Стендовый доклад Предметно развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника


Захаренко Оксана Александровна
воспитатель
МКДОУ Конёвский детский сад
Краснозёрского района
Новосибирской области
Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника
Большим обогащающим фактором детского развития - социокультурное окружение и его предметная среда. В современном обществе педагогический процесс в ДОУ требует особое внимание и перемены , происходящие в обществе , диктуют новые пути создания в детском саду условия для того , чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя , свои индивидуальные особенности , интересы , установки , направленность личности. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека , его ценностной ориентации в окружающем мире. Сегодня мы особо остро ощущаем проблемы экологического воспитания и образования всего населения страны. А начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного детства , так как именно в дошкольном возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально ,обращая внимание на такие особенности , которые взрослый не заметит. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе , основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Одним из важнейших условий решения задач экологического воспитания является организация развивающей среды. Предметная среда окружает ребёнка и оказывает на него определённое влияние уже с первых минут его жизни. Она может быть монотонной , однообразной ,бедной ,стандартной ,но она может быть и другой – насыщенной, неординарной , разнообразной и меняющей. Свою работу я начала с того , что в основе поставленных целей и задач определила адекватные возрасту виды детской деятельности:
-экспериментирование,
-проектирование, -наблюдение,
-экскурсии и целевые прогулки-походы,
-интегрированная образовательная деятельность,
-самостоятельная деятельность ребёнка в специально созданных условиях,
-дискуссии , беседы, решение проблемных ситуаций,
-коллекционирование через создание мини-музеев,
-КВН , викторины, различные формы развлечений и праздников. На основе данных видов деятельности при активном использовании окружающего природного разнообразия и начала создавать развивающую предметную среду. При взаимодействии с коллегами и родителями оформила в группе экологический центр , разделённый на несколько зон : мини-лаборатория , мини-музей , уголок познавательной деятельности , уголок времён года и живой уголок. В лаборатории дети превращаются в учёных , которые проводят эксперименты и наблюдения , а мини-музее с удовольствием знакомятся с экспонатами. Музей играет важную роль как элемент познавательно - развивающей среды и сотрудничества детского сада с семьёй. В уголке познавательной деятельности собраны книги о природе , экологические игры , модели и др. Живой уголок -излюбленное место детей , где они с большим удовольствием ухаживают за рыбками и попугаем. Уголок времени года отражает характерные признаки сезона. Имеется уголок комнатных растений . Детям нравится ухаживать за комнатными растениями : они их поливают , опрыскивают , моют листья , рыхлят землю , наблюдают за их ростом и фиксируют в дневник наблюдения. В паспорте каждого растения значится не только его названия , но и изложены особенности ухода за ним. На территории детского сада мы создали с детьми зону растений , с помощью родителей посадили деревья и кустарники. Дети с интересом ухаживают за ними и следят за их ростом и появлением первых ягод. А уж какую радость доставляют ребятам поспевшие смородина и ранет- не описать словами! Считаю , что именно выращивание и систематический уход за растениями даёт ребёнку запас знаний и умений , на основе которого у него и будет сформированы прочные экологические знания. Для наблюдения за ростом овощных растений мы в зимний период создаём вместе с детьми на окне мини-огород. А затем весной высаживаем рассаду на огород участка детского сада. Ребята с увлечением выращивают лук ,укроп, петрушку , а также рассаду для огурцов и помидоров. У каждого нашего растения есть паспорт , а данные о росте и развитии растения мы фиксируем в календаре посадок. Проводим и экспериментальную деятельность - сравниваем скорость роста лука в разных видах почвы , при поливе и без полива. Кроме того имеется у нас в группе и зона коллекций , в которую входят: «Полезные ископаемые», «Коллекция тканей» , «Коллекция камней» .В зоне дидактических игр дети могут самостоятельно закрепить знания о природе. Игры здесь распределены по темам : «Живая природа « , «Неживая природа». А в холле , примыкающем к нашей группе ,оформила фотовыставку «Прикоснись к природе сердцем». Всё это вместе и помогает формировать у дошкольников основы экологической культуры. У детей заметно меняется отношение к природе -они не рвут цветов ,не причиняют вреда деревьям , не пугают птиц , а помогают им. И мы очень надеемся ,что наши воспитанники , придя в школу , не утратят и не растеряют то , что им с большой любовью привили в детском саду. Продолжая работу в избранном направлении ,я не останавливаюсь на достигнутом , а осуществляю поиск новых форм создания условий для экологического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС .