Статья Из опыта работы по внедрению ФГОС НОО в МБОУ «Гимназия № 1 имени Н.М. Пржевальского» г. Смоленска

Из опыта работы по внедрению ФГОС НОО в МБОУ «Гимназия № 1 имени Н.М. Пржевальского» г. Смоленска

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»
Александр Кондаков
Тема стандартов стала самой обсуждаемой среди педагогов нашей школы в течение четырех последних лет. В посланиях президента России Путина В.В. Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность»
С введением нового ФГОС сохранилась преемственность между стандартами первого и второго поколения, которая определяется единством содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на следующей ступени образования. Стандарт поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.
Мы понимаем, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, гражданская и культурная жизнь подрастающего поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
То, что в детстве впитывает в себя ребёнок, это стержень всей его дальнейшей жизни. Мы понимаем, что сейчас воспитать физически и нравственно здорового ребёнка стало сложнее. Поэтому важным направлением работы является подготовка учителя к новой миссии и профессионально, и морально.
С 1 сентября 2010г. наша школа приступила к реализации Стандартов второго поколения. Наша школа продемонстрировала высокий профессиональный уровень, гибкую адаптацию учебных и внеучебных программ к новым требованиям ФГОС. Безусловно, при переходе на новый стандарт, мы столкнулись с рядом проблем. По результатам первых четырех лет можно отметить следующее:
Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описанные в стандартах, создают условия для развития ребенка;
Многие подходы, описанные в стандартах и раньше очень активно использовались в педагогической практике, но сейчас они складываются в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении учебных программ, и в области духовно-нравственного развития, в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.
Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что его разработчики попытались представить результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования тремя группами требований к результатам освоения: личностными, метапредметными и предметными.
Система контроля и оценки претерпевает изменения. Существует документ, который сопровождает стандарты, «Планируемые результаты начального общего образования». Новым является формулирование планируемых результатов по конкретному предмету, т.е. сначала формулируется то, что в результате изучения этого предмета должно быть получено, и только затем разрабатывается его содержание.
В настоящее время дополнительно к традиционным средствам оценки предметных достижений учащихся (5-балльной системы), разработана Система оценки планируемых результатов, способствующая конструктивному предметному диалогу между родителем, учеником и учителем, и получению родителями развернутой информации о достижениях учащихся. Система оценки планируемых результатов включает:
оценку личностных результатов, которые отслеживаются через типовые методики и фиксируются в характеристике учащегося при переходе из начального звена в основное;
оценку метапредметных результатов, которая осуществляется в ходе проведения проверочных работ по предметам и комплексных работ на межпредметной основе, и фиксируется в оценочных листах и листах наблюдения;
оценку предметных результатов, которая обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана;
интегральную оценку – портфолио учащегося, которое демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности, в основе которого лежат УУД.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
формирование готовности учащегося к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Конечной целью обучения является формирование способа деятельности.
Сегодня, говоря о первых результатах работы в свете новых стандартов, мы хотим обозначить и ряд проблем, с которыми непосредственно столкнулись в ходе реализации ФГОС.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. Важнейшая ориентация на результат образования.
Контрольно- измерительные материалы, которые выполняют учащиеся начальной школы отличаются от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий.
При этом возникли вопросы, касающиеся непосредственной организации образовательного процесса:
Как интегрировать традиционные методики и развивающие технологии, где в центре образовательного процесса лежит компетентностный подход, а не знаниевая парадигма?
Как расставить акценты в учебной деятельности, определить предметные и метапредметные задачи; методы, приёмы, способы, технологии, формирующие УУД, обеспечивающие учащимся умение учиться? Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь прежде всего на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей не было. (
Как правильно организовать мониторинг формирования УУД? Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия. В этом и состояла главная проблема перехода на стандарты второго поколения.
Основные направления деятельности на работе по внедрению ФГОС заключались в следующем:
Подготовительная работа:
Считаем, что эффективность ФГОС зависит прежде всего от того, как школа подготовилась к работе по этим стандартам. Главные результаты нашей успешной подготовки – это, во-первых, доверие социума, во – вторых, наличие стратегии управления работой в режиме ФГОС на основе потребностей региона, территории, школы, ребёнка. Этим и определился успех нашей деятельности:
Организационные условия:
Изучение базовых документов ФГОС НОО
Разработка плана работы, обеспечивающего сопровождение введения ФГОС
Внедрение УМК «Школа 2100» и продолжение работы по развивающей системе Л. Занкова, соответствующего Федеральному перечню учебников
Разработка и утверждение ООП НОО
Составление рабочих программ
Формирование банка нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС
Разработана вся соответствующая требованиям ФГОС нормативная база по системе оценки, которая выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
Кадровые условия:
Участие в практико-ориентированных семинарах, совещаниях
Повышения квалификации учителей начальных классов
Изучение методик, методов, технологий обучения
Повышение качества обучения (взаимопосещение уроков, анализ уроков, мониторинг контрольных и комплексных работ и т.д.)
Несмотря на важность создания условий работы учителя по новым Стандартам, определяющими критериями готовности учителя к внедрению ФГОС являются следующие показатели:
1. Курсовая переподготовка
(теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеурочных курсов и т.д.);
2. Умение планировать свою деятельность в свете новых требований:
определять свои цели как образовательные результаты учащихся,
образовательные результаты ориентировать на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;
определять эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций)
составлять сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществлять рефлексию проведённого занятия.
3. Умелое сочетание традиционных и интерактивных образовательных технологий;
5. Включение учащихся в ситуации, необходимые для освоения УУД;
6. Использование новой системы оценивания.
И, конечно, можно отметить первые проявления результатов введения стандартов:
Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный;
Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;
Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Анализируя факторы успешного применения стандартов нового поколения в нашей школе, мы уверены, что решение проблем, связанных с реализацией ФГОС, возможно только в одном случае: если все участники образовательного процесса – администрация, педагоги, родительская общественность – осознают необходимость совместных усилий по достижению качественно новых результатов образования.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».
Учитель начальных классов Калашникова Л.В.
Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность обучающихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности  школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной работы с учащимися. Стандарты второго поколения отводят 10 часов на внеурочную деятельность. Родителям было предложено выбрать направления внеурочной деятельности для своего ребёнка, учитывая его индивидуальные  склонности и возможности.
Внеурочная деятельность в нашей школе строится на основе социального запроса (анкетирование родителей и учащихся). Был проведён мониторинг образовательных запросов родителей и учащихся с целью определения основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации учащихся начальных классов.
Родители совместно с детьми отвечали на вопросы анкеты:
Чем любит заниматься ваш ребёнок в свободное время?
Какие направления внеурочной деятельности, на Ваш взгляд, были бы интересны вашему ребёнку?
Каких результатов Вы ожидаете от внеурочной деятельности в школе?
В ходе подготовки введения внеурочной деятельности в рамках ФГОС в нашей школе была разработана программа внеурочной деятельности по пяти основным направлениям.
1. Спортивно-оздоровительное направление
2. Духовно-нравственное направление
3. Общеинтеллектуальное направление
4. Общекультурное направление
5. Социальное направление
В конце учебного года родители и дети вновь участвовали в мониторинге:
Удовлетворены ли вы работой кружков, секций, объединений, которые посещали ваши дети?
Какие виды и формы внеурочной деятельности были наиболее интересными?
Какие результаты вы получили, занимаясь внеурочной деятельностью?
Выскажите свои замечания, предложения по улучшению работы занятий в кружках, секциях, объединениях, которые вы посещали?
Предложите новые виды и формы внеурочной деятельности для функционирования в рамках внеурочной деятельности?
Итоги мониторинга: удовлетворены работой кружков, секций, студий – 97 % родителей и обучающихся.
Результат связи между учебной и внеурочной деятельности – это не только полученные предметные знания, но и рост личности каждого ребёнка. Дети приобщились к духовным ценностям, научились петь, танцевать, полюбили спортивные занятия, игры на свежем воздухе, узнали много интересного по информатике; полюбили риторику, стали планировать, анализировать и оценивать свою деятельность, научились составлять небольшие проекты.
Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много поступает информации отовсюду! Но дети не умеют превращать информацию в знания. Детей необходимо научить целенаправленному поиску информации, усваивать её, структурировать. То есть речь идёт об информационной компетентности.
Особый интерес у нас вызвал метод проектов. В работе над проектом задействованы родители, так как совместная проектная деятельность создаёт ситуации успеха, радости, делает их равноправными участниками общения. Среди разработанных проектов наиболее яркими были проекты
Выбранная нами модель организации урочной и внеурочной деятельности позволяет нам привлекать большое количество детей (70% - 80%) к участию во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах: «Эму – эрудит», «Эму – специалист», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Английский бульдог», «Человек и природа». Ежегодно учащиеся нашей школы занимают призовые места.
Внеурочная деятельность  оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся,  способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Проблем много. Они решаемы. Главное - не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Внедрение ФГОС позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.













15