Единый орфографический режим в начальной школе
Управления Образования Администрации
Города Красноперекопска Республики Крым
Центр Информационно – Методического Сопровождения
Общеобразовательных Учреждений
Методический сборник
Единый орфографический
режим
в начальной школе
РЕЖИМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Евдокименко И.Ю.
Зам.начальника
Управления образования
г.Красноперекопска
Творческая группа учителей
начальных классов
Красноперекопск, 2016
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
СОДЕРЖАНИЕ:
Общие требования по выполнению единого орфографического режима в общеобразовательных учреждениях.
Требования к речи обучающихся.
Работа по осуществлению единых требований к устной и письменной речи обучающихся.
Количество и назначение тетрадей.
Требования к оформлению и ведению тетрадей.
Оформление письменной работы.
1. Общие требования по выполнению
единого орфографического режима в общеобразовательномучреждении1.1. Администрация ОУ должна направлять, координировать работу по внедрению единого орфографического режима в школе, осуществлять плановый и внеплановый контроль с целью соблюдения единого орфографического режима обучающимися и педагогическими работниками.
1.2. Каждый педагогический работник несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого орфографического режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка.
1.3. Каждый педагогический работник несёт ответственность за соответствие всех размещенных на всеобщем обозрении материал (объявления, стенды, газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.
1.4. Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной работе с обучающимися. Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной программы.
1.5. Каждый учитель должен прививать обучающимся навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари.
1.6. Учитель несёт ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать чётко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Домашнее задание записывается учителем в обязательном порядке на доске.
2 . Требования к речи обучающихся2.1. Обучающийся должны уметь:
• давать ответ на любой вопрос, в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;
• правильно строить сложноподчиненные предложения; (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения);
• развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;
• говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
• излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно- следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
• правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;
• отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
• оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
2.2. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
• правила произношения и постановка ударений;
• правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
• правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).
2.3. Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.
3. Работа по осуществлению единых требований
к устной и письменной речи обучающихсяУчителям начальных классов:
• показывать обучающимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм лексической сочетаемости и так далее);
• использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса обучающихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;
• для совершенствования речи использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах .
Единый орфографический режим в школе – это единые требования к письменной речи обучающихся и педагогических работников школы.
С переходом на новые стандарты обучения вопрос о едином орфографическом режиме в ОУ решался путем принятия локальными актами школ свои требований.
В соответствии с планом работы МКУ «ЦИМС» управления образования Администрации города Красноперекопска, совместно с рабочей группой учителей начальных классов было разработано Типовое положение о едином орфографическом режиме в ОУ города.
Цели введения единого орфографического режима в школе:
создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России;
повышение качества школьного воспитания.
Задачи введения единого орфографического режима :повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и педагогических работников школ города;
воспитание речевой культуры школьников общими усилиями педагогических работников;
эстетическое воспитание школьников, привитие эстетического вкуса;
формирование морально-этических норм поведения школьников через овладение ими культурой речи.
Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся и учителей начальных классов школ города.
Количество и назначение тетрадей
Количество и назначение тетрадей определяется образовательной программой. Многие ныне существующие программы имеют в своем арсенале тетради на печатной основе. Они позволяют увеличить объем выполняемых упражнений, но, не способствуют выработке навыков письма и, тем более, навыка самостоятельного оформления письменной работы.
Поэтому по математике и русскому языку рабочие тетради обязательны, тетради на печатной основе - на усмотрение учителя.
Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
Русский язык: две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ.
Математика: две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ.
Иностранный язык: одна тетрадь, словарь.
Литературное чтение: допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Окружающий мир: возможно использование тетрадей на печатной основе.
Не требуется ведение тетрадей по технологиям, ИЗО, физической культуре. 5 . Требования к оформлению и ведению тетрадей.
Тетради для учащихся 1 – 2 классов подписывает учитель, а в 3 -4 классе – учащиеся самостоятельно.
Надписи на обложке выполняются единообразно по образцу:
Тетрадь
для работ по русскому языку(математике)
ученика(цы)____ класса (литера класса пишется заглавными буквами)
МБОУ "СОШ №1"
г.Красноперекопска
Ф.И. (в родительном падеже)
ПРИМЕР:
Тетрадь
для работ по русскому языку
ученика 4-Б класса
МБОУ "СОШ №1"
г.Красноперекопска
Иванова Виктора
Тетради для контрольных работ подписываются по образцу:
Тетрадьдля (контрольных) работпо (название предмета в дательном падеже)ученика(цы)____ класса (литера класса пишется заглавными буквами)МБОУ "СОШ №1"
г.КрасноперекопскаФамилия, имя (в родительном падеже)
ПРИМЕР:
Тетрадь
для контрольных работ
по русскому языку
ученика 3 – А класса
МБОУ "СОШ №1"
г.Красноперекопска
Петрова Константина
Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12 листов. Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид, обернута в прозрачную обложку.
Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
Все начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
Подчёркивания и условные обозначения выполнять аккуратно карандашом с помощью линейки.
Учащиеся 1-2 классов по письму пишут в тетрадях в узкую косую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с со II полугодия 3 класса.
Рабочие тетради учащихся меняются по необходимости.
Поля соблюдаются с внешней и внутренней стороны.
По математике - отчёркиваются (при необходимости) на 4 клетки простым карандашом, внутренние – 1 клетка, с внешней стороны от полей – 1 клетка, сверху и снизу тетрадного листа – 1 клетка. Запись начинается со второй полной клетки.
По русскому языку - внутренние – 7мм. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Разлиновка тетради по обучению грамоте в 1-2 классе вводится в две линии. Высота заглавных букв – до середины широкой строки, строчных – до верхней линии узкой строки. В 3 – 4 классах рекомендованы тетради по русскому языку в одну линию. Высота строчных букв приблизительно 3 мм, заглавных – 7 мм.
При выполнении работ учащимся не разрешается писать на полях.
6. Оформление письменной работы
6. 1. Дата.
В 1 классе дата работы в тетрадях не пишется. Во 2 – 3 классе обозначается число – арабской цифрой, а название месяца прописью (1 сентября.). Начиная со II полугодия 3 класса по русскому языку и математике число записывается полностью прописью (Пятнадцатое мая.)
После написания даты и вида работы (классная, домашняя) ставится точка.
Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать, в тетрадях по математике во всех случаях пропускать 1 клетку.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой другой письменной работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а по математике 4 клетки (для отделения одной работы от другой и выставления оценки).
6.2. Наименование вида работы.
По математике и русскому языку номер задачи или примеров, упражнение записывать на середине строки без значка №.
По математике записываются следующие виды работы:
Задача 27, Примеры 7, Уравнения 3, Задание 1.
По русскому языку: Сочинение, Изложение, Диктант, Словарный диктант. Упражнение 16.
После написания вида работы ставится точка.
Записывать любой вид работы учащиеся начинают со 2 класса.
ПРИМЕР:
24 апреля.
Классная работа.
Словарный диктант.
В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
ПРИМЕР:
4 октября.
Диктант.
Зима.
6.3.Красная строка.
Для учащихся 1 – 4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки. При оформлении красной строки делается отступ вправо. Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Рекомендуется в 4 классе писать на отдельной строке название темы урока по русскому языку и математике.
В столбик слова записываются с маленькой буквы без запятой
6.4.Чистописание
Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель после каждой работы.
Во 2–4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
6.5. Каллиграфия
Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.
Система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.
Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
При выставлении отметок за работы по русскому языку и математики принимается во внимание каллиграфия ученика.
6.6. Работа над ошибками
Рекомендовано проводить работу над ошибками в рабочих тетрадях после каждой работы. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на классных родительских собраниях или при индивидуальной беседе.
6.7. Оформление учащимися некоторых видов работ
6.7.1 Математика:
Решение задач записывается по действиям или выражением с пропуском одной клетки между действиями. Запись наименований обязательна, запись пояснений выполняется кратко. После первого действия в решении задач ставится знак – точка с запятой (;), после последнего действия – точка (.)
Ответ к задаче записывается, начиная с числительного. Принятые международные сокращения, такие как: см, кг, м и т.д. в ответе записываются кратко. При записи решения, записи условия задач, примеров -
точка после см, дм, м2, м, км г, кг не ставится. Оформление математических выражений и равенств.Расстояние между выражениями вниз составляет 1 клетка.Между столбиками выражений, неравенств, уравнений делаем отступ вправо на 3 - 4 клетки.При вычислении выражений с несколькими математическими действиями в начальной школе, их порядок фиксируется над знаком простым карандашом. Затем решение по действиям расписывается полностью с фиксацией конечного результата в записи выражения. Оформление решения уравнения.Решение уравнения записывается в столбик.Вычисления проводятся справа на свободных клетках.Проверка найденного значения неизвестного проводится письменно .Если запись уравнений необходимо выполнить друг за другом, то между уравнениями пропускаем вниз 2 клетки.
В конце решения уравнений записывается слово «Ответ» и вписываются данные полученные в ходе решения уравнения.
ПРИМЕР:
Х + 25 = 78
Х= 78 – 25
Х=53
53+25=78
78=78
Ответ: 53
Запись буквенных выражений
Запись буквенных выражений и вычислительные операции с ними записываются по образцу:
а+10
а= 5 5+10=15
а=7 7+10=17
Геометрический материал
Начертание геометрических фигур выполняется строго с помощью линейки и простого карандаша.
Для нахождения в геометрических задачах периметра или площади фигуры необходимо пользоваться следующей формой записи условия и решения задач:
ПРИМЕР:
Задача 23
Дано:
а= 5см
в= 6см
Найти:
Р - ? см
Решение
Р= а*2+в*2 или Р= а+в +а+в
5*2+6*2=22см или 5+6+5+6=22 см
Ответ: Р=22см.
6.7.2 Русский язык:
Линии внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной работой оставляют 2 линии.