Урок по музыке для 5 класса по теме «Значение сказок в либретто опер»
Разработка урока в 5 классе
Тема: «Значение сказок в либретто опер»
Цель: На примере сказочной поэмы Пушкина и оперы М.И.Глинки проследить взаимосвязь музыки и литературы , их взаимодополняюшую роль для раскрытия главных героев произведений.
Задачи: а) развивающая:
1.На основе литературного и музыкального портрета героев представить их характеристику.
2. На конкретных поэтических и музыкальных примерах рассмотреть значение каждого героя в произведениях
3. Выделить главную идею сказочных произведений - победа добра над злом
б) обучающая:
1. Правильно определить характеристику каждого героя, взависимости от положительного или отрицательного воздействия их на сюжет произведений
2. Методом тестирования определить уровень восприятия материала, его идейную значимость для раскрытия внутреннего мировоззрения ребят
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация с картинами русских художников Б. Парилова, Д.Дудорова, В.Васнецова, Верещагина ;фортепиано; фрагменты из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» и поэмы А.С.Пушкина; танцевальные костюмы для русского хоровода, костюм Баяна ; письменный стол, портрет А.С.Пушкина, свечи , макет гуслей.
План проведения:
1.Вступление
А) русский народный хоровод
Б) зажжение свечей и чтение стихотворения «У лукоморья дуб зелёный»
2. Характеристика творчества А.С.Пушкина и М.И.Глинки
А) исполнение романса «У лукоморья дуб зелёный» на музыку Харчевой М.В Б) образ гусляра и Баяна в творчестве двух «художников»
В) образ Руслана , Людмилы, Фарлафа в поэме и музыке оперы
Г) образ Черномора , как драматургическое развитие сюжетной линии оперы
3. Итог развития героев и их значение в поэме Пушкина и в музыке М.Глинки
4. Анализ итогов урока(тестирование учащихся)
Ход занятия:
Слайд «Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой».
Звучит мелодия русского танца (хоровод). Девочки исполняют танец под мелодию.
Входит ученица в русском народном костюме, зажигает свечи на столике с бюстом А.С.Пушкина (одновременно с танцем)
Ученик в костюме Баяна читает под звуки гуслей стихотворение «У лукоморья дуб зелёный…»
Слайд Портрет А.С.Пушкина
Учитель литературы: Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный! Это – очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделённый добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений.
Слайд Портрет М.И.Глинки
Учитель музыки: Прошло 17 лет, и к этой юношеской поэме Пушкина обратился замечательный русский композитор М.И.Глинка. Пушкин и Глинка – современники. В детстве – раннее увлечение музыкой, любовь к народному творчеству, привитая сказками няни. Глинка – одноклассник брата Пушкина Лёвушки – знал и любил стихи поэта. Глинке в поэме «Руслан и Людмила» понравилась сказочность, романтичность, поэтичность, а также напевность и мелодичность пушкинского стиха. Хочется пропеть эти стихи.
Ученица поёт Романс «У лукоморья дуб зелёный» на музыку Харчевой М.ВУчитель литературы: Один литературный критик сказал: «Глинка на былинный лад «распел» пушкинскую поэму…
-Кто в старину сказывал или распевал былины?
-Сказитель, певец, гусляр, баян.
Слайд Васнецов «Гусляры»
Звучит мелодия гуслей.
Ученик:
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна;
И славит сладостный певец
Людмилу – прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.
Учитель музыки: У Глинки в опере тоже есть баян. Но Баян у Глинки – не просто «сладостный певец», прославляющий новобрачных. Он «вещий поэт», он вещает, рассказывает. Он хранит в своей памяти народную мудрость. И в своих сказках прежде всего обращается к народу…
Ученик: ( на фоне музыки, с переборами гуслей) стихотворение С.Макарова «Гусляры»
Древней Русью, через рассветы
Шли слепые не на пиры –
Композиторы и поэты,
Гениальные гусляры.
Гусли плакали, песни сея,
Нагоняли тоску и боль,
И оборванная Расея Шла на песни, неся хлеб - соль.
Учитель музыки: Баян воспевает великие подвиги славных предков А когда его просят пропеть славу новобрачным , Баян начинает с прорицания. Он поёт о том ,что Руслана и Людмилу ждут тяжкие испытания, что горе вновь сменится радостью и все опасности будут побеждены силой любви.
Слайд Б. Парилова Палех.
Звучит первая песнь Баяна «Дела давно минувших дней» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Учитель литературы:
-А о ком ещё вещали в своих былинах певцы- сказители?
-О богатырях, о их подвигах.
Видео Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье» и др.
Учитель литературы:
-Как вы думаете, уместно ли наше обращение к этим полотнам? Есть ли в поэме Пушкина подобные образы?
-Руслан!
-Каким вы представляете себе Руслана?
Ученик 1: Руслана можно сравнить с былинным богатырём. Об этом мы читаем в поэме:
Владимир - солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана…
Руслан преданный и любящий муж. Он не раздумывая , едет на поиски Людмилы
Ученик 2:
Меж тем Руслан далеко мчится;
В глуши лесов, в глущи полей
Привычной думою стремится
К Людмиле радости своей…
Ученик 1: Руслан храбрый , твёрдый духом воин:
Ученик 3:
При свете трепетном луны
Сразились витязи жестоко;
Сердца их гневом стеснены,
Уж копья брошены далёко,
Уже мечи раздроблены,
Кольчуги кровию покрыты,
Щиты трещат, в куски разбиты..Они схватились на конях…
Ученик 1: Так же доблестно вёл себя Руслан и в битве с головой. Но он способен и на сострадание, на жалость к поверженному врагу:
Ученик 4 :Меч богатырский засверкал…
Уже взмахнул мечом широким-
Вдруг, изумлённый, внемлет он
Главы молящей жалкий стон..И тихо меч он опускает,
В нём гнев свирепый умирает…
Ученик 1: Руслан не только преданный муж и храбрый воин, он верный сын своей Родины. Когда он видит картину мёртвого поля, личное отступает на второй план.
Слайд Картина Верещагина «Апофеоз войны», Васнецова.
Ученик 5 :Пред ним открылся дол широкий
При блеске утренних небес.
Трепещет витязь поневоле:
Он видит старой битвы поле…
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
Ученик 1: В трудную для отчизны минуту Руслан не задумываясь, вступает в бой с врагом, приходя на помощь своему народу.
Слайд с изображением битвы
Ученик 6 :Смутилось сердце киевлян;
Бегут нестройными толпами
И видят: в поле меж врагами
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несётся, колет, рубит,
В ревущий рог, летая , трубит…
Учитель музыки: Итак, Руслан - храбрый, верный, твёрдый духом. В музыке, рассказывающей о нём ,должен быть напор, сила, удаль. Именно такую музыку, очень живую, энергичную, устремлённую вперёд, полную движения подарил Руслану Глинка. Эта музыка появляется уже в увертюре к опере.
Звучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила»
Учитель музыки:
-Вы заметили, что кроме энергичной темы Руслана в увертюре звучала ещё одна мелодия – плавная, нежная, напоминающая русскую народную песню? О ком говорит эта мелодия?
- О Людмиле!
- Почему именно такая музыка сочинена Глинкой для Людмилы?
Какая она?
Слайды картины Б.Васильева
Ученик 1 : Читая поэму, мы вместе с Пушкиным восхищаемся красотой Людмилы:
Ученик 2 :
Лазурный пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан;
Покрылись кудри золотые,
И грудь, и плечи молодые
Фатой прозрачной как фонтан…
Ученик 3 :Людмила не только красива она отличается смекалкой и смелостью:
Ученик 4 : Седого карлу за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
Ученик 5 : Мы также восхищаемся верностью Людмилы, её готовностью к самопожертвованию ради любимого. Пушкин любит свою героиню, любуется ею:
Ученик 6 :
Ах, как мила моя княжна!
Мне нрав её всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немного ветрена..так что же?
Ещё милее тем она.
Учитель музыки: Глинка продолжает развивать образ Людмилы в ходе действия оперы. Мы послушаем сейчас одну из песен Людмилы, характеризующую её как милую¸ приветливую, любящую русскую девушку.
Звучит Каватина Людмилы из I действия оперы.
Учитель литературы: Теперь вам ,наверное понятно, почему в женихи она выбирает Руслана, а не Фарлафа. Вспомним, какую характеристику даёт Фарлафу Пушкин.
Ученик 7 : Фарлаф кичится своей смелостью и храбростью.
Ученик 8 : Но при первой же угрозе ведёт себя как трус
Ученик 9 : Фарлаф предательски убивает спящего Руслана и похищает Людмилу
Ученик 10 : Он коварен и лжив.
Ученик 11: Встретившись с Русланом он теряет весь свой пыл:
Ученик 12:
Едва злодей узнал Руслана,
В нём кровь остыла, взор погас,
В устах открытых замер глас,
И пал без чувств он на колена…
Достойной казни ждёт измена!
Учитель музыки: Итак, Пушкин смеётся над Фарлафом, а Глинка характеризует его музыкой .-Какой сейчас стал Фарлаф?
Звучит рондо Фарлафа-Он произносит слова скороговоркой, хвалится скорой победой над соперником.
-Когда злая колдунья Наина пообещала ему помочь !Учитель литературы: Фарлаф труслив, коварен, но не так страшен, как ещё один герой поэмы, обладающий не только коварством, но и огромной силой злого волшебника.
-Кто это?
-Черномор!
-Когда мы впервые узнаём о нём?
-В ночь похищения Людмилы!
Звучит музыка сцены похищения из оперы.
Ученик читает текст на фоне музыки из оперы:
Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа Руслана…
Всё смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто- то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной…
Учитель музыки: Вот так представил Черномора Глинка.
Звучит «Марш Черномора»
Исполняется танец невольниц и Черномора.
Учитель музыки: Почувствовали ли вы русский дух в этой музыке?
-Нет!
-Глинка характеризует Черномора музыкой, которая совсем не похожа на русскую. Как вы думаете почему?
-Это злой герой!
Учитель литературы: Но как бы ни было сильно зло, торжествует добро и справедливость, хотя эта борьба нелегка. Нелегка она была и для Руслана.
Ученик:
Но кто трубил? Кто чародея
На сечу грозну вызывал?
Кто колдуна перепугал?
Руслан.
Слайды иллюстраций Б. Парилова и Д.Дудорова к поэме «Руслан и Людмила» (Руслан и Черномор)
Учитель литературы: Через многие преграды и трудности пройдут Руслан и Людмила, прежде чем обретут счастье.
Учитель музыки: В рабочих тетрадях Глинки были найдены такие слова, рассказывающие о том каким должен быть конец оперы: «На сцене появляются светлые облака…»
-Как вы думаете, о чём должны были возвестить светлые облака?
-О победе добра над злом!
Учитель литературы: Эта главная мысль звучит в поэме Пушкина…
Учитель музыки: и в опере М.И.Глинки!
-Давайте проверим свои знания ,полученные в процессе этого урока. Раздаются проверочные тестовые задания:
М.И.Глинка обратился к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», потому что:
А) Они были современниками и Глинка был одноклассником брата .Пушкина Лёвушки
Б) Ему нравилась сказочность, романтичность, поэтичность, а также напевность и мелодичность пушкинского стиха
2. Баян, «сладостный певец» обращается:
А) К князю, прославляя и возвеличивая его
Б) К народу , воспевая Родину и подвиги славных предков
3. Главными героями поэмы Пушкина и оперы Глинки являются : А) Фарлаф и Наина Б) Руслан и Людмила
4. Руслан
А) Вздорный, злой, и трусливый человек ,
Б) Преданный и любящий муж , храбрый и доблестный воин
5. Музыка, рассказывающая о нём:
А) Энергичная и живая
Б) Медленная и плавная
6. Образ Руслана можно найти в полотнах
А) Репина, Айвазовского
Б) Васнецова, Васильева
7. Людмилу Пушкин характеризует как : А) милую, приветливую, любящую девушку
Б) строптивую, самолюбивую, надменную красавицу
8. Её образ в опере Глинки сопровождает:
А) резкая, энергичная мелодия
Б) плавная, нежная мелодия
9. Носителем зла в поэме является:
А) Голова
Б) Черномор
10. Главная мысль, которая звучит и в поэме Пушкина, и в опере Глинки - это:
А) победа зла над добром
Б) победа добра над злом