Единый орфографический режим в начальной школе
Единый орфографический режим
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя. Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:
а) отсутствие на местах всяких требований;
б) отсутствие системы требований;
в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;
г) практическая реализация «Единых требований...», официально утративших силу;
д) наличие разумных требований вне системы.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
Математика и русский язык:
Тетради для текущих работ
Тетради для контрольных работ.
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ
(2-4кл), контрольные изложения и сочинения – в тетради для контрольных работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
№ Учебный предмет Класс Количество тетрадей Примечание
текущих контрольных 1 математика 1 Тетради на печатной основе, входящие в УМК нет допускается наличие 1 – 2 тетрадей
2-4 Тетради на печатной основе, входящие в УМК 1 допускается наличие 2 тетрадей
2 Русский язык 1 Тетради на печатной основе, входящие в УМК ((Прописи)нет допускается наличие 2 тетрадей
2-4 Тетради на печатной основе, входящие в УМК 2 допускается наличие 2 тетрадей
3 Окружающий мир 1-4 Тетради на печатной основе, входящие в УМК нет -
4 Технология 1-4 Тетради на печатной основе, входящие в УМК нет -
5 ИЗО 1-4 Тетради на печатной основе, входящие в УМК нет -
6 Литературное чтение 1-4 Тетради на печатной основе, входящие в УМК нет -
7 Иностранный язык 2-4 Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК - В соответствии c программными требованиями
Порядок ведения и оформления тетрадей.
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Пользоваться ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания, начертания геометрических фигур - простым карандашом.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.
Оформление надписей на обложке тетрадей.
Тетради учащихся для 1-го класса подписывает сам учитель.
Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.
Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу
Образец:
Тетрадь
для работ по математике (русскому языку)
учени ка(цы) 1 класса
средней школы №27
Иванова Олега
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Оформление письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки
( пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см (один палец). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Использование правил переноса обязательно.
Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря).
Со 2 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Образец:
Первое декабря
Классная работа./Домашняя работа.
Упражнение 4.
Двадцать первое апреля.
Диктант.
В весеннем лесу.
Двадцать второе апреля.
Работа над ошибками.
Слово упражнение пишется полностью со 2 класса.
Ошибки в контрольных, творческих и текущих тетрадях выносятся на поля.
Оценка за работу ставится справа, высотой в рабочую строчку с точкой.
В 1 классе на уроках обучения письму рекомендуется писать простым карандашом, для создания ситуации успеха у младших школьников.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например: Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-глух.,
звонкий-зв.,
гласный-гл.,
согласный-согл.,
твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время - буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.) Следует определить, что обозначения над словами выполнять простым карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке простым карандашом . Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется со 2 класса (вторая четверть)
*** Следует ввести обозначения для разбора слов и предложений
Фонетический разбор - 1
Морфемный разбор - 2
Морфологический разбор – 3
Синтаксический разбор - 4
Оформление письменных работ по математике
При записи на новой странице отступаем 1 клетку, слева – 1 клетку, внизу не дописываем 1 клетку.
Между строками пропускаем 1 клетку.
Между работами (классной, домашней, контрольной) пропускаем 4 клетки, пишем на 5 клетке.
Число (дату) пишем арабскими цифрами , месяц – прописью, отсчитываем 10 клеток, пишем на 11 клетке. Вид работы записываем ниже в 9-ой клетке.
Образец: 14 февраля
Классная работа.\Домашняя работа
В письменных работах пишем слово «Задача № 45» посередине строки (ориентироваться можно по дате). Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
Условные обозначения для графического изображения задачи:
Я. – 5 Я.-5 на ? Я. - 5 ?
Г. - ? на 3 б. Г.- 8 Г. – 8
Слово «Примеры» не записываем, указываем только номер. Между столбиками примеров пропускать 4 клетки на 5 пишем.
3+ 1 = 4 4 - 1= 3
4+ 4 = 8 7 – 1= 6
8. При оформлении решения выражений на порядок действий следует
--записать выражение полностью;
указать цифрами над знаками порядок действий;
расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
записать окончательное значение выражения.
Например:
3 1 4 2
3450-145*2+1265:5=3413
1)145*2=290
2) 1265 5 3) _3450 4) + 3160
6 253 290 253
15 3160 3413
Оформлению записи задач геометрического типа - 2 клетки вниз 2 вправо.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
А В
Д С
Слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец
Длина –12 см а = 12 смШирина – 6 см в = 6см
Периметр -? См Р = ? см
Площадь - ? см2 S = ? см2
(12+6)*2=36 (см) Ответ: Р = 36 см, S = 72 см2
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: - записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз
Решение уравнений и их запись.
Х + 1 = 3
Х= 3 – 1
Х= 2
2+ 1 = 3
3=3
При сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.Путь(расстояние)- S
Скорость - V
Время –t
В ответе путь, время прописывается полностью, а скорость кратко - км/ч.
Например: Ответ: поезд преодолел расстояние 126 километров за 5 часов.