«Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад №13»
Выступление на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ
«Выявление познавательных интересов у детей дошкольников»
«Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Бабушкина Т. В.
Добрянка, 2016 г.
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения дошкольников. Он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ребенка к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса.
Активизация познавательной деятельности дошкольников без формирования его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес дошкольников.
У дошкольников познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса, наряду с другими методами, является игра.
Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.
Современные педагоги также уделяют большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. Именно воспитатель пробуждает интерес к занятиям.
Основные характеристики интереса:
- положительная эмоция по отношению к деятельности;
- наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;
Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.
Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство. Для того чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.
Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра.
В отличие от игр, дидактическая игра выделяется существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Таким образом, дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и даёт дошкольникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников в усвоении знаний, и их применении.
А сейчас предлагаю вам поиграть в одну интересную настольную игру. Для этого мне нужна группа участников из четырёх человек, которые будут исполнять роль детей.
1 этап. Знакомство с игрой.
left000
- Сегодня мы с вами познакомимся с игрой, которая называется Танграм. Эта игра появилась в Китае в глубокой древности. Существует немало легенд о появлении этой игры.
Одна из них гласит о том, как почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру Танграм.
- Она лежит перед вами, рассмотрите её и скажите, из чего она состоит? (Из геометрических фигур).
- Сколько фигур? И каких? (Пять треугольников разного размера, квадрат и параллелограмм). Это части Танграма.
- В какую фигуру сложены все части? (В большой квадрат).
- Так кто же мне скажет, что представляет собой игра Танграм? (Ответы детей обобщаю).
-Значит Танграм – это конструктор, представляющий собой квадрат, разделенный на семь частей: пять треугольников разного размера, квадрат и параллелограмм.
- Из частей Танграма можно составить фигуры животных, птиц, людей, а также и многие другие изображения, в этом и заключается смысл игры.
- В любой настольной игре есть правила, и Танграм не исключение. Первое правило — необходимо использовать все семь фигур. Второе — фигуры не должны перекрываться между собой.
- Об игре мы всё узнали, с правилами познакомились, теперь пора и поиграть.
этап. Практический.
- Сейчас послушайте загадку, но отгадку не говорите, а изобразите при помощи Танграма.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
left000
- У вас на столе есть карточки – помощники, они помогут вам справиться с этим заданием. Если вы постараетесь и сложите фигурку, то сможете получить жетон.
Комментарии: на первых занятиях дети могут расположиться так, чтобы более слабые ученики имели возможность поучиться у других ребят, тем самым почувствовать себя успешными и получить положительные эмоции во время игры. Для начала дети пользуются изображениями - образцами, с отдельно выделенными фигурами Танграма, а если дети достаточно способны, используются образцы, изображающие только контур предметов.
- Теперь давайте посоревнуемся и посмотрим, кто быстрее изобразит следующую отгадку, напоминаю, что у вас есть подсказки. Тот, кто окажется самым быстрым получит
жетон. Итак, послушайте загадку:
В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый...left000
Комментарии: игра, постепенно усложняясь, может принимать другие формы, в данном случае – форму соревнования («Кто быстрее», «Кто больше»).
3 этап. Творческий.
- А сейчас я предлагаю собрать сюжетную картинку, используя нескольких наборов Танграма разных цветов. За активное участие в игре каждый из вас сможет получить очередной жетон.
Комментарии: на данном этапе игра может стать коллективной, дети могут играть как в парах, так и группами. Здесь важно проявить творчество и выдумку, спланировать игру так, чтобы все игроки прияли участие.
4 этап. Заключительный.
Рефлексия и подведение итогов. Выясняем, кто больше набрал жетонов. Похвала в адрес победителя, подбадривание проигравших участников игры.
- Вам понравилась игра? Чем?
- Трудно в неё играть?
- Танграм ещё называют – конструктором – головоломкой, как вы думаете, почему?
- Я вам дарю эту игру и предлагаю поиграть дома с родителями.
Спасибо за участие.
Комментарии: Учитывая возможности детей, показанные этапы игры можно провести за одно занятие или несколько. Важно помнить необходимое условие – игру нужно закончить до того момента, пока она надоест. Танграм можно легко изготовить своими руками, правила игры достаточно просты, играть в неё может как дошколёнок, так и взрослый, выбрав необходимый уровень сложности. Эта настольная игра развивает пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивает мелкую моторику. Воспитывает терпение и усидчивость.