Коррекционная работа с первоклассниками, имеющими нарушения звуко-слогового анализа

Коррекционная работа с первоклассниками, имеющими нарушения звуко-слогового анализа. (из опыта работы)
Выполнила: учитель-логопед Нафикова Ф.А.
Практика показывает, что среди школьников с речевыми нарушениями возникают сложности при овладении навыками чтения и письма.
Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. На начальных этапах ребенок учится сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.
Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.
Звучащее слово – это не только набор отдельных звуков, но и слоговый комплекс.
Звуки входят в состав слогов, из которых образуются слова.
Слог выступает в качестве единицы чтения и письма.
Освоение грамоты требует от детей умения анализировать звукослоговой состав слова и одним из главных направлений логопедической работы в школе является развитие языкового анализа и синтеза. Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез. Поэтому интерес к проблеме развития слогового анализа не случаен.
Коррекционную работу начинаю с выделения гласного из слога. В числе ошибок в письме дисграфиков большое место занимает пропуск гласных и одной из согласных при стечении 2-3 согласных.

Провожу звуковой анализ прямого (ма) и обратного (ам) слогов, составляю их схемы, где гласные и согласные обозначены разным цветом: красным и черным. . Сначала выделяем гласный звук, а затем согласный после него.
Анализ открытых слогов провожу с теми же звуками, но в обратной последовательности и дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков.
Следующий этап: выделение гласного из слова.
Вначале предлагаю односложные слова различной структуры из двух, трех и четырех звуков: мак, ус, до, волк, шкаф. Знакомлю со схемами и в каждой схеме выделяем место гласного звука и количество звуков в слове. Делаю вывод: звуков может быть 4-5, но слог всего 1, потому что гласный звук определяет количество слогов.
Затем провожу сравнительный звуковой анализ односложных слов, состоящих из четырех-пяти звуков со стечением согласных: план, горн, фрукт, бинт, крест, брат, хруст, герб, гимн, круг, визг, хлеб, клён, бант, фронт, гриб, свет, воск, пуск, спуск.
При выполнении данного задания сначала знакомимся схемами слов из 4х звуков, затем выделяем место стечения согласных: в начале слова, в конце, в начале и конце слова. Здесь я ввожу усложнения в схеме: черные кружочки остаются так же, вместо красных кружочков появляются гласные буквы: а, о, у,ы.
При знакомстве с двусложными словами ввожу три вида схемы слогов составленные из сочетаний прямых и обратных слогов. Это такие слова, как :рыба, паук, утро. В этих работах акцентирую внимание на позиции гласных в слове.
На протяжении всей работы со слогом, словом, предложением, текстом вырабатываются навыки слушания, проговаривания, проверки (ребёнок слушает учителя, диктует себе по слогам, проверяет написанное,медленно прочитывая по слогам.
В процессе отработки умения делить слова на слоги следует предусмотреть дополнительную работу по обучению детей умению находить и вычленять ударный слог. Определение ударного слога.
Зная, что развитый слоговой анализ и синтез может затормозить появление побуквенного чтения, паралельно работаю над формированием у детей первоначального навыка слогового чтения.
С этой целью использую карточки со слогами с изображением половинок предметов и соответствующие им слоги. Называю первый слог, а дети ищут на своих карточках конец данного слова и вторую половинку изображения предмета. Находим правильное окончание слова и прочитываем получившееся слово и начало следующего слова.
Для формирования навыка послогового чтения составила « тренажеры для чтения» и дидактический материал «Добавь слог». С помощью тренажера легко отрабатываем навык чтения слов различной слоговой структуры последовательности: ГС, СГ, СГС, СГСГ, СГСГС, СГГС, ССГС, СГСС. В них представлены буквы, слоги, слова. Их можно читать по столбикам и по строчкам. Тренажеры изготовила с игровыми заданиями.
С целью привлечения внимания к слогу как к единице чтения, использую задание «зашифрованные» предложения. Дети выделяют и читают из названий картинок слоги, находящиеся в определенной позиции и из этих слогов составляют и записывают слова, а из слов предложения.
Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги дети выполняют и письменные упражнения. В числе ошибок в письме дисграфиков большое место занимает пропуск гласных и одной из согласных при стечении 2-3 согласных.
Коррекционная работа с детьми по развитию слогового анализа и синтеза включает в себя работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, мышления, внимания);
-развитию восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами).
Таким образом, своевременно развивая слоговой анализ и синтез, можно предупредить специфические ошибки чтения и письма, которые в свою очередь препятствуют усвоению школьной программы и отрицательно влияют на формирование личности.
К концу обучения дети научились правильно делить слова на слоги, безошибочно определить ударный слог, придумывать слова по схемам, безошибочно писать графические диктанты, имеют достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, владеют достаточным лексическим запасом.
Одной из основных задач коррекционной работы является совершенствование (формирование) навыков анализа и синтеза всех видов, что в конечном результате позволит сформировать полноценные навыки чтения и письма и предупредит пропуски, перестановки, замены букв при письме.

15