Открытый урок по литературному чтению Л.Н. Толстой Котёнок.

Открытый урок


Литературного чтения



Л.Н. Толстой «Котенок»






2 класс










Учитель начальных классов

Сулейманова Зенуре Неджимовна

Столбовская ОШ












2014-2015 уч.год
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котенок» 2кл. ( Школа России)

Цели урока: знакомство с рассказом, учиться составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественного произведения, умение вести диалог с учителем, товарищами, оценивать свою работу и работу других, воспитание любви к животным, чувства сострадания.

Оборудование: портрет Л. Толстого, карточки, толковые словари, выставка книг.
Ход урока: Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!


Речевая разминка. Разомнем язычок. Упражнение « Лошадки»
Скороговорка. У тридцати трех полосатых котят
Тридцать три хвостика висят.

Актуализация знаний.
«Фотоглаз» ( на плакате слова) Серый, оранжевый, черный, белый.

-Внимательно прочтите слова. (закрывается)
-Сколько было написано слов?
-Какое слова было написано первое, последнее?
- Были ли написаны слова: лапы, хвост, уши?
- Какие слова были написаны?
Открываются слова, дети проверяют свои ответы.

-Как вы думаете, котенок или щенок может быть оранжевым?
-Подберите близкое по значению слово к слову оранжевый.( рыжий).
-Подумайте, почему я данную скороговорку включила в наш урок?

Определите тему урока.( будем читать рассказ о котенке)
Узнайте фамилию автора, который написал этот рассказ.
На доске портреты: А. Пушкин, Л. Толстой, И.Крылов( Л. Толстой- писатель прозаик).
Подумайте, чему мы будем учиться на уроке.
Работа по теме урока.
Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Л. Толстого « Котенок», будем думать, размышлять и выразительно читать.

Словарная работа
Подле - около, что было духу - очень быстро.
А значение слова «амбар» посмотрите в толковых словарях.( сарай)
-Какая наша главная задача, когда читаем рассказ?( понять характеры героев, вычитать то, что хотел сказать автор)

Слушание рассказа(звучит аудиозапись).
Беседа.
–К какому жанру относится произведение?( рассказ, так как мало действующих лиц и описывается один эпизод)
-Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Какие мысли. Чувства возникли?
-Что можно сказать о Васе? Какой он?
-Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
-Почему ребята взяли котёнка с собой?
-Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
-Почему ваше настроение менялось?
-Чему учит эта быль?

Физкультминутка
Шли по крыше три кота
Три кота Василия
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. И сказали три кота
Красота! Красота!

Чтение рассказа учащимися , деление на части, озаглавливание частей.(учитель вывешивает соответствующие заголовкам иллюстрации)
1ч. У Кати и Васи пропала кошка.
2ч. Дети нашли кошку.
3ч. Самый лучший котенок.
4ч. Страшные собаки.
5ч. Вася спасает котенка.

-С какой целью мы выполняли это задание? ( учились делить текст на части)

Пересказ рассказа по плану.


Работа в парах.
На карточках слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, трусливый, находчивый, злой, решительный.
-Выберите слова, характеризующие Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашел единственный выход из создавшегося положения- настоящий герой. Таким был Вася. Он благородный мальчик , с любящей душой.
Рефлексия. « Письмо к учителю» - размышление над текстом.
( детям раздаются листочки в виде конверта, они должны дописать)
- Я прочитал (а) рассказ.
- Мне запомнилось.
-Мне понравилось.
-Мне не понравилось.
- Этот рассказ учит меня

Итог урока.
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
-Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
-Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
-А когда они нашли её?
-Как дети отнеслись к котёнку, которого оставили себе?
-Каким было состояние детей, когда они увидели беззащитного котёнка и двух собак около него?
-Как вы думаете, что пережил Вася?
-А кто виноват, что котёнок попал в беду?
-Чему учит рассказ?
Выставление оценок.
Домашнее задание ( по выбору).
- пересказ по плану
- выразительное чтение
- иллюстрация интересных эпизодов
15