Рабочая программа внеурочной деятельности Мой друг — компьютер
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
с. Останино Режевского района Свердловской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на методическом объединении ________/Е.Г. Лазарева _________/Н.М. Ермолин
__________/ В.П. Путилова зам. руководителя по УВР директор МКОУ ООШ № 8
протокол № 1 от Приказ № 33-1/010601 «19» июня 2015г. «25» июня 2015г. от «19» июля 2015г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мой друг компьютер»
5 класс
Ворончихина К.А.
Учитель информатики
(Ф.И.О. составителя программы)
2015
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
«Мой друг компьютер»
1. Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина «Информатика и ИКТ» включена в базовую часть учебного плана и изучается в 8-9 классах.
2. Цели
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
- формированию интереса к творческому применению информационных технологий, к профессиям связанным с мультипликацией, дизайном;
- ознакомлению учащихся с прикладным программным обеспечением;
- повышению компетентности учащихся в вопросе создания анимации.
3. Структура учебной дисциплины
Вводное занятие
Устройство компьютера
Знакомство с клавиатурой
Знакомство с компьютерной мышью
Знакомство с приложением «Калькулятор»
Обработка текстовой информации
Компьютерная графика
Обработка графической информации в Paint
Создание мультипликации в Power Point
Творческая работа
Заключительное занятие
4. Основные образовательные технологии
В процессе ведения внеурочной деятельности используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; проектные технологии.
5. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- основные приемы работы в программе Калькулятор;
- основные приемы работы в программе Microsoft Word;
- основные приемы работы в программе Power Point;
уметь:
- выполнять вычисления в программе Калькулятор;
- создавать простейшие текстовые документы;
- использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать рисунки,
- создавать презентации;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
6. Учебная нагрузка
5 класс – 35 часов в год (1 час в неделю)
7. Составитель
Ворончихина Ксения Александровна, учитель информатики
Пояснительная записка
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Данная программа предназначена для вовлечения учащихся в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участием ребят в конкурсах и олимпиадах.
Цель курса:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
формированию интереса к творческому применению информационных технологий, к профессиям связанным с мультипликацией, дизайном;
ознакомлению учащихся с прикладным программным обеспечением;
повышению компетентности учащихся в вопросе создания анимации.
Задачи курса:
повысить мотивацию обучения;
реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные:
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мой друг компьютер»
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
способность к самооценке;
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планирование достижение этой цели, создание вспомогательных эскизов в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Коммуникативные
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
владение понятиями «информация», «текст», «растровая графика», «векторная графика», «презентация», «слайд», «анимация», «демонстрация», «дизайн презентации», «шаблон презентации»;
умение работать в программах Калькулятор, Paint, Microsoft Word, Microsoft Power Point
умение спроектировать, изготовить и разместить на ПК анимированный, интерактивный слайд-фильм объемом 5 и более слайдов на заданную тему;
владение приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентации;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для создания презентаций.
Содержание учебного предмета
Вводное занятие (1 час). Правила поведения учащихся в компьютерном классе. Техника безопасности и правила личной гигиены. Знакомство с устройством компьютера. Основные устройства компьютера.
Устройство компьютера (2 часа). Взаимодействие устройств компьютера. Включение и выключение компьютера, запуск и выход из программы.
Знакомство с клавиатурой (2 часа). Расположение букв русского алфавита, цифр и символов на клавиатуре. Работа с клавиатурным тренажёром.
Знакомство с компьютерной мышью (1 часа). Управление компьютером с помощью мыши. Функции правой и левой кнопок. Основные приёмы работы с мышью. Игры, тренирующие навыки работы с мышью.
Знакомство с приложением «Калькулятор» (1 час). Выполнение вычислений с помощью приложения «Калькулятор»
Обработка текстовой информации (4 часа). Работа с программой Microsoft Word. Ввод, редактирование и форматирование текста.
Компьютерная графика. (3 часа). Векторная и растровая графика. Знакомство с инструментами растрового графического редактора Paint.
Обработка графической информации в Paint (5 часов). Выполнение работ по созданию, редактированию простейших рисунков в растровом графическом редакторе. Приобретение навыков объемного и плоского изображения, копирования, с целью создания покадровых изображений, подготовка серии рисунков для программ аниматоров.
Создание мультипликации в Power Point (9 часов). Выполнение работ по созданию, редактированию простейших анимационных презентаций в Power Point. Приобретение навыков вставки векторных изображений, применение эффекта анимации. Создание анимации с использованием смены кадров в презентации.
Творческая работа (6 часов). Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным тематическим проектом.
Заключительное занятие (1 час). Демонстрация учащимися знаний и умений, приобретённых на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Теория
Практика
План
Факт
1
Вводное занятие.
Правила поведения учащихся в компьютерном классе. Техника безопасности и правила личной гигиены. Основные устройства компьютера.
0,5
0,5
2
Взаимодействие устройств компьютера
1
3
Включение и выключение компьютера.
1
4
Знакомство с клавиатурой.
Расположение букв русского алфавита, цифр и символов на клавиатуре.
1
5
Работа с клавиатурным тренажёром.
1
6
Знакомство с компьютерной мышью.
Управление компьютером с помощью мыши. Функции правой и левой кнопок. Основные приёмы работы с мышью.
0,5
0,5
7
Знакомство с приложением «Калькулятор».
Выполнение вычислений с помощью приложения «Калькулятор»
0,5
0,5
8
Знакомство с инструментами программы Microsoft Word
1
9
Ввод, редактирование и форматирование текста.
1
10
Вставка таблиц
1
11
Вставка рисунков
1
12
Компьютерная графика. Растровая и векторная графика
1
13
Знакомство с инструментами графического редактора. Рабочее поле Paint, инструменты, палитра.
0,5
0,5
14
Создание и редактирование простейшего рисунка с помощью Фигур.
1
15
Инструмент Карандаш
1
16
Инструмент Кисть
1
17
Инструмент Заливка
1
18
Создание простейших рисунков. Цвет. Рисование плоских объектов. Раскраска
1
19
Рисование объемных изображений. Раскраска. Конструирование с помощью Paint.
1
20
Знакомство с Power Point. Рабочее поле Power Point, инструменты, панели.
1
21
Создание простейших презентаций. Выбор дизайна презентации.
1
22
Работа с изображением
1
23
Работа с текстом
1
24
Работа с сортировщиком слайдов
1
25
Добавление эффектов анимации
1
26
Добавление звука, музыки и видео в демонстрации слайдов
1
27
Создание элементов управления презентации
1
28
Настройка показа презентации
1
29
Выбор темы. Постановка проблемы. Составление плана
1
30
Разработка сценария. Создание рисунков.
1
31
Создание рисунков
1
32
Вставка рисунков, видео, анимации. Ввод текста на слайде
1
33
Настройка анимации
1
34
Настройка показа презентации
1
35
Заключительное занятие.
Демонстрация учащимися знаний и умений, приобретённых на занятиях кружка.
1
Итого:
35
Список литературы
Симонович С.В.Весёлая энциклопедия. Санкт-Петербург, Питер, 2005
Владимирова Н.А. (авт.-сост.) Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры., Волгоград, Учитель, 2012
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике (задачник), М., БИНОМ, 2007
Параджанов В.Д. Занимательная информатика, М., Дрофа, 2007
Гейн А.Г. Информационная культура - Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006
Залогова Л.А. Практика по компьютерной графике. М., БИНОМ, 2006
Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика» - Волгоград, ИТД «Корифей», 2006
Макарова Н.В. Практикум по технологии работы на компьютере. – М., Финансы и статистика, 2000
Смыковская Т.К., Карякина И.И. Microsoft Power Point: серия «Первые шаги по информатике», учеб.-методич. Пособие – Волгоград, 2002
Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2003
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики, Методическое пособие 5-6 класс - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2002
Ресурсы Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт учителей информатики;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Открытый колледж;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт учителя информатики из Белоруссии;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – архив учебных программ.
Заголовок 215