План работы школьного драматического кружка
МКУ ДОД «Лямбирский районный Дом детского творчества»
«Утверждаю»
Директор МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»
_______________Г.Ш. Алукаева
ПРОГРАММА
драматического кружка
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
для учащихся 5-8 классов на 2012-2013 учебный год
Составил: педагог
дополнительного
образования МОУ
«Лямбирская СОШ №2»
Янгляева Г.Р.
с.Лямбирь
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Одна из целей кружка - воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.
Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает больше возможности для многостороннего развития их способностей.
В работе над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, а значит, умению понять другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.
Занятия в драматическом кружке развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают ему и чисто практические навыки и умения, необходимые в процессе подготовки и организации спектакля, воспитывают навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе кружка становится снятие психологических стрессов, комплексов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей.
Театр, в силу своей специфики, оказывает серьезное эмоциональное психологическое воздействие не только на участников коллектива, но и на зрителей, пришедших на спектакль. Школьный театр, в отличие от профессионального, имеет возможность работать с постоянной аудиторией в продолжение значительного периода, а значит, может оказывать перманентное воздействие на ученический коллектив, следовательно, необходимо предъявлять к художественному уровню самодеятельных спектаклей школьного театра высокие требования.
Основное содержание занятий составляет работа по сценическому воплощению пьесы, литературной композиции.
Занятия драматического кружка включают наряду с работой над спектаклем проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, написание творческих работ учащимися.
В драматический кружок принимаются все желающие из числа учащихся. Занятия проходят 3 раза в неделю.
учебно-тематический план
№
Вид работы
Количество занятий
Количество часов
1
Знакомство с кружковцами, беседа о задачах и целях работы кружка
1
2
2
Беседы о театре; творческие работы, посещение театра, обсуждение просмотренных спектаклей
16
32
3
Учебные занятия (знакомство и овладение основами актерского мастерства, игры, упражнения, импровизации)
25
50
4
Работа над представлением
44
88
5
Показы спектаклей, итоговые обсуждения
10
20
Итого: 192 часа
ПЛАН РАБОТЫ НА ОКТЯБРЬ
№
Тема занятия
часы
Дата проведения
1
Беседа о задачах и особенностях занятий в драматическом кружке
2
2.10
2
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях. Общественное назначение театра
2
05.10
3
Актерское мастерство. Пробуем перевоплощаться
2
06.10
4
Овладение элементами сценической грамотности
2
09.10
5
Учимся декламировать
2
12.10
6
Построение парных и групповых этюдов
2
13.10
7
Построение парных и групповых этюдов
2
16.10
8
Построение парных и групповых этюдов
2
19.10
9
Овладение элементами сценической грамотности
2
20.10
10
Овладение элементами сценической грамотности
2
23.10
11
Выбор репертуара
2
26.10
12
Проба на роли
2
27.10
13
Работа с текстом
2
30.10
ПЛАН РАБОТЫ НА НОЯБРЬ
№
Тема занятия
часы
Дата проведения
1
Работа над эпизодами
2
02.11
2
Работа над выразительным чтением стихотворений
2
03.11
3
Работа с музыкальными фрагментами, костюмами
2
06.11
4
Работа с музыкальными фрагментами, костюмами
2
09.11
5
Работа над эпизодами
2
10.11
6
Обсуждение выступления внутри кружка
2
13.11
7
Поездка в театр
2
16.11
8
Обсуждение спектакля, просмотренного в театре
2
17.11
9
Выбор репертуара
2
20.11
10
Работа над эпизодами
2
23.11
11
Работа над эпизодами
2
24.11
12
Работа над эпизодами
2
27.11
13
Работа над эпизодами
2
30.11
ПЛАН РАБОТЫ НА ДЕКАБРЬ
№
Тема занятия
часы
Дата проведения
1
Работа с текстом
2
01.12
2
Работа с текстом
2
04.12
3
Работа с текстом
2
07.12
4
Проба на роли
2
08.12
5
Работа с текстом, уточнение особенностей речевой характеристики героев
2
11.12
6
Инсценирование сцен
2
14.12
7
Работа над сценическими костюмами
2
15.12
8
Инсценирование сцен
2
18.12
9
Инсценирование сцен
2
21.12
10
Прогонная репетиция
2
22.12
11
Создание декораций
2
25.12
12
Создание декораций
2
28.12
13
Подготовка помещения. Установка декораций Выделение ответственных во время выступления
2
29.12
ПЛАН РАБОТЫ НА ЯНВАРЬ
№
Тема занятия
Часы
Дата проведения
1
Распределение ролей
2
04.01
2
Работа над отдельными эпизодами
2
05.01
3
Работа над отдельными эпизодами
2
08.01
4
Работа над сценическими образами героев
2
11.01
5
Работа над отдельными эпизодами
2
12.01
6
Работа над отдельными картинами
2
15.01
7
Работа в группах и парах
2
18.01
8
Работа в группах и парах
2
19.01
9
Работа в группах и парах
2
22.01
10
Работа в группах и парах
2
25.12
11
Работа в группах и парах
2
26.12
12
Поездка в театр
2
29.12
ПЛАН РАБОТЫ НА ФЕВРАЛЬ
№
Тема занятия
часы
Дата проведения
1
Обсуждение спектакля, просмотренного в театре
2
01.02
2
Создание сценических костюмов
2
02.02
3
Работа над декорациями
2
05.02
4
Подбор музыкального сопровождения
2
08.02
5
Прогонная репетиция
2
09.02
6
Генеральная репетиция
2
12.02
7
Подготовка помещения к показу постановки
2
15.02
8
Выступление перед учащимися школы
2
·
16.02
9
Обсуждение выступления внутри кружка
2
19.02
10
Поездка в театр
2
22.02
11
Обсуждение просмотренного спектакля
2
26.02
ПЛАН РАБОТЫ НА МАРТ
№
Тема занятия
часы
Дата проведения
1
Беседа «Гоголь и театр». Знакомство с драматургией Н.В. Гоголя
2
01.03
2
Чтение сценария пьесы Гоголя «Ревизор»
2
02.03
3
Работа с текстом произведения
2
05.03
4
Работа с отдельными эпизодами
2
09.03
5
Работа над отдельными сценами
2
12.03
6
Работа над вторым действием
2
15.03
7
Репетиция 1 и 2 действий
2
16.03
8
Репетиция 3 действия
2
19.03
9
Репетиция 4 действия
2
22.03
10
Прогонная репетиция пьесы
2
23.03
11
Прогонная репетиция пьесы
2
26.03
12
Поездка в театр
2
29.03
13
Обсуждение просмотренного спектакля
2
30.03
ПЛАН РАБОТЫ НА АПРЕЛЬ
№
Тема занятия
часы
Дата проведения
1
Работа над речевой характеристикой героев
2
02.04
2
Музыкальное оформление пьесы Н.В. Гоголя
2
05.04
3
Подготовка сольных и танцевальных номеров
2
06.04
4
Подготовка костюмов
2
09.04
5
Изготовление реквизита, декораций
2
12.04
6
Прогонная репетиция
2
13.04
7
Генеральная репетиция
2
16.04
8
Выступление перед учащимися школы
2
19.04
9
Участие в школьном смотре кружков
2
20.04
10
Работа над эпизодами
2
23.04
11
Работа над эпизодами
2
26.04
12
Работа над эпизодами
2
27.04
13
Работа над эпизодами
2
30.04
ПЛАН РАБОТЫ НА МАЙ
№
Тема занятия
часы
Дата проведения
1
Конкурс на лучшего чтеца. Декламация стихотворений
2
03.05
2
Чтение наизусть любимых стихов
2
04.05
3
Современная драматургия. Лекция
2
07.05
4
Подготовка творческих работ кружковцев
2
10.05
5
Презентации творческих работ учащихся
2
11.05
6
Презентации творческих работ учащихся
2
14.05
7
Презентации творческих работ учащихся
2
17.05
8
Презентации творческих работ учащихся
2
18.05
9
Викторина для знатоков истории театра
2
21.05
10
Составление кроссвордов, тестов на драматургическом материале
2
24.02
11
Итоговая творческая работа (сочинение)
2
25.05
12
Подведение итогов работы за год
2
28.05
Содержание изучаемого курса
1. Знакомство с кружковцами, беседа о задачах и целях работы кружка (2 часа).
2. Беседы о театре (32 часа).
Общественное значение театра. Отличие театра от других видов искусства. Особенности драматического искусства. Действие как язык театра. Коллективность искусства театра. Основные компоненты спектакля и их выразительное значение (декорации, костюм, свет и др.) Особенности творческого труда актера, режиссера, художника театра, композитора.
Беседы о театре на материале просмотренных спектаклей.
Страницы истории театра. Театр 19-20 веков. Прославленные мастера сцены.
Современный театр. Его ведущие режиссеры, актеры. Образ молодого современника в пьесах современных драматургов.
Жизнь и творчество классиков зарубежной драматургии. Современный зарубежный спектакль.
3. Учебные занятия (50 часов).
Целесообразность, целенаправленность, логика и последовательность важнейшие признаки сценического действия.
2.Развитие наблюдательности, внутренней собранности, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте - необходимые условия подлинности сценического действия.
3.Упражнения, помогающие развитию отмеченных качеств и умений.
4.Особенности сценического воображения. Умение относиться к «неправде» (художественному вымыслу), как если бы она была правдой. «Если бы» - условие, предположение, которое дает толчок для работы сценического воображения.
5.Умение оправдывать свое поведение (свои действия) той или иной нафантазированной причиной (предполагаемыми обстоятельствами).
6.Изменение характера действия, ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств.
7.Оценка - элемент действия, который действует, требуя уяснения смысла и значения предлагаемых обстоятельств, ориентировки - подготовки к последующему действию.
8. Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.
4. Работа над представлением (88 часов).
1.Предварительный анализ пьесы. Первое чтение пьесы и её обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии - основных событий, основного конфликта.
2.Работа над отдельными эпизодами и событиями. Повторная читка отдельных эпизодов с целью уточнения их смысловой сути и определения последовательно линии поведения каждого персонажа (в данном эпизоде)
3.Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли сцены и пьесы.
5. Показы спектаклей, итоговые обсуждения (20 часов).
Выделение ответственных во время показа. Повторные показы. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Внесение необходимых изменений.
Методическое обеспечение программы кружка
Формы и методы работы.
Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского и мордовского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и мордовской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин ,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Методические рекомендации.
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Список использованной литературы
1. Иллюстрированная история мирового театра. М., 1999
2. Алперс Б. Театральные очерки. М., 1977
3. Гасснер ДЖ. Форма и идеал в современном театре М., 1963
4. Головня В. История античного театра.М., 1972
5. Смелянский А. Обстоятельства времени. М., 1999
6. Таиров А.Я. Записки режиссера. М., 1970
7. Козак О.Н. Литературные викторины. СПб., 1998
8. Царев М. Что такое театр? М, 1960
9. Побединская Л.А. В школу как на праздник.М, 2001
10. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
11. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
15