Выступление по башкирскому языку Инновационные методы преподавания башкирского языка и литературы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов


Э.Т.Кулбахтина,Кармаскалинский район
Инновационные методы преподавания башкирского языка и литературы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Создавая проблемную ситуацию на различных видах уроков, стараюсь пробудить интерес детей к знанию. На уроке башкирского языка и литературы использую современные обучающие технологии:
1) при обучении языку использую учебно-методические комплексы, стараюсь включить в активную индивидуальную учебную деятельность по овладению аудированием и чтением всех учащихся;
2) дидактическая игра занимает важное место в системе личностно-ориентированного обучения.
Дидактические игры эффективны в обеспечении успешного развития коммуникативных навыков. Игры способствуют созданию на уроке языковой среды, вносят в учебную коммуникацию фактор естественности. В игровой практике придерживаюсь определенных принципов:
1. Для имитации заданной среды, как правило, используются музыка, выставка книг, репродукции картин, перестановка в классе. Целесообразно привлекаю учащихся и к процессу изготовления дидактических игр.
2. Кроме духа соревновательности, придаю играм проблемность. Учащиеся, играя, решают важные задачи, связанные с устранением пробелов в их знаниях, с отработкой навыков произношения, с решением проблем литературоведческого анализа текста.
З. Учитывая разный уровень развития учащихся, предлагаю игры на выбор, нередко составляю индивидуальные планы игр.
4. После игры обязательно обсуждается итог, отмечаются успехи каждого.
Дидактические игры.
1. «Письмо литературного героя».
2. «Затерянная страница». В шкатулке могут быть стихи без автора, портрет, иллюстрации к какому-либо произведению, отрывок из произведений, т.д. Другая функция игры: попробовать написать или дописать текст к затерявшемуся названию.
З. «Значение слова». Цель игры: развитие навыков различения прямого и переносного значений слов.
4. Сюжетно-ролевая игра «Редакция». Цели: развитие корректорских навыков, формирование умений озаглавливать текст, понимать его структуру, содержание, основную мысль.
Считаю нужным донести до своих учеников слово писателя. Путь один - обучение анализу художественного текста, аналитическая работа, при которой читатель стремится максимально полно и точно воспринять содержащуюся информацию, осмыслить.
Чтобы добиться определенных результатов и вовлечь ученика в активный процесс получения и переработки знаний использую в своей работе методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, ролевые, деловые игры. Развитие коммуникационных умений учащихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами. В повышении эффективности образовательного процесса уделяю особое внимание развитию у обучающихся инициативы к активному добыванию знаний.
Литература:
- Методические рекомендации.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.
-Габитова З.М., Давлетшина М.С. Методика преподавания башкирского языка. - Уфа: Китап, 2011.