Современные педагогические технологии в работе со слабо успевающими на уроках математики.


Современные педагогические технологии в работе со слабоуспевающими на уроках математики.
Учитель математики
МОУ СОШ № 9
Куликова Г.А.
Март 2016г
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит не только взрослых, но и детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с добрыми учителями, т. е ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать хорошим учеником (это ведущая мотивация детей 7-8 лет). Когда мечты об успешном обучении разбиваются, о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, грубит, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать одноклассникам.
Если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ненужными, как это происходит в школе. Так они оказываются в дворовых тусовках, тем самым пополняя ряды неблагополучных детей района, города.
И, несмотря на пристальное внимание педагогов, психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении растет. Но если вовремя провести необходимую, с точки зрения специалистов коррекционную работу, то это будет лишь временные трудности, преодолев которые ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.
Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Задача: создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
Успешная организация учебной работы и активизация учения школьников немыслимы без чуткого отношения к детям и умелого индивидуального подхода. Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы эти учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа педагогов, чтобы обеспечить успех своим воспитанникам.
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности. В силу особенностей учебной деятельности слабых школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. Как этого добиться?
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов и может быть осуществлен на любом из этапов урока. Для наиболее рациональной организации дифференцируемой работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий можно предложить следующие рекомендации по применению дифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности (выбор варианта предоставляется учащемуся).
Общее для всей группы задание с дополнительными заданиями все возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Групповые задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
Равноценные двухвариантные задания и системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
Индивидуальные задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
В нашей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. «Индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. Если на уроке вызывать учащихся к доске по очереди, независимо от их оценок, то они раскрываются у доски, не бояться отвечать, так как на помощь всегда придет учитель или ученик - консультант. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник. Этому способствует групповая форма работы. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. В группе назначается «старший», который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для:
понимания ученика и уважения к ученику;
помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости;
для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Критерий самооценки предлагает учитель.
Для разнообразия учебных будней я часто использую разнообразные формы и жанры урока. Например: урок – игра, урок – путешествие, урок – детектив, урок – сказка, урок – силовое многоборье.
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Наиболее результативной формой контроля знаний слабоуспевающих учащихся являются зачеты в форме деловой игры. Зачеты такого вида проводятся и по теории и по практической части, но обязательно должны быть творческие задания и задания разного уровня.
Многие учащиеся проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы? Особенно удачно это получается на уроках геометрии при обобщении темы «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность» и т. д. Работа посвящена только одной геометрической фигуре и выполняется по следующему плану:
Определение.
Свойства.
История возникновения, названия.
Картинки из жизни.
Задачи, ребусы, головоломки.
Сказка, стихи, анекдоты.
Презентации, подготовленных детьми, в последующем можно использовать на уроках. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках и ответить на вопрос, который мы так часто слышим: «Зачем мы это изучаем?» Ответом на него может послужить работа над проектом. Например, узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, или рассчитать стоимость ремонта школьного кабинета, или выяснить в каком банке выгодный комиссионный сбор при совершении платёжа и т. д. Актуальность выбора темы проекта диктует сама жизнь. Проявите фантазию! Главное – делать это систематически, никого при этом не забывать.
Роль задач в обучении математике чрезвычайно велика. Они могут служить многим конкретным целям о бучения, выполнять разнообразные дидактические функции. Широкое использование в учебном процессе мотивационной функции задач является одним из средств его активизации. Такое применение задач способствует осознанному восприятию учащимися программного материала, овладению прочными знаниями, развитию мыслительной деятельности школьников.
Числовой диктант
При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во - первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В- третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.
Цифровой диктант
Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет - нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают "плюс" за работу (балл за данный этап урока). Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.
Игровое обучение
Большое значение в активизации познавательной деятельности школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игровое обучение может использоваться как метод, как методический прием, как форма обучения. Сущность обучению как игре в курсе математики могут обеспечить сюжет и/или соревнование. По времени игра может продолжаться от 10-15 минут до четверти. Сюжет более уместен для 1-7 классов, а для старших школьников - соревновательный момент. Игровая ситуация предполагает активизацию деятельности учащихся на уроках. Для формирования сюжета учителю необходимо знать любимых героев детей и наиболее популярные игры, фильмы, музыкальные произведения.
Кроссворд
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра -кроссворд. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Можно наложить на кроссворд просвечивающий лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного вычерчивания. Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.
Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. И если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей, ни неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания.