Конспект урока по литературному чтению на тему: Произведения Л.Н.Толстого

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания

1.Оргмомент
Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Борисовна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.
Ученики здороваются с учителем.


2.Подготовка к восприятию нового материала.
Ребята, посмотрите на доску. Чей это портрет?
Расскажите, что вы знаете о нем?
Что интересного можете рассказать о жизни писателя?






Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова писателя?












Какие произведения он написал?


О чем его произведения?

Что можете рассказать о школе Л.Н. Толстого?
“Образование, - утверждал он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся”
Это портрет Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой родился в Тульской губернии (Ясная поляна) Вслед за братьями Лев решил поступить в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Бросив университет, Толстой с весны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поселился в Ясной Поляне.
«Способности даны каждому: одного природа одарила музыкальным слухом, другого - склонностью к изучению наук, третьему дала руку мастера, четвертому - глаз художника, а кому-то даровала только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям...» Л.Н. Толстой
Каждый человек выбирает занятие по душе, по способностям. А есть люди, у которых доброе сердце.

Он писал произведения для детей: рассказы, сказки, были, былины; романы.
О людях, о взаимоотношениях людей.
преподавал в созданной им бесплатной начальной школе в Ясной поляне для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии.
На доске висит портрет Л.Н. Толстого








На доске написано высказывание Л.Н. Толстого.

3.Работа над темой урока.

Сегодня мы отправимся в страну произведений Льва Николаевича Толстого. Наше путешествие будет не простым, но очень увлекательным. Каждый из вас читал хотя бы одно из них.



3.1 Вступительное слово.
Какие произведения писателя вы читали?



Какие вы молодцы. Значит, мы точно не заблудимся во время путешествия.
«Акула», «Два брата», «Мужик» и Водяной», «Русак», «Кавказский пленник», «Черепаха», «Святогор-богатырь».



По мере называния произведений на доску вывешиваются названия произведений.

3.2. закрепление ранее изученного
Ребята, но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо вспомнить, в каком жанре написано каждое из произведений.
Какие жанры вызнаете?


Посмотрите на доску и сопоставьте. Отвечайте по поднятой руке.








Вспомним, что такое «басня», «сказка», «рассказ», «былина».
В чем их различие?































В учебнике есть пометка, что «Кавказский пленник» - это быль. Как вы это объясните? Чем отличается быль от рассказа?


Молодцы, вы все правильно сказали, теперь я полностью уверена, что вы готовы к путешествию.





рассказы, сказки, были, былины, романы

«Акула» – рассказ
«Два брата» – сказка
«Мужик и Водяной» – басня
«Русак» – рассказ
«Кавказский пленник» – рассказ
«Черепаха» – рассказ
«Святогор-богатырь» - былина



Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение так называемая мораль.
Сказка - жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Рассказ  малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью, более развернутой формой повествования. 
Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.
Быль - То, что было в действительности, происходило на самом деле.
Быль отличается от рассказа тем, что быль – это то, что было на самом деле, а рассказ можно сочинить.
Напротив названий произведений вразнобой вывешиваются виды жанров.


Тот, кто ответил правильно, выходит к доске и соотносит название произведения с жанром.

физминутка
А чтобы нам легче было совершить путешествие, надо встать и размяться.
Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно: Вместе раз - это брасс. Одной, другой - это кроль. вышли на берег крутой И отправились домой. Мы туристы, мы в пути. Веселей шагайте ноги, Легче выдох, глубже вдох Путь неблизок, недалёк.
Ребята встают из парт и дружно повторяют движения за учителем.


3.3 Путешествие
I.Акула
Ребята, посмотрите на доску. Вот обложка первого произведения, которое вспомним.
Назовите его.
Кто читал рассказ?

Расскажи нам, о чем этот рассказ?








В чем заключается суть рассказа?
Что чувствовал артиллерист в момент выбора, как поступить?


Да, верно. Ребята, может кто-нибудь еще читал это рассказ и хочет добавить? Что вы думаете о поступке артиллериста? Как бы вы поступили на его месте?

У кого выполнено задание, поставьте себе плюс, встаньте, мы на вас посмотрим, порадуемся.
Определим, за что вы получите оценку на уроке: если произведение прочитано и задания выполнены, вы будете ставить себе плюс. Пять плюсов – отметка 5.
Кто выполнял задания в тетради по этому рассказу на с.6, прочитайте, а остальные запишут. Записывают красиво, аккуратно, потому что это ваша тетрадка. Л.Н. Толстой уделял большое внимание аккуратности в работах учеников.





В рассказ «Акула»
Кто-то из учеников поднимает руку.
Этот рассказ о двух мальчик, которых чуть не убила акула. Перед отцом одного отца стоял нелегкий выбор, выстрелить или нет в акулу. Ведь он мог попасть в собственного сына. Но он недолго думал, решительно подошел к пушкам и выстрелил. Он попал в акулу и спас своего сына.
В том, что порой нет времени размышлять, а надо проявить решительность, иначе случится непоправимое. Он боялся за своего сына.
Ребята делятся о впечатлениях после прочитанного рассказа.












Несколько ребят поочередно рассказывают, как выполнили задание, подсказывают друг другу, рассуждают.


На доску вывешивается изображение по рассказу

II.Русак
Посмотрите на доску и назовите название следующего произведения.

Кто читал этот рассказ? Расскажи нам, о чем он?





В чем суть рассказа?



Что нового, интересного вы узнали из этого рассказа о зайцах?
Какие задание тетради вы выполнили по этому произведению?
Это рассказ «Русак»



Это рассказ о зайце, русаке, о его неожиданной встрече с людьми. Собака, которая была с охотником, погналась за зайцем. Но зайцу повезло, собака увязла в снегу и отстала от зайца.
Это рассказ о том, что рядом с людьми живут животные. Мир людей и животных разный, но порой они пересекаются.
Мы узнали, что зайцы спят с открытыми глазами.

Дети читают ответы на вопросы, остальные записывают.
На доску вывешивается изображение по рассказу














Если же никто не выполнял задание по рассказу, то ученики выполняют его в классе.

III. Черепаха
Ребята, а вот и изображение, иллюстрирующее третий рассказ, с которым мы сегодня поработаем. Как он называется?
Какую информацию вы узнали о черепахах?





Поработаем в тетради по этому рассказу? Кто будет ведущим?

Этот рассказ о черепахе. Автор рассказывает о случае, произошедшем с ним на охоте. Его собака поймала черепаху. Черепаха, почувствовав опасность, спряталась в панцирь. Автор в своем произведении использует энциклопедические сведения об этом животном. Так читатель познает мир.
Один ученик читает свои ответы, другие записывают, исправляя или соглашаясь с отвечающим.
На доску вывешивается изображение по рассказу

Миниитог
Чем похожи эти произведения?
Эти произведения – рассказы. В них есть животные. Черепаха и русак – рассказы о животных. Акула – о решительном и самоотверженном поступке артиллериста, спасшего своего сына.


IV. Мужик и Водяной
Назовите следующее произведение. Задание к нему есть на 9 с.
Какова мораль басни?
Это басня «Мужик и водяной»

Мораль басни такова: не будь жадным, не бури чужого, будь честным

На доску рисуется топор, ассоциация по басне.

V. Два брата
Какого брата вы считаете правым? Как бы вы поступили: как младший брат или старший? Почему?
Какие пословицы вспоминают братья? Почему? Кто оказывается смелее? Чем закончилась сказка?

Проверим задание в тетради. Не забудьте ставить плюсики. У кого уже пять плюсиков?
Дети высказывают свое мнение.






Один ученик читает свои ответы, другие записывают, исправляя или соглашаясь с отвечающим. Дети подсчитывают кол-во плюсиков.


VI. Святогор-богатырь
В чем разница чтения этого произведения с ранее прочитанными?

Кто готов прочитать восстановленный отрывок по тетради?
Что Л.Н. Толстой хотел донести читателю в этой былине?
Разница в том, что в нем используются исконно русские слова. Читается напевно, под гусли. Рифмы почти нет.
Один ученик читает восстановленный отрывок.

Л.Н. Толстой хотел показать силу любви к русской земле, ее земной тяге. Микула был обычным крестьянином, применявшем свою силу на земле, работая, а Святогор силу свою не знал, куда деть, хотел Землю перевернуть да искал, с кем силой помериться.


VII. Кавказский пленник
Работа по тетради.
Дети все вместе работают по тетради.


Миниитог
Интересно было читать это произведение? Почему? Что заинтересовало вас?
Дети отвечают на вопросы.


4.Закрепление
Итак, ребята, вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового из произведений Л.Н. Толстого.



4.1 Беседа
Скажите, что Л.Н. Толстой хотел сказать своим читателям в этих произведениях?
Какое произведение вам больше всего понравилось? Почему?
Какое произведение заставило вас задуматься? О чем?
Хотели бы еще больше узнать о произведениях этого писателя?
С какими произведениями вы знакомы еще?



5. Итог
Итак, сегодня закончилось наше путешествие по произведениям Л.Н. Толстого.
Вернемся к эпиграфу. Хотелось бы вам воспитать в себе эти качества? Как?
Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Посчитайте свои плюсики. У кого 5 плюсов и больше – вам отметка пять
Надеюсь, вы продолжите знакомство с другими произведениями этого великого русского писателя, Льва Николаевича Толстого. Наш урок на этом окончен.
Дети прощаются с учителем.


Дети размышляют.




Тема урока: Заключительный урок по творчеству Л.Н. Толстому. Проверка домашнего задания.
Класс: 4 «а»
Предмет: Литературное чтение
Цель урока: обобщить знания учеников о творчестве русского писателя Л.Н. Толстого.
Задачи:
Образовательные:
научить детей работать с литературными произведениями, уметь рассуждать о поступках героев, выделять главную мысль произведения;
способствовать формированию навыка речи на основе рассказа краткого содержания произведений;
научить детей отстаивать свою точку зрения на основе поступков героев произведения и отношения ученика к ним;
научить детей выполнять задания к произведениям, анализировать их;
сформировать знания и жизни и творчестве Л.Н. Толстого.
Развивающие:
развить у учеников монологовую речь на основе пересказа содержания произведения и диалогическую речь на основе беседы со товарищами и учителем;
развить у учеников восприятие произведения;
развить литературоведческие понятия
способствовать развитию логического мышления на основе беседы о поступках, описанных в произведении
развивать мыслительные способности на основе практических заданий (сопоставь, кроссворд)
Воспитательные:
воспитать у учеников чувство патриотизма на основе знакомства с русским писателем Л.Н. Толстым;
воспитать эстетические чувства на примере действий героев произведений;
способствовать воспитанию нравственных качеств на основе произведений Л.Н. Толстого.
Средства обучения:
выставка книг
кроссворд,
наглядные пособия (Обложки произведений писателя),
карточки с названиями жанров.
Литература:
Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576с.
Толстой, Л.Н., Детям: рассказы, басни, сказки, былины/Лев Толстой; художн. М. Федоровская. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 184, [8]с.:ил.
Львов М.Р., Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2121 «Педаогика и методика нач. обучения»/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.





15