Семинар Современные педагогические технологии. Технология продуктивного чтения
МАОУ «Сладковская СОШ»
Семинар «Технология продуктивного чтения»
Дата: 26.02.2015 г.
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагога
Задачи:
1. познакомиться с технологией продуктивного чтения,
2. выделить отличительные черты технологии продуктивного чтения от традиционной технологии.
Каждый учитель мечтает, чтобы по возможности каждый ученик приходил на его урок подготовленным: прочитал то или иное произведение, параграф, сделал задания. Но в век новых технологий среди школьников распространен синдром "комикса": учащиеся заинтересованы в чтении текстов маленьких по объему. Однако реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни. Именно это и актуализирует новый федеральный стандарт (ФГОС).
Международные исследования показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
Аспект обучения.
Если, например, ученик 9 класса читает 40 слов в минуту (бывают и такие дети в школах). Для того чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий, ему понадобятся три часа. Но при такой низкой технике чтения он за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а это уже 9 часов. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания и 6 часов, которые пробыл в школе, то станет ясно, что 24 часов в сутки не хватит ему, чтобы выполнить домашние задания. И он, конечно, обречен на неуспеваемость.
Аспект развития.
Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
Идейно-политический аспект.
Если разделить 40 тысяч слов (это объем газеты на 6 страницах) на 80 слов в минуту – такую скорость имеют многие 9-классники, идущие в ПТУ, – получается 500 минут, или 8 часовой рабочий день. Если вспомнить мальчика, который читает 40 слов в минуту, то ему для прочтения газеты потребуется 2 рабочих дня.
Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?
Во-первых, что такое чтение? (ассоциации)
Учебный предмет
Процесс освоения текста
Общеучебное умение (компетенция)
Сегодня о чтении надо говорить не только как об учебном предмете, но как о процессе осознанного освоения текста, а также как об общеучебной компетенции. В процессе освоения текста, в свою очередь, важно научить школьника работать не только с фактуальной и концептуальной, а также с подтекстовой информацией
«Сквозная цель образования воспитание грамотного, компетентного читателя,
человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления»
- Выделите ключевую фразу.
Ключевая фраза в этом определении это "воспитание грамотного, компетентного читателя".
- Кого можно назвать "грамотным читателем"?
Грамотность чтения это способность:
Понимать письменные тексты
Рефлексировать на содержание текстов:
Размышлять над содержанием
Оценивать прочитанное
Излагать свои мысли о прочитанном
Использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде.
Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк").
Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы.
Теоретические основы технологии:
Технология продуктивного чтения разработана профессором Н.Н. Светловской.
Подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще Марией Александровной Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих пор не освоены школой до конца. «Очерки по методике литературного чтения»
Проблемой понимания текста более 40 лет занималась Генриетта Григорьевна Граник.
В технологии продуктивного чтения выделяются 3 этапа.
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Виды чтения
Просмотровое
Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц, оглавления
Ознакомительное
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать).
чтение по абзацам
графические пометки
Изучающее
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации.
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста
I этап. Работа с текстом до чтения. завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
Названию
Имени автора
Иллюстрациям (перед текстом)
Выделенным словам (просмотровое чтение)
Привлекая предшествующий читательский опыт
Результат мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, истории.
II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации
1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
После того как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения.
Что такое комментированное чтение?
На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
Б. Если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.
В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя – когда вы «вязнете» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией.
Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.
Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б) включение воображения детей («Представьте себе», «Увидели? Представили?» и др.);
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат
(«Догадались почему?», «Почему именно»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.
Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово
(определить его значение из контекста), а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, так как пауза в последнем случае может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию.
И последнее – о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.
2. Чтение вслух в режиме диалога с автором. Используется прием диалог с автором.
Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Прогнозировать ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы по ходу чтения
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы).
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста.
Как учить детей вести диалог с автором?
Способность вести диалог необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
Задание: найдите в тексте «Берестяная трубочка» прямой и скрытый вопрос автора?
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...
(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)
И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал?
(Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так? Для чего ? Кто такой ?
Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
Практическая работа, на слайде текст. Один читает.
Отрывок из рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни":
"Прихрамывая (Вопрос к автору Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность след долгих лишений. (Прогнозирование ответа Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями.
Каждый из них нес ружье.
Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, сказал один". (Проверка своих предположений у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.)
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:
В – вопрос (найди, задай),
О – ответ (ответь на этот вопрос),
П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста),
З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
Практическая работа. Работа в парах. Текст М. Пришвина «Берестяная трубочка»
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? и т.д.
3.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?
Что мы понимаем под творческим заданием? Оно обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй», «Сочини», «Придумай», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы:
эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.
Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, сказка Пушкина – сказка Арины Родионовны).
Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Развитию творческого воображения способствуют такие задания: составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
Учитель выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:
– художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);
– особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка
(например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);
– учебные задачи (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним.
Какими могут быть ответы учащихся на уроках?
На разных этапах освоения текста ответы могут быть разными: краткими и развернутыми. Как мы уже говорили выше, в ходе комментированного чтения они должны быть краткими, односложными. А вот в ходе беседы полнота ответов детей определяется характером вопросов.
Неполными предложениями дети отвечают, как правило, на фактуальные вопросы учителя (Куда ? С кем ? Когда ? Кто ? Что такое ? О чем ? и т.п.), которые в основном не носят аналитического характера и в 3–4м классах почти уходят с урока.
В методике есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте и т.п.
Сравните, например, вопросы: О чем беседовали ребята? и Расскажите, о чем беседовали ребята.
Кстати, в наших учебниках вплоть до 9го класса вопросы зачастую формулируются, начиная именно с подобного глагола.
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:
1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).
5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).
Поначалу формирования навыков продуктивного чтения много времени учителю приходится уделять на подготовку к уроку. Но по мере освоения технологии учитель может использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору, комментарии к тексту, работу в парах и группах.
Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.
Данная технология формирует УУД.
- В чем достоинства технологии продуктивного чтения?
Применима самостоятельно вне урока;
возрастносообразна и доступна;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла
- Отличительные черты традиционной технологии от технологии продуктивного чтения
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным образом, в словесном искусстве, определяется, как стилизация.
(см. в журнале «Начальная школа плюс До и После», 2002, № 8 статью О.В. Соболевой и С.А. Дыбленко
«Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя»; цикл статей О.В. Соболевой «Беседы о чтении» (2007, № 8–12; 2008, № 1, 3, 4,
6, 9); книгу Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой «Как учить работать с книгой» (М., 1995) и другие книги этих авторов).
Тема: Маленькие открытия писателя М. Пришвина(рассказ «Берестяная трубочка»)
Повторение.
Пересказы детей с использованием иллюстраций. Проверка плана в тетради.
Упражнения в чтении. Задания I.1, 2, 3 в тетради, с. 53.
Работа с текстом рассказа М. Пришвина.
I. До чтения.
Сегодня мы прочитаем еще один «летний рассказ». Его автор – Михаил Пришвин.
– Прочитайте заглавие. Понятно ли вам оно?
– Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку? (С. 194.)
– Что вы еще видите на иллюстрации?
II. Во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).
Читая этот рассказ, дети пытаются самостоятельно провести «диалог с автором». В этом им помогут условные обозначения, введенные в текст учебника: В – вопрос к автору, О – ответь сам, П – проверь себя.
2. Выявление первичного восприятия.
– Что вас удивило?
– Что было самым интересным?
3. Повторное чтение вслух.
Учитель вместе с детьми ведет диалог с автором.
Михаил Пришвин
БЕРЕСТЯНАЯ ТРУБОЧКА
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (Интересно, почему же она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку.
Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
В О (Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения.)
И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке – орех!) П Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Автор сам задает вопрос. Попробуем найти ответ. Что вы можете предположить?
(Ответы детей.)
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. П (Проверим себя: орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!)
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие В (Интересно, какое?): под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П (Проверим наши предположения: оказывается, кроме ореха, в трубочке был еще паучишка!)
4. Обобщающая беседа.
– Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной?
– Сколько открытий сделал писатель? А вы?
– Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел: птица+ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.)
– А вы представляете героя ребенком или взрослым? (Мнения детей могут быть разными.)
III. После чтения.
1. Выполним задание в тетради: соединим загадочные заголовки с частями рассказа (задание II.4 на с. 53).
1) Удивительная трубочка.
2) Как же орех туда попал?
3) Еще одно открытие.
– Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?
2. Устные рассказы детей.
– А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расскажите о них.
Дома нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в этом рассказе (творческое задание).
Михаил Пришвин
БЕРЕСТЯНАЯ ТРУБОЧКА
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку.
Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
В О И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? В О «Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. П Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: В под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П
Михаил Пришвин
БЕРЕСТЯНАЯ ТРУБОЧКА
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку.
Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
В О И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? В О «Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. П Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: В под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Root Entry