Образовательная программа по футболу для учебно-тренировочных групп
Образовательная программа
по футболу
для учебно-тренировочных групп
Играйте в футбол. Футбол больше, чем игра!
(В.Л. Мутко)
Введение.
Президент Российского футбольного союза В.Л. Мутко, выступая весной 2005 г. на отчётно-выборной конференции с программой «Подарим детям стадион», которая была единогласно поддержана её участниками, сказал, что программа предусматривает создание материально-технической базы юношеского футбола в России.
Впервые в истории нашей страны началось массовое строительство искусственных полей, специально предназначенных для тренировок детей. Тренировок, направленных на освоение прежде всего техники футбола. Не секрет, что в этом компоненте игры юные россияне-футболисты отстают от своих сверстников из других стран.
За последние годы в 78 субъектах РФ были построены 137 полноразмерных полей и 147 полей уменьшенного размера. Основа материальной базы нашего организованного юношеского футбола создана, и в ближайшие годы она будет только улучшаться. Это позволит работать тренерам и их юным воспитанникам в нормальных условиях.
Однако хорошие поля – это только половина дела. Другая половина – это качество учебно-тренировочного процесса. Российский футбольный союз не может допустить, чтобы на новых полях детские тренеры работали хаотично, без системы, по разным программам (а то и вовсе без программ).
Опыт использования единых программ у нас есть, т.к. в СССР по таким программам работали детские тренеры. Последняя поурочная программа для учебно-тренировочных групп ДЮСШ и СДЮШОР по футболу была разработана 22 года тому назад, но сейчас её основные положения и содержание уже не соответствуют требованиям современного футбола.
РФС решил изменить такую постановку дела и создать единую для всей страны систему работы детских тренеров. Единую, потому что и в Москве, и в Самаре, и в Хабаровске дети одного и того же возраста должны осваивать технику одних и тех же приёмов (передача мяча, удары, ведения и др.). Их нужно учить одним и тем же тактическим действиям, развивать у них такие личностные и физические качества, без которых футбол невозможен.
Опыт показывает, что лучше всего это сделать в рамках поурочных программ, которые состоят из конспектов учебно-тренировочных занятий разной направленности. Содержание этих конспектов и последовательность их расположения в недельных и месячных циклах обоснованы лучшими отечественными и зарубежными тренерами-методистами.
Поэтому данная образовательная программа по футболу для учебно-тренировочных групп в приложении к содержанию имеет поурочные разработки занятий разной направленности.
Дети разного возраста любят играть в футбол, и они идут в футбольные школы, чтобы реализовать свою потребность в игре. Поэтому в конспектах тренировочных занятий рекомендованы футбольные упражнения, а также упражнения из других видов спорта, которые выполняются с помощью игрового метода.
Главная задача для учебно-тренировочных групп, так же как и для групп начальной подготовки – приумножить любовь детей к футболу, но в отличие от задач, решаемых в группах начальной подготовки, главная задача для учебно-тренировочных групп - значительно совершенствовать технику и тактику игровых приёмов, которая решается за счёт средств тренировки.
Пояснительная записка
В «Концепции развития физической культуры и спорта в системе дополнительного образования детей» говорится, что основная цель политики государства в области физической культуры и спорта – эффективное использование возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодёжи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на международных соревнованиях.
Пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительско-образовательная деятельность способствуют увеличению числа детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно сказывается на снижении заболеваемости, сокращении правонарушений, оказывает большую помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.
При написании данной образовательной программы по футболу для учебно-тренировочных групп в основу была положена часть образовательной программы Детско-юношеской спортивной школы «Спартак» Щёлковского муниципального района, которая составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, регулирующими работу спортивных школ.
Программа по футболу физкультурно-спортивной направленности, составлена для детей среднего и старшего школьного возраста (для детей 12-18 лет)
Программа является адаптированной
Настоящая программа для учебно-тренировочных групп характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса на данном этапе учебно-тренировочной работы.
Образовательная деятельность на учебно-тренировочном этапе построена на основополагающих принципах:
Комплексность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Процесс обучения и спортивной тренировки в спортивной школе происходит в течение десяти и более лет и предусматривает взаимосвязь средств, методов, форм и условий спортивной подготовки.
Учебно-тренировочный процесс происходит с учётом важнейших педагогических закономерностей, на основе общих дидактических принципов:
связь теории с практикой,
сознательность и активность,
наглядность, доступность,
систематичность и последовательность.
На основании нормативной части программы учреждения в спортивной школе разрабатываются планы работы учебных групп с учётом имеющихся условий. Утверждение планов подготовки проводится на основании решения тренерского совета директором спортивной школы. Учебный материал для учебно-тренировочных групп излагается в программе таким образом, что является непосредственным продолжением программы для групп начальной подготовки,– это позволяет дать всем тренерам единое направление в многолетней подготовке юных футболистов.
Отделение по футболу в спортивных школах формируются, как правило, из групп начальной подготовки.
Программа может быть использована тренерами при работе во всех спортивных подразделениях, ведущих подготовку юных футболистов данного возраста, а также в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах, в подростковых клубах.
Футбол - всеми любимая и доступная для любого возраста игра, для организации и проведения которой, необходим минимальный набор спортивного инвентаря и оборудования. В тоже время футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта.
Актуальность разработки дополнительной образовательной программы по футболу связана с активным развитием и ростом популярности спорта в Щёлковском муниципальной районе, в Московской области, необходимостью создания стройной системы подготовки спортсменов в соответствии с современными требованиями спортивной тренировки.
Организация учебно-тренировочного процесса осуществляется на основе современной методики обучения и тренировки, так же методических разработок, местных условий и возможностей освоения юными спортсменами высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, достижение ими разностороннего физического развития.
Цель программы по футболу на учебно-тренировочном этапе:
обеспечить необходимую подготовку обучающихся для выполнения соответствующих контрольных нормативов и I юношеского разряда для перехода в группы спортивного совершенствования на основе укрепления здоровья, развития физических качеств, овладения основными техническими приёмами футбола и совершенствования в тактических действиях, приобщения к соревновательной деятельности и личностного роста юных спортсменов.
Цель программы предусматривает решение следующих задач:
Обучающих:
повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни через приобщение к игровому виду спорта – футболу; использование данных науки и знаний опытных квалифицированных футболистов.
знание основных теоретических вопросов подготовки спортсмена;
знание правил игры;
совершенствование практических умений игры в футбол.
участие в соревнованиях и контрольных играх;
умение осуществлять восстановительно-профилактические мероприятия.
Развивающих:
формирование навыков здорового образа жизни;
выполнение контрольных и переводных нормативов по физической и специальной подготовке;
разностороннее развитие физических качеств и специальной тренировочной выносливости
формирование коммуникативных способностей.
Воспитательных:
формирование у детей и подростков устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
формирование навыков общения в коллективе, коллективных действий;
приобщение к соревновательной деятельности;
привитие юным футболистам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;
формирование личности подростка в условиях футбольной команды;
формирование у обучающихся таких- личностных качеств, как уверенность в себе, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, терпимость, доброжелательность, стойкость, мужество, общительность и т.д., в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
воспитание нравственного и добросовестного отношения к выбранному делу.
Все, кого заботит и волнует будущее ребёнка, хотели бы видеть его сильным, здоровым, умным и успешным человеком.
В общей системе всестороннего и гармоничного развитии человека физическое воспитание занимает особое место. Занятия физической культурой и спортом закладывают основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности.
В образовательном процессе формируется творческая личность ребёнка, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы воспитать ответственное и серьёзное отношение к выбранному делу.
Работа тренера и содержание образовательной программы позволяют широко использовать в образовательно-воспитательном процессе тот фактический материал, который облагораживает, возвышает личность ребёнка, делает его добрее, милосерднее, учит любить свою землю, прошлое и заботиться о будущем.
Формирование у обучающихся личностных качеств происходит в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в деятельности, поэтому для каждого обучающегося должны быть созданы такие условия, в которых он может себя проявить.
Вся планета играет в футбол. Футбол является самой востребованной, самой массовой игрой во всем мире, и футбольные школы вносят большой вклад в развитие этого вида спорта
Структура многолетнего процесса подготовки спортивного резерва представляет собой единую организационно-педагогическую систему, состоящую из последовательно чередующихся этапов, которые находятся в неразрывной связи с возрастными и квалификационными показателями юных спортсменов.
Возрастные категории обучающихся
В учебные группы принимаются дети и подростки с 12 лет.
Максимальный возраст обучения на учебно-тренировочном этапе 18 лет.
Срок реализации программы для учебно-тренировочных групп – 5 лет.
При поступлении необходимо предъявить следующие документы:
заявление о приеме с письменным разрешением родителей,
справку о состоянии здоровья,
свидетельство о рождении.
Наполняемость групп:
учебно-тренировочные группы (до 2-х лет) - до 20 человек;
учебно-тренировочные группы (свыше 2-х лет) до 16 человек;
Порядок приема, условия зачисления в группы, перевод на
следующий год обучения и этап подготовки.
Группы подготовки
Этапы подготовки
Условия зачисления
Группы начальной подготовки
Начальной подготовки
на свободной основе, имеющие справку от врача-педиатра
Учебно-тренировочные группы
Учебно-тренировочный
на конкурсной основе, прошедшие диспансеризацию и контрольные нормативы
Группы спортивного совершенствования
Спортивного совершенствования
при выполнении и подтверждении 1 разряда
- Перевод обучающихся в группы осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Зачисление и перевод по годам обучения в ДЮСШ оформляется приказом директора.
Этап начальной подготовки охватывает учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься футболом и имеющих письменное разрешение врача-педиатра. На данном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники футбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап, который делится на этап начальной специализации и этап углубленной специализации, охватывает занимающихся, прошедших конкурсный отбор из числа здоровых и практически здоровых учащихся, имеющих необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших соответствующие контрольные нормативы для зачисления на данный этап подготовки. Из обучающихся, выполнивших предусмотренные нормативы и первый юношеских разряд формируются группы спортивного совершенствования.
Структура многолетнего процесса обучения и тренировки
юных футболистов
Этапы подготовки
Возраст занимающихся
Год обучения
Минимальное и максимальное число занимающихся в группе
Кол-во учебных часов в неделю
Требования по технической, тактической, физической и спортивной подготовке
Начальной подготовки
8-9 лет
1-й
15 - 30
6
Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке
9-10 лет
2-й
12 - 30
9
10-11 (12) лет
3-й
12 - 30
9
Учебно-тренировочный
Начальной специализации
12 -13 лет
1-й
10 - 20
12
Выполнение нормативов по ОФП, СФП, технико-тактической подготовке
13-14 лет
2-й
20 - 20
12
Углубленной специализации
14-15 лет
3-й
16 - 16
18
То же, выполнение требований II юношеского разряда
15-17 лет
4-й
16 - 16
18
То же, выполнение требований I юношеского разряда
16-18 лет
5-й
16 - 16
18
То же, выполнение требований I разряда
Спортивного совершенст
вования
17-19 лет
1-й
14-14
24
То же, выполнение требований I разряда
18-20 лет
2-й
12-12
28
19-21 год
3-й
12-12
28
Основным принципом работы на учебно-тренировочном этапе является универсальность подготовки занимающихся с переходом к игровой специализации.
При этом на этапе начальной специализации решаются следующие задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию;
развитие физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости;
овладение основными техническими приемами мини-футбола и совершенствование в тактических действиях; овладение основными индивидуальными и групповыми тактическими действиями:
приобщение к соревновательной деятельности на уровне города, района, области, края.
На этапе углубленной специализации решаются следующие задачи:
повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики мини-футбола;
прочное овладение основными техническими приемами и тактическими действиями мини-футбола;
определение каждому юному футболисту игрового амплуа и, с учетом этого, индивидуализация видов подготовки;
расширение соревновательной деятельности.
Исходя из поставленных задач в процессе многолетней подготовки юных футболистов необходимо придерживаться общей направленности учебно-тренировочной работы, которая предусматривает:
постепенный переход от обучения техническим приемам и тактическим действиям к их совершенствованию на основе роста физических и психических возможностей
планомерное расширение вариантов выполнения технических приемов и тактических действий;
переход от общеподготовительных средств подготовки к наиболее специализированным средствам;
увеличение в процессе обучения и тренировки объема соревновательных упражнений;
постепенное повышение интенсивности тренировочных занятий и, следовательно, применение восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья занимающихся.
Формы и режим занятий
Продолжительность обучения на учебно-тренировочном этапе подготовки и максимальный объем учебно-тренировочной работы
Работа в учебно-тренировочных группах с обучающимися проводится в течение всего календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от:
- календаря спортивных соревнований,
- периодичности спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы
Учебно-тренировочные занятия в группах спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не может превышать: в учебно-тренировочных группах – 3-х (по 45 мин) академических часов - 4 – 6 раз в неделю
№ п\п
Этапы подготовки
Продолжительность обучения (лет)
Год обучения
Максимальный объем уч.-тр. нагрузки ак.часов в неделю
1.
Начальной подготовки
2-3
До 1 года
Свыше 1 года
6
9
2.
Учебно-тренировочный
4-5
До 2 лет
Свыше 2 лет
12
18
3.
Спортивного совершенствования
2-3
До 1 года
Свыше 1 года
24
28
Расписание учебно-тренировочных занятий утверждается администрацией учреждения. Занятия проводятся во все дни недели, включая выходные дни.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия,
- работа по индивидуальным планам подготовки (обязательно на этапе спортивного совершенствования),
- прохождение углубленного медицинского контроля
- медико-восстановительные мероприятия,
- тестирование и медицинский контроль,
- участие в соревнованиях, контрольных матчах, учебно-тренировочных сборах в условиях спортивно-оздоровительного лагеря и перед вышестоящими по рангу соревнованиями,
- пребывание в спортивно-оздоровительном лагере,
-беседы,
- просмотр учебных, документальных и др. фильмов, игр, соревнований,
- инструкторская и судейская практика.
Обязательность работы по индивидуальным планам устанавливается на этапах спортивного совершенствования.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Содержание учебно-тренировочных занятий соответствует утвержденным учебным программам.
Для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования, кроме основного тренера - преподавателя при необходимости привлекаются дополнительно тренеры-преподаватели и другие специалисты в пределах количества часов учебной программы.
Для обеспечения круглогодичности учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся, в период каникул организуется спортивно - оздоровительный лагерь.
Организация занятий с воспитанниками осуществляется в соответствии с расписанием занятий, которое может изменяться в течение учебного года, в связи с изменением школьных расписаний уроков, возможностей тренеров-преподавателей и детей. Допускается разовый перенос занятий. Все изменения в расписании согласуются с руководителем школы и фиксируются в журнале учета работы школы.
Начало и окончание учебного года зависит от календаря спортивно-массовых мероприятий. Количество групп в ДЮСШ определяется в соответствии с санитарными нормами и условиями для осуществления образовательного процесса.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
на учебно-тренировочном этапе подготовки
Прогнозируемые результаты:
улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;
повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программы по футболу;
профилактика вредных привычек и правонарушений.
Критерии оценки:
состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся детей;
динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся детей;
освоение объема тренировочных нагрузок, предусмотренных учебным планом на данном этапе;
освоения теоретического раздела программы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы (соревнования и т.д.)
1. Мониторинг результатов медицинского обследования учащихся в городском физкультурном диспансере.
2. Мониторинг выступлений учащихся в соревнованиях различного ранга.
3. Мониторинг подготовки спортсменов разрядников.
4.Мониторинг результатов контрольных нормативов по ОФП и СФП.
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
а) тестирование детей;
б) сдачу контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения тренерского совета с учётом выполнения юными футболистами контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке, медико-биологических показателей, наличия установленного спортивного разряда.
Итоги успеваемости определяются два раза в год: в конце подготовительного (март – апрель) и соревновательного (октябрь) периодов.
Выполнение программы по каждому году обучения служат основным критерием оценки качества работы отделений, тренера и спортивной школы в целом. Оценка качества учебно-тренировочной работы только по результатам участия в соревнованиях неприемлема в работе с юными футболистами.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВСЕГО ОТДЕЛЕНИЯ.
Группы
Численность
Выполне
ние контро-
льных нормати-
вов
Разряды
3 юн
Разряды
2 юн
Разряды
1юн
Делегирование в команды ДЮСШ «СПАРТАК» в соответствии с возрастными группами
НП до1года
Сохранность не менее 75%
100%
--------
---------
--------
-------
НП св1года
Сохранность не менее 75%
100%
100 чел-
--------
---------
---------
УТГ до2лет
Сохранность не менее80%
100%
200
чел
48
чел
----------
10чел
УТГ св2лет
Сохранность не менее 80%
100%
------
200
чел
48
чел
Не менее 12чел
Учебно-тематический план учебно-тренировочного этапа
Подготовка спортсменов состоит из комплекса разнообразных мероприятий, обеспечивающих совершенствование 5 основных сторон подготовленности спортсменов (теоретическую, техническую, тактическую, психологическую и физическую), а также включает в себя соревновательную подготовку, игровую подготовку и реабилитационные мероприятия.
Предлагаемый настоящей программой учебный план предусматривает ежегодное увеличение количества часов спортивно-оздоровительного лагеря и работы по индивидуальным планам.
Распределение времени в учебном плане на основе этапа подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
В учебный план входят часы для проведения контрольных занятий и судейской практики.
Примерный учебный план
(на 52 недели)
№п/п
Содержание занятий
Кол-во часов для каждой группы
Учебно-тренировочные группы
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
I.
Теоретические занятия
40
40
46
28
28
II.
Практические занятия
512
512
598
616
616
1.
Общая физическая подготовка
136
138
144
114
114
2.
Специальная физическая подготовка
40
40
66
86
86
3.
Техническая подготовка
156
166
180
185
185
4.
Тактическая подготовка
60
50
78
85
85
5.
Приёмные и переводные нормативы
10
10
10
10
10
6.
Учебные и тренировочные игры
50
42
50
52
52
7.
Участие в соревнованиях
40
46
50
64
64
8.
Инструкторская и судейская практика
10
10
10
10
10
9.
Восстановительные мероприятия и мед.обследование
10
10
10
10
10
Количество часов в неделю
12
12
14
14
14
Общее количество часов
552
552
644
644
644
Количество игр в году
35-40
35-40
40-45
40-45
40-45
Из них официальных:
24
24
25
26
26
Учебно-тренировочные занятия проводятся по учебным планам, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель(144 часа) - в условиях спортивного - оздоровительно лагеря и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха
В количество учебных часов годовой нагрузки входят часы на восстановительные мероприятия
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ГРУПП
Учебно-тренировочных групп 1года и 2 года обучения (12– 14 лет):
-укреплять здоровье и закаливать организм учащихся,
прививать устойчивый интерес к занятиям футболом,
обеспечивать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты и координации движений,
подготовиться и выполнить нормативы,
овладевать техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре,
обучить спортсменов основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в футбол,
освоить процесс игры в соответствии с правилами футбола,
участвовать в соревнованиях по футболу и выполнить требование III юношеского разряда (13– 14 лет),
изучить элементарные теоретические сведения о врачебном контроле, личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правилах игры в футбол.
Учебно-тренировочные группы 3, 4 и 5 годов обучения (15 – 18 лет):
укреплять здоровье,
совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости,
овладеть всем арсеналом технических приёмов игры,
совершенствовать индивидуальную и групповую тактику игры,
овладеть основами командной (11 х 11) тактики игры,
совершенствовать тактические действия в звеньях и линиях команды, развивать тактическое мышление,
определить игровые наклонности юных футболистов (наличие определённых качеств и желание самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, нападающего или игрока средней линии),
участвовать в соревнованиях по футболу и выполнить требования II юношеского разряда (14 – 15 лет),
воспитывать элементарные навыки судейства,
изучить начальные теоретические сведения о методике занятий физическими упражнениями, функциях игроков в линиях команды,
ознакомиться с тактическими схемами ведения игры.
Особенности проведения учебно-тренировочных занятий
в различных возрастных группах
Обучение юных футболистов 12– 14 лет, технике владения мячом и технике игры следует проводить при помощи упражнений, доступных для детей этого возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимальном темпе, применять много упражнений, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии более 2 – 3 технических приёмов, проводить двусторонние игры в общепринятых составах на футбольном поле установленных размеров.
В возрасте 15 – 16 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной системы. Поэтому значительное место в составе средств воспитания быстроты, занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, быстрых спрыгиваний и выпрыгиваний, переменных ускорений в беге.
Каждое упражнение выполняется кратковременно (8 – 10 раз по 10 – 15 сек) в виде нескольких серий с интервалом отдыха 2 – 3 минуты.
В возрасте 17-18 лет вследствие увеличения объёма применяемых нагрузок, средств тренировки и соревнований всё большее значение получает использование одного упражнения для решения нескольких задач с учётом сопряжённых воздействий.
В процессе тренировки упражнения подбираются:
- по направленности, характеризующей структуру и содержание игры (совершенствование техники и тактики, развитие физических качеств);
- по воздействию на отдельные функции организма (аэробные, анаэробные и смешанные);
- по продолжительности и интенсивности упражнений, количеству повторений, величине пауз и т.д.
В процессе учебно-тренировочных занятий обучающиеся учатся заниматься самостоятельно: выполнять упражнения физической подготовки, вырабатывают индивидуальную технику владения мячом.
План на очередной год для каждой учебной группы разрабатывается в соответствии с учебным планом данной программы. При его составлении учитывается, что в годичном цикле занятий выделяются три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный и соревновательный периоды делятся на отдельные этапы, имеющие свои специфические задачи, структуру, содержание и динамику тренировочной нагрузки.
Подготовительный период. Задача этого периода состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку футболистов.
Подготовительный период делится на два этапа: обще-подготовительный и специально-подготовительный.
Обще-подготовительный этап. Физическая подготовка на этом этапе направлена на повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости).
Техническая и тактическая подготовка направлена на восстановление двигательных навыков и тактических умений.
Специально-подготовительный этап. Тренировочный процесс на этом этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. Здесь совершенствуются физические качества и функциональные возможности футболистов с учётом специфики игры.
Основным средством подготовки служат специальные упражнения без мяча и с мячом. Постепенно повышается доля тренировочных игр, но они не должны подменять учебно-тренировочной работы.
Соревновательный период. У футболистов соревновательный период продолжается 5 – 6 месяцев.
Физическая подготовка в этот период имеет свой наивысший уровень и удерживается на протяжении всего соревновательного периода.
Техническая подготовка на совершенствование ранее изученных приёмов, умение применять их в соревнованиях в различных игровых ситуациях.
Тактическая подготовка должна создавать высокий уровень тактического мышления игроков в различных ситуациях, их взаимопонимание в звеньях, линиях, овладение ими; различными тактическими комбинациями.
Переходный период начинается по окончании соревнований. В этом периоде осуществляется постепенный переход от спортивной деятельности большого объема и интенсивности к менее интенсивным нагрузкам. Происходит смена средств и методов, которые направлены на поддержание физической подготовленности.
Основными средствами являются пробежки в лесу, баскетбол, плавание, лыжи, теннис, волейбол, подвижные игры и другие физические упражнения. Кроме того, решаются задачи устранения недостатков в технической и тактической подготовленности, отмеченных в процессе соревнований.
Активные занятия физическими упражнениями позволяет избежать резкого снижения спортивной формы.
Продолжительность одного занятия в учебно-тренировочных группах не превышает 4-х академических часов.
Изучение теоретического материала планируется в форме бесед продолжительностью 45 минут. Кроме того, теоретические знания приобретаются также на практических занятиях. При изучении теоретического материала широко используются наглядные пособия, кинокольцовки, видеозаписи, учебные кинофильмы.
Обязательным компонентом подготовки юных футболистов являются соревнования. В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группами, товарищеские и контрольные игры, матчевые встречи, районные, городские, областные, республиканские и всесоюзные соревнования с участием команд различных возрастных групп.
В каждой возрастной группе предусматривается приём контрольных нормативов по общей и специальной физической и технико-тактической подготовке.
Разделы учебно-тематического плана
Раздел 1. Теоретическая подготовка
(для всех возрастных групп)
Тема 1. Физическая культура и спорт в России.
Тема 2. Развитие футбола в России и за рубежом.
Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж.
Тема 6. Физиологические основы спортивной тренировки.
Тема 7. Общая и специальная физическая подготовка.
Тема 8. Техническая подготовка.
Тема 9. Тактическая подготовка.
Тема 10. Морально-волевая подготовка спортсмена. Психологическая подготовка.
Тема 11. Основы методики обучения и тренировки.
Тема 12. Планирование спортивной тренировки и учёт.
Тема 13. Правила игры. Организация и проведение соревнований.
Тема 14. Установка перед играми и разбор проведённых игр.
Тема 15. Место занятий, оборудование и инвентарь.
Раздел 2. Практическая подготовка
1. Физическая подготовка
(для всех возрастных групп)
Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости).
Строевые упражнения.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Акробатические упражнения.
Подвижные игры и эстафеты.
Легкоатлетические упражнения.
Спортивные игры.
Лыжи.
Плавание.
2. Специальная физическая подготовка
Физическая подготовка необходима юному спортсмену любого уровня подготовленности и в любом виде спорта. Основные понятия СФП - это сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость).
1. Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 метров из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лёжа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с лементами старта. Подвижные игры, типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров», «Рывок за мячом» и т.д.
2. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп весом от 40 до 70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание (высота 40 – 80 см) с последующим прыжком вверх или рывком на 7 – 10 метров. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам, эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны», «Прыжковая эстафета».
Выбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счёт энергичного махания вперёд. Удар мяча ногой и головой на силу в тренировочную стенку, батут и ворота, удары на дальность.
Толчки плечом партнёра. Борьба за мяч.
3. Упражнения для развития специальной выносливости.
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений.
Тоже, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью.
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек с ударами по воротам, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалом отдыха между рывками.
Игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.
4. Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч головой, ногой, руками, тоже выполняя в прыжке поворот на 90-180О. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперёд и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой, ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры типа «Живая цепь», «Салки мячом», «Ловля парами» и др.
3. Техническая подготовка
Учебно-тренировочные группы (12-14 лет)
Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперёд скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, изменением направления и скорости.
Прыжки: вверх, вверх-вперёд, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом».
Остановки во время бега выпадом и прыжком.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренний и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.. Удары внешней частью подъема.
Выполнение ударов после остановки, рывком, введения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткие и средние расстояния.
Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу.
Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающего мяча – на месте, в движении впереди назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча.
Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника.
Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочерёдно по прямой и кругу, а также меняя направление движения, между строк и движущихся партнёров, изменяя скорость, выполнения ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую). Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо или влево).
Отбор мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча в выпаде.
Выбрасывание мяча из-за боковой линии. Выбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Выбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнёру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке.
Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без прыжка и в прыжка, с места и с разбега.
Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди, мяча с падением, перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Техническая подготовка
Учебно-тренировочные группы (15 – 18 лет)
Техника передвижения. Различные сочетания приёмов техники передвижения с техникой владения мячом..
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой различными способами по катящемуся и летящему мячу с различными направлениями, траекторией, скоростью. Резаные удары. Удары в движении, в прыжке, с поворотом, через себя без направления и с падением. Удары на точность, силу, дальность, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара, маскируя момент и направление предполагаемого удара.
Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба, без прыжка и в прыжке с поворотом. Удары головой по мячу в падении. Удары на точность, силу, дальность с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара.
Остановка мяча. Остановка с поворотом на 1800 внутренней и внешней частью подъема опускающегося мяча, грудью летящего мяча. Остановка подъемом опускающегося мяча. Остановка мяча на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча головой.
Ведение мяча. Совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку, контролируя мяч и отпуская мяч от себя на 8 – 10 метров.Обманные движения. Совершенствование финтов «уходом», «ударом», «остановкой» в условиях игровых упражнений с активным единоборством и учебных игр.
Отбор мяча. Совершенствование в отборе изученными приёмами в выпаде и подкате, атакуя соперника спереди, сбоку, сзади, в условиях игровых упражнений и в учебных играх. Отбор и использованием толчка плечом.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча изученными способами на дальность и точность.
Техника игры вратаря. Ловля, отбивание, переводы мяча на месте и в движении, без падения и в падении: без фазы полёта и с фазой полёта. Совершенствование ловли и отбивания при игре на выходе.
Действия вратаря против вышедшего с мячом противника: ловля мяча без падения и с падением в ноги.
Совершенствование бросков мяча рукой и выбивание мяча ногой с земли и с рук на дальность и точность.
Применение техники полевого игрока при обороне ворот.
4. Тактическая подготовка
Учебно-тренировочные группы 1 и 2 годов обучения (12-14 лет)
Тактика нападения
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момент и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар, короткую или среднюю передачу, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Тактическая подготовка
Учебно-тренировочные группы 3,4 и 5 годов обучения (15-18 лет)
Тактика нападения
Индивидуальные действия. Маневрирование на поле: «открывание» для приёма мяча, отвлекание соперника, создание численного преимущества на отдельном участке поля за счёт скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны. Умение выбрать из нескольких возможных решений данной игровой ситуации наиболее правильное и рационально использовать изученные технические приёмы.
Групповые действия. Взаимодействия с партнёрами при организации атаки с использованием различных передач: на ход, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом. Игра в одно касание. Смена флангов атаки путём точной длинной передачи мяча на свободный от игроков соперника фланг. Правильное взаимодействие на последней стадии развития атаки вблизи ворот противника. Совершенствование игровых и стандартных ситуаций.
Командные действия. Организация быстрого и постепенного нападения по избранной тактической системе. Взаимодействие с партнёрами при разном числе нападающих, а также внутри линий и между линиями.
Тактика защиты
Индивидуальные действия. Совершенствование «закрывания», «перехвата» и отбор мяча.
Групповые действия. Совершенствование правильного выбора позиции и страховки при организации противодействия атакующим комбинациям. Создание численного превосходства в обороне. Взаимодействие при создании искусственного положения «вне игры».
Командные действия. Организация обороны против быстрого и постепенного нападения с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты. Быстрое перестроение от обороны к началу и развитию атаки.
Тактика вратаря. Выбор места (в штрафной площади) при ловле мяча на выходе и на перехвате: правильное определение момента для выхода из ворот и отбора мяча в ногах; руководство игрой партнёров по обороне. Организация атаки при вводе мяча в игру.
5.Приёмные и переводные нормативы.
Этот раздел программы включает:
комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся;
организацию и методические указания по проведению тестирования;
задачи, методы и организацию медицинских обследований.
В каждой возрастной группе предусматривается приём контрольных нормативов по общей и специальной физической и технико-тактической подготовке.
Основной задачей медицинского обследования в группах начальной подготовки является контроль над состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале учебного года (в сентябре) и в марте занимающиеся проходят углубленные медицинские обследования. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленные медицинские обследования позволяют следить за динамикой этих показателей, а текущие обследования - осуществлять контроль за переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, своевременно принимать необходимые лечебно - профилактические меры.
Тестирование проводится 2 раза в год - в начале и в конце учебного года. По итогам переводных экзаменов (в конце учебного года) учащиеся зачисляются на следующий этап подготовки. Переводные экзамены проводятся по ОФП и СФП.
Педагогический контроль включает также и показатели тренировочной и соревновательной деятельности (количество тренировочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов). Исходный уровень состояния здоровья, физической подготовленности, функциональных возможностей и динамика этих показателей вносятся в индивидуальную карту занимающихся.
Занимающиеся самостоятельно ведут спортивный дневник. Проводят учет тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрируют спортивные результаты тестирований, анализируют выступления в соревнованиях.
Интегральная подготовка - направлена на приобретение современного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
Нормативные требования для учащихся групп начальной подготовки по окончании этапа обучения (итоги 3 года обучения - для зачисления в УТГ)
Контрольные упражнения
Пол
Возраст,лет
9
10
11
Общая подготовленность
Бег 30 м, с
м
д
5,7
5,9
5,5
5,7
5,3
5,6
Челночный бег 30 м (5*6 м), с
м
д
12,2
12,4
11,7
12,0
11,2
11,6
Челночный бег 104 м, с
м
д
35,0
38,0
32,0
35,0
28,5
33,5
Прыжок в длину с места,см
м
д
165
160
170
165
180
170
Прыжок в высоту с места, см
м
д
35
30
40
35
45
40
Динамическая сила, кг
м
д
55
40
60
45
70
52
Специальная подготовленность
Бег 30 м с ведение мяча, с
м
д
5,8
6,2
5,7
6,0
5,5
5,9
Жонглирование мяча ногами, кол-во ударов
м
д
8
6
16
12
24
18
Жонглирование мяча головой, кол-во ударов
м
д
6
4
10
6
14
8
Ведение мяча по «восьмёрке»
м
д
+
+
+
Ведение мяча по границе штрафной площадки
м
д
+
+
+
Обегание стоек и удар носком в цель
м
д
2
2
3
3
4
4
Знак «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
Нормативные требования для учащихся учебно-тренировочных групп
Контрольные упражнения
Пол
Возраст, лет
11
12
13
14
15
1. Общая подготовленность
Бег 30 м, с
м
д
5,2
5,5
5,0
4,9
4,7
4,6
Челночный бег 30 м ( )
м
д
9,5
9,8
9,3
9,6
9,3
9,4
8,9
9,2
8,5
8,9
Челночный бег 104 м, с
м
д
28,1
32,0
27,8
31,0
27,0
30,2
26,5
29,5
26,0
28,8
Бег 300 м, с
м
д
53,0
55,2
50,0
52,3
48,0
45,0
42,0
Тест Купера, м
м
д
-
-
-
-
2000
1700
2500
2000
2550
2000
Прыжок в длину с места, см
м
д
185
175
190
180
200
190
210
195
220
200
Прыжок в высоту с места, см
м
д
50
45
50
48
60
52
65
58
68
62
1.1. Для вратарей (дополнительно)
Тройной прыжок в длину с места, см
м
д
-
-
640
560
680
600
745
640
790
680
Метание набивного мяча (1 кг)из-за головы, м –
сидя
стоя
м
д
м
д
-
-
-
-
7,7
5,6
23,0
10,6
8,3
6,4
13,5
12,0
9,0
7,1
15,0
13,2
9,4
7,5
16,8
14,0
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, кол-во повторений
м
д
-
-
16
8
17
9
18
10
22
12
2. Специальная подготовленность
Бег 30 м с ведением мяча, с
м
д
5,4
5,8
5,3
5,7
5,2
5,6
5,1
5,5
5,0
5,1
Бег 5*30 м с ведением мяча, с
м
д
-
-
-
30,0
33,0
28,0
32,0
27,0
30,0
Жонглирование мяча (комплексное), кол-во ударов
м
д
10
6
12
8
18
10
15
16
32
22
Ведение, обводка стоек и удар в ворота, с
м
д
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Удары по мячу, в цель, кол-во попаданий
м
д
3
2
4
3
5
4
6
5
7
6
2.1. Для вратарей (дополнительно)
Вбрасывание мяча на дальность, м
м
д
-
-
18
15
22
18
26
22
30
25
Бросок мяча в цель, кол-во попаданий
- 1 – е упражнение
- 2 – е упражнение
м
д
м
д
-
-
-
-
3
2
3
2
4
3
4
3
3
3
5
4
4
4
6
5
Знак «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
6. Учебные и тренировочные игры
Программой предусмотренны учебные и тренировочные игры:
- Обязательное применение в играх изученного программного материала (для данного года обучения) по технической и тактической подготовке.
- Совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий при игре по избранной тактической системе.
- Умение переключаться в тактических действиях с одной системы игры в нападении и защите на другую с применением характерных для этой системы групповых действий.
- Совершенствование технико-тактического мастерства в играх с командами, значительно отличающимися по характеру, стилю и способу ведения игры.
- Проигрывание плана игры с будущим соперником.
7. Соревнования
Обязательным компонентом подготовки юных футболистов являются соревнования. В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группами, товарищеские и контрольные игры, матчевые встречи, районные, городские, областные, республиканские и всесоюзные соревнования с участием команд различных возрастных групп.
Для успешного участия в соревнованиях обучающиеся:
- производят разбор правил игры, права и обязанности игроков, роль капитана команды, его права и обязанности.
- должны знать обязанности судей, способы судейства, выбор места судей при различных игровых ситуациях, замечания, предупреждения и удаления игроков с поля, роль судьи как воспитателя.
- должны знать значение спортивных соревнований, требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований, особенности организации и проведения соревнований, соревнрований по футболу и мини-футболу.
- виды соревнований, системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная; их особенности, положение о соревнованиях, составление календаря игр, оценка результатов игр.
- заявки, их форма и порядок представления, назначение судей, оформление хода и результата соревнований.
Важна так же установка перед играми и разбор проведённых игр.
Инструкторская и судейская практика
Одной из задач детско-юношеской спортивной школы является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора для участия в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве судей.
Решение этих задач начинается на учебно-тренировочном этапе и продолжается на всех последующих этапах подготовки. Занятия проводятся в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий.
Учащиеся учебно-тренировочных групп должны овладеть принятой в футболе терминологией, командами для построения, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений, овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки и уметь их исправлять.
Восстановительные мероприятия
Данный раздел программы включает широкие круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ, с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
На учебно-тренировочном этапе (до 2-х лет обучения) - восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем - с чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных занятий; проведением занятий в игровой форме. Привлекаются гигиенические средства: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Вырабатываются навыки соблюдения режима дня и режима питания, проводится витаминизация.
На учебно-тренировочном этапе (свыше 2-х лет обучения) - основными являются педагогические средства восстановления, т. е. рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена: необходимо рассчитывать оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном тренировочном занятии, так и на этапах годичного цикла. Гигиенические средства используются те же, что и для учебно-тренировочных групп 1 и 2 годов обучения.
Из медико-биологических средств восстановления помимо витаминизации, проводится физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна.
На этапе спортивного совершенствования с ростом объема специальной физической подготовки и количества соревнований увеличивается время, отводимое на восстановление организма. Дополнительными педагогическими средствами могут быть переключения с одного вида спортивной деятельности на другой, чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности, изменение характера пауз отдыха и их продолжительности.
На данном этапе подготовки необходимо комплексное применение всех средств восстановления (педагогические, гигиенические, психологические и медико-биологические)
Специальная психологическая подготовка
Специальная психологическая подготовка связана с умением футболистов преодолевать психологические трудности, возникающие в ходе учебно-тренировочного процесса и во время игры. Она также направлена на регулирование психического состояния игрока в связи с ответственным матчем либо на напряженной тренировке. Она осуществляется на тренировках с большим объемом и интенсивностью нагрузок, на занятиях с определенным комплексом специальных упражнений.
В процессе специальной психологической подготовки тренеру следует уделять внимание воспитанию волевых качеств, наиболее значимых для игрока и формированию у него мышления победителя. Нужно вырабатывать качества, позволяющие футболисту адекватно действовать после игры при победе или поражении команды. Следует знать, что только в рамках учебно-тренировочных занятий нельзя воспитать личностные качества игрока, а нужно учитывать социальную среду, в которой он живет (семья, друзья, коллектив).
Воспитательная работа.
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования, к которым относятся детские спортивные школы. Высокий профессионализм тренера-педагога способствует формированию у ребенка способности правильно выстраивать свою жизнь.
Организация учебно-тренировочных занятий, воспитательная и культурно-массовая работа с учащимися осуществляется администрацией школы, преподавательским составом и родителями.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, на тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у юных спортсменов патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство), эстетические чувства (прекрасного, аккуратность, трудолюбие, терпеливость), серьезное, грамотное отношение к безопасности собственной и товарищей, экологическую грамотность ( бережное отношение и любовь к природе).
Воспитательные средства:
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
торжественное посвящение в спортсмены;
проводы выпускников;
проведение тематических праздников, веселых стартов, фестивалей;
совместный просмотр соревнований (видео-, теле-);
встречи со знаменитыми спортсменами-земляками;
трудовые отряды и субботники;
привлечение младших учащихся к посильной помощи в проведении соревнований;
совместные экскурсии на тематические выставки, музеи спортивной славы;
сбор и оформление материалов: «История становления отделений», личных портфолио тренеров, спортсменов.
Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятий об общечеловеческих ценностях, обращается серьезное внимание на этику спортивной борьбы во время стартов и вне них. Перед соревнованиям, необходимо настраивать спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление во время соревнований морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения, слушая характеристики соперников, высказываемые воспитанниками во время соревнований, тренер делает выводы о формировании у них необходимых качеств.
Методическое обеспечение программы:
Кадровое обеспечение: педагог, тренер-преподаватель, имеющий среднее и высшее специальное образование, имеющий опыт работы с детским коллективом, обладающий знаниями и практическими умениями в данном виде спорта, стремящийся к профессиональному росту.
Согласно плану работы, идет обмен опытом, систематически проводятся консультации, опытными тренерами-преподавателями проводятся открытые занятия, взаимопосещения тренировок.
Педагог должен посещать семинары, курсы повышения квалификации при Федерации футбола Московской области и Российского футбольного союза, в Последипломной Академии повышения образования МО.
Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVD-записи спортивных игр и соревнований с участием ведущих команд мирового футбола, методические разработки и рекомендации в области футбола, разработки бесед, лекций, воспитательных мероприятий
Материально техническое обеспечение: спортивный зал, спортивная площадка с футбольным оборудованием:
- футбольные ворота - 2 шт;
- футбольные мячи - 20 шт;
- стойки футбольные - 10 шт;
- медицин-болл 1 кг. - 10 шт;
2 кг - 10 шт;
3 кг - 10 шт;
4 кг - 10 шт;
5 кг - 10 шт;
- скакалки - 20 шт;
- мяч волейбольный - 2 шт;
- жгуты, экспандеры - по 4 шт;
- фишки переносные - 20 шт.
- накидки - 20 шт
- мячи мини-футбольные - 10 шт.
Рекомендуемая литература
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 615