
Где и когда происходят события?
Кто главный герой произведения? Почему весну назвали художником? Повторное чтение текста учащимися. Беседа по содержанию.
- Почему весна решила разукрасить лес? Какие краски использовала весна? Найдите в тексте и прочитайте, как весна изменила лесную поляну. Найдите в тексте и прочитайте, что нарисовала весна на склоне оврага. Что сделали насекомые, почуяв тепло? Как вы думаете, какое важное дело придумала весна для птиц в лесу и в полях?
Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что на них изображено?
Найдите слова из текста, которыми можно подписать эти иллюстрации.
Сейчас я буду загадывать загадки о растениях, которые встречаются в произведении Г. Скребицкого. Выбудете отгадывать их и находить в тексте описание как изменила это растение весна.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Ты видел
Маленькое солнце
Венок из ярко-желтых
Лепестков
Вокруг живой
Глазастой сердцевины? (Калужница)
Какие еще растения перечислены в этом рассказе? Что вы можете сказать о каждом из них?
«Медуница растет в лесу или на опушке. Это растение оригинально: на одном и том же стебле цветы разного цвета: розовые, голубые, сини с и фиолетовые. Начинает цветок свою жизнь розовым, а голубеет он уже после опыления, и тогда же прекращается выделение меда.
В конце апреля стаял снег, и низины, болотца, придорожные канавы наполнились талой водой. И вдруг среди весеннего разлива прямо на воде появился яркий золотой ковер. Это зацвела калужница.
Калужница любит воду и растет только в воде. Если ее сорвать, она быстро завянет. Калужница - значит растущая около лужи, болота. Другое название калужницы - курослеп. У цветка калужницы пять больших золотистых лепестков. Но их красота не привлекает пчел и бабочек. У калужницы нет сладкого сока нектара. Поэтому только редкие насекомые кружатся над красивым цветком.
Береза ~ любимое дерево русского народа. Цветет береза в конце апреля, цветки у нее ~ сережки. Семена похожи на маленькие золотые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния. Очень давно, когда люди еще не научились изготовлять бумагу, на бересте (т. е. на березовой коре) писали. Эти берестяные грамоты (так их называют), пролежав в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми, и ученые прочитали их. Из древесины березы изготавливают мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины и делают метлы и веники. Из березовых почек изготавливают лекарства от многих болезней. И сок у березы вкусный и полезный».
- Дома найдите дополнительный материал о других растениях, которые описаны в этом произведении.
Выбор опорных слов для словесного описания весны-художника: призадумалась, хмурый, угрюмый, нежные кисточки, тронула зеленью, наряднее, рассыпала, картина, нарисовала и т. д.
Составление рассказа по опорным словам.
Повторение правил поведения в природе. - Какие правила надо соблюдать, чтобы мы всегда могли наслаждаться красотой окружающего мира?
V. Творческое задание. Игра «Найди отличия».
Надо нарисовать один и тот же пейзаж, но первую картинку не раскрасила весна - художник, а на второй она добавила свои краски. Потом в паре найти эти отличия.
Подведение итогов творческого задания. Выбор лучшего художника в классе.
VI. Подведение итогов урока.
О творчестве какого писателя узнали на уроке? Какой вид заданий понравился больше всего?
VII. Задание на дом: читать, пересказывать, найти дополнительный материал о растениях, о
которых прочитали в тексте.