Конспект занятия драматического кружка Зачет по программе 3 года обучения. 1 полугодие
МБУ ДО «Детский (подростковый) центр «Агнес»
Структурное подразделение – детский (подростковый) клуб «Созвездие»
План-конспект учебного занятия драматического кружка
Ф.И.О. педагога – Кулагина Ирина Леонидовна
Название образовательной программы – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр»
Направленность программы – художественная
Место учебного занятия в программе – предметы «Сценическая речь», «Сценическое движение»
Краткая характеристика группы – группа №2 третьего года обучения, возраст воспитанников 8-10 лет
Тип занятия – комбинированноеТема: Зачет по предметам «Сценическая речь», «Сценическое движение»
Цель занятия: Проверка теоретических знаний, умений и навыков по предметам «Сценическая речь», «Сценическое движение».Задачи: Образовательные: 1. Проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков за 1 полугодие по сценической речи, сценическому движению.2. Закреплять умение снимать мышечные и психологические зажимы.3. Закреплять умение импровизировать.Развивающие: 1. Развивать эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, воображение, память, стремление к самовыражению в процессе показательных выступлений.
2. Развивать внимание, чувство ритма в процессе выполнения упражнений. 3. Развивать способность к перевоплощению через создание этюдов.Воспитывающие: 1. Воспитать умение работать в коллективе.2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к родителям, оптимистический взгляд на собственную деятельность.3. Мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.Хронометраж занятия: 1час 30 минут
Этап учебного занятия Задача Содержание деятельности или ход занятия Методы и
технологии Дидактический
материал Приложение
I этап - организационный Подготовка детей к работе на занятии Звучит песня «На подмостках»
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте, гости! Как правило, наше занятие начинается с игры, когда каждый из присутствующих, держа в руках Смайлик, рассказывают о чем-то, что его в данный момент больше всего волнует, или говорит добрые пожелания своим друзьям. Мы хотим всех присутствующих пригласить поиграть с нами.
Игра «Поделись с друзьями»
Педагог: Спасибо за добрые слова! Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Чтобы настроиться на занятие, мы проведем игру «Искорка». Искорку пускать сегодня будет Даша. Будьте внимательны! Спасибо! Теперь искорку пускает Саша. Будьте внимательны!
Игра «Искорка»
Педагог: Итак, давайте все вместе мы с вами попытались навести порядок, создать атмосферу уюта, чтобы хотелось работать, придумывать, творить! Мы передали друг другу свое хорошее настроение с помощью посланного импульса. Думаю, это поможет нам работать с удовольствием. Песня о театре
Словесный
Игровой
Облегченная одежда, обувь без каблуков у детей и педагога Использование песен о театре из источников Интернет-ресурсов
Ноутбук
Музыкальные зарисовки
Карточки с заданиями
Жетоны
II этап - проверочный Выявление пробелов и их коррекция Педагог: Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на занятиях по сценическому движению. Выполняли упражнения на дыхание, разминались, делали массаж, выполняли упражнения, где учились соблюдать темп, ритм, творили в процессе создания музыкально-пластических импровизаций и многое другое.
Педагог: Очень хорошо. А что вам запомнилось на занятиях по сценической речи? Выполняли артикуляционную гимнастику для голосового аппарата, дыхательные упражнения, массаж мышц голосового аппарата, работали над силой, громкостью голоса, эмоциональностью, проговаривали скороговорки и чистоговорки, работали над произношением звуков, другими словами, мы делали упражнения, развивающие наш голосовой аппарат и речь. Вам было трудно? У вас всегда все получалось? Что вы делали для того, чтобы улучшить свои результаты?
Высказывания детей Беседа
Вопросы III этап - подготовительный Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности Педагог: Спасибо вам! Вы очень объективно оценили свою работу. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного отдохнуть, пообщаться в теплой, дружеской обстановке, а также поговорить о театре. Театр! Как завораживающе звучит это слово! И перед глазами невольно возникает картинка: сцена, занавес, актеры… С замиранием сердца смотришь на сцену и ждешь чуда.
Театр – это мысли свободный полет,Театр - здесь фантазия щедро цветет.В театре сердец расплавляется лед.И чудо рождается здесьс третьим звонком.
Театр - здесь искусства в едино сплелись.Театр - здесь мечта и реальность слились.Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь.И чудо рождается здесьс третьим звонком.
Педагог: Но, чтобы это чудо нам показать на сцене, актеры очень много трудятся. Мы видим на сцене уже готовую работу актера: его персонаж, его роль, характер, поведение персонажа, события, которые происходят с ним, его жизнь по сценарию спектакля. Но труд актера – это не только его игра на сцене. Это – тяжелый, долголетний труд. Это многочасовые занятия по актерскому мастерству, упражнения по сценической речи и сценическому движению, это занятия вокалом, хореографией, пластикой, заучивание текста ролей и каждодневные репетиции. Рассказ педагога
Стихи о театре
IVэтап - основной Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление знаний
Педагог: Сегодня мы с ребятами хотели бы вам показать небольшой отрывочек занятия. Занятие начинается с разминки. Сейчас ребята покажут вам комплекс упражнений для развития дыхания, речи. Ребята, приготовьтесь! Итак, все готовы к выполнению заданий. Слушайте внимательно друг друга. По хлопку все начали движение. (Хлопок)
Комплекс контрольных упражнений №1 «Разминка»
1) Учащиеся вбегают, на каждые 4 счета, на выдохе произнося звук «Х».
Продолжают движение. 1-8, звук «С», 1-8, звук «СЬ», 1-8, звук «З», 1-8, звук «ЗЬ». Продолжают движение. 1-4, звук «Ц».
Следующие упражнения по сигналу.
Хлопок-руки вверх, руки напряжены.
Хлопок-руки опустили, тело и руки расслаблено.
Хлопок-руки вверх, руки напряжены.
Хлопок-руки опустили, тело и руки расслаблено.
Хлопок-руки в стороны, ладони развернуты в стороны, руки и тело напряжены.
Хлопок-руки опустили, тело и руки расслаблено.
Хлопок-руки в стороны, ладони развернуты в стороны, руки и тело напряжены.
Хлопок-руки опустили, тело и руки расслаблено.
Хлопок- руки вытянуты вперед, пальцы переплетены, ладони повернуты вперед.
Хлопок-тело брошено вниз, расслаблено.
Хлопок- руки вытянуты вперед, пальцы переплетены, ладони повернуты вперед.
Хлопок-тело брошено вниз, расслаблено.
На 8 счетов тело поднимается, остается расслабленным.
Педагог: Следующие упражнения помогают также в снятии мышечных зажимов.
2) «Бамбук» На 12 счетов медленно опуститься вниз, расслабиться, покачаться из стороны в сторону.
На 12 счетов медленно подняться, остаться в расслабленном состоянии, покачиваясь из стороны в сторону.
3) «Елки и варенье»
Хлопок – руки вверх, тело и руки в напряжении. Руки тянутся к потолку.
Хлопок-руки сгибаются в запястьи.
Хлопок-руки сгибаются в локтях.
Хлопок-руки опускаются.
Хлопок-опускается голова.
Хлопок-опускается тело.
Затем тело медленно приподнимается, при этом делаются движения, имитирующие «слизывание варенья» со всего тела.
4) «Огонь-лед» «Огонь» – движения хаотично по залу, имитирующие огонь. «Лед» замереть, застыв в позе. Упражнение повторяется 3 раза.
5) «Устал» Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе встаньте на носки, поднимая руки вверх, в стороны. На выдохе резко наклонитесь вперед со словом «ух!». Не разгибаясь, еще трижды наклонитесь, выдохнув остальной воздух: «Ух! Ух! Ух!»
Педагог: Далее упражнения на дыхание. Ребята выполнят три таких упражнения.
1) «Пушинки»: Представьте, что у вас на обеих ладошках есть невесомые пушинки. Аккуратно сдувайте пушинки с ладони. Каждый раз быстро и бесшумно вдыхайте через нос и слегка приоткрытый рот. Выдыхайте медленно и плавно.
2) «Одуванчик»: Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание, и выдохните с силой: ф-ф-ф. Следите, чтобы во время этого звука были видны верхние зубы. Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы легкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны.
3) «Я на солнышке лежу»: Выполнять упражнение лежа. Сделать несколько вдохов и выдохов в следующем порядке: Вдох на 2 – выдох на 4; вдох на 4 - выдох на 8; вдох на 6 - выдох на 12; вдох на 8 - выдох на 16. Вдыхать воздух через нос, а выдыхать, едва заметно, через слегка приоткрытый рот. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались вверх, мышцы шеи и лица не напрягались. Повторить в обратном порядке. Затем проделать то же упражнение с задержкой дыхания. Вдох на 2 – пауза на 8 счетов - выдох на 4; вдох на 4 счета, пауза (задержка дыхания) на 12 счетов, выдох на счет до 8; вдох на 6 – пауза на 16 - выдох на 12.
Педагог: Спасибо, ребята. Присаживайтесь на свои места. Приготовьтесь к выполнению артикуляционной гимнастики.
«Покусывание»: Двойное покусывание поочередно верхней и нижней губ с убыстрением темпа.
«Жвачка»: Активные и крупные жевательные движения челюстями с убыстрением темпа.
«Хоботок-улыбка»: Губы вытянуть в трубочку, задержать на 3 счета, растянуть в улыбку, не обнажая зубы, и т.д. с постепенным увеличением темпа.
«Круги»: Собрать губы в «пятачок», делать ими круговые движения по часовой стрелке и против.
«Часовая стрелка»: Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Произвести вращательные движения языком за зубами. Язык гладит по кругу мягкое небо и уздечку.
«Лошадка». Прикрепить язык к нёбу, так чтобы можно было щелкнуть языком. Цокнуть сильно и медленно, жестким кончиком языка производя движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому небу, загибаясь во внутрь, гладим твердое небо. Повторить несколько раз.
«Зевок»: Зевнуть, сказать: ода, ода, ода-а, отводя руку, поочередно, как бы показывая на что-то.
Педагог: Далее идет работа со звуками через проговаривание скороговорок.
На дворе – трава, на траве – дрова. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Это небольшая часть работы по развитию речи. Сейчас мы покажем вам музыкально-пластические импровизации под музыку. Я называю тему, а вы под музыку эту тему превращаете в образ. Помните о том, что композиция не танцевальная, вы должны создать образ, передать его особенности, его характер. Понятно? Все готовы? Итак, начали.
Задание «Создай музыкально-пластическую композицию»
Педагог: Спасибо, ребята! Присаживайтесь на свои места! Мы показали часть работы по предметам программы «Сценическая речь» и «Сценическое движение». Поздравляю вас с успешным прохождением зачета по этим предметам! Все вы – большие молодцы!
Педагог: Подобен мир театра сказке,Где парики, костюмы, маски...Так увлекателен процессПопасть из жизни в край чудес,Где не актер – живой герой!Смотри, общается с тобой,Зовет в свой мир. Иди смелей,С ним раздели накал страстей.Пусть в унисон стучат сердцаВсе представленье до конца.
Педагог: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?». Так говорила героиня пьесы Бернарда Шоу. И этот же вопрос я задаю вам. Конечно, у каждого из вас свое отношение к театру, как к зрелищу, но сегодня я предлагаю вам взглянуть на него с другой стороны, из-за кулис. Я предлагаю вам сегодня быть не только в роли зрителей, вам представится возможность ощутить себя служителями Мельпомены. Но, прежде, позвольте нам открыть мифологический словарь. Читаем: «Мельпомена – одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, муза трагедии и покровительница театра». Мы покажем вам, чему мы научились за 1 полугодие учебного года. Стихи для детей являются неотъемлемой частью развития ребенка. Использование стихов влияет на развитие речи, голосового аппарата, памяти. Стихи для детей – это мир гармонии и такта. Наше выступление мы начнем с чтения шуточного стихотворения о театре. Для вас читает Купцова Алина, стихотворение А. Барто «В театре».
А. Барто «В театре»
Педагог: Актер, играя на сцене, заставляет нас плакать, бояться, смеяться. Зритель тонко чувствует грань между наигранностью и мастерством. Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа, сказал когда-то Н.В. Гоголь.
Серов Ярослав прочитает для вас шуточное стихотворение Веры Праздничновой «Вовка и таракан»
В. Праздничнова «Вовка и таракан»
Педагог:
Ваши роли все прекрасны,Вы талантливы ужасно.То мы плачем, то страдаем,То от счастья замираем.
В исполнении Сабанова Григория звучит стихотворение Екатерины Ждановой «Счастливая семья».
Е. Жданова «Счастливая семья»
Педагог:
Как хорошо, что есть театр!Он был и будет с нами вечно,Всегда готовый утверждать,Всё, что на свете человечно.Здесь всё прекрасно – жесты, маски,Костюмы, музыка, игра.Здесь оживают наши сказкиИ с ними светлый мир добра!
Тудвасева Ангелина прочитает для вас сказку С. Михалкова «Как старик корову продавал».
С. Михалков «Как старик корову продавал».
Педагог: Актерское мастерство — это умение, играя какую-то роль, быть самим собой. Парадоксально? Да. Но человек должен перевоплотиться и начать мыслить так же, как мыслит его герой, так же говорить и так же двигаться. В исполнении Песковой Дарьи вы сейчас услышите стихотворение Якова Акима «Двери».
Я. Аким «Двери»
Педагог:
Идей суматоха и соли три пуда,Волнения дрожь и таланта искра.Из книжного образа рождается чудо,И нашей частицей уходит в сердца.
Стихотворение С. Михалкова «Очки» прочитает для вас Рожкова Полина.С. Михалков «Очки»
Педагог: Что такое актерское мастерство? …Это владение знаниями исполнительного искусства, и умение их применять на публике. Актёрское искусство - творческая деятельность, состоящая в создании сценических образов. Важно уметь находиться, существовать на сцене, и быть всегда интересным зрителю. Сейчас я прошу выйти всех, у кого есть красные жетончики. Для вас задания, которые вам нужно приготовить и показать пантомимой в одном сюжете. Те, у кого жетончики синего цвета, тоже получают задание. Им нужно прочитать стихотворение с определенной интонацией. Наши гости участвуют вместе с вами. Им предоставляется возможность почувствовать себя актерами и показать свои таланты. Артисты готовятся, а я предлагаю вам немного размяться. Итак, танцевальная разминка.
Танцевальная разминка.
Педагог: Ну, а сейчас мы посмотрим выступления артистов.
Выступление.
Педагог: Молодцы! Вы все настоящие герои! Настоящие артисты! Спасибо!
Педагог: Я приглашаю на сцену Кашигину Соню и Молеву Ксению.
С. Маршак «Кот и лодыри»
Педагог: Артем Грошев прочитает стихотворение «Уехали» А. БартоА. Барто «Уехали»
Педагог:
Ураганы страстей бушуют на сцене,Заражая зрителей актерской игройИ нельзя уснуть святой мельпомене,Чтоб нарушить в зале душевный покой.
Педагог: Саша Белов и Никита Ефремов покажут сценку «Небылицы в лицах».
«Небылицы в лицах»
Педагог: Для вас читает Рожкова Соня.
А. Барто «Сильное кино»
Педагог:
В полумраке зала прожекторы светят,И снова на сцену актёрам пора.Заботы и беды пусть останутся дома.Здесь сказка и правда, здесь жизни игра.
Купцова Алина, Крюсс Джеймс «Снеговик на маскараде».
Крюсс Джеймс (перевод Ю. Коринца) «Снеговик на маскараде».
Упражнения
Наблюдение. Индивидуальная работа
Пояснение Поощрение
Скороговорки
Вопросы
Музыкально-пластическая импровизация
Стихотворе-
ние о театре
Рассказ педагога
Чтение стихов в исполнении детей
Выполнение заданий
Разминка
Музыкальный центр
CD-диски: «Колыбельные природы», «Веселые мелодии», «Звуки природы для детей», «220 детских мелодий»
Упражнение вырабатывает точное ощущение мышечной свободы (мышечный контролер), тренирует навыки сенсомоторных восприятий, собирает внимание (концентрация), оживляет воображение.
В упражнении тренируется умение переходить из малого круга внимания в средний и
большой, меняя при этом отношение к вновь возникающим новым объектам.
V этап -контрольныйВыявить качество и уровень овладения знаниями, их коррекция Педагог: Мы сегодня очень хорошо потрудились, вспомнили немало терминов. Ребята, скажите, пожалуйста, с помощью каких средств актер добивается выразительности создаваемого образа?
Зачем необходимо снимать зажимы? Что такое воображение? Вопросы VI этап - итоговый Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Педагог: Ребята, сегодня вы все успешно поработали и справились с заданием. Вы все молодцы! У вас получились замечательные образы, которые вы создавали в этюдах и упражнениях. Сегодня вы показывали этюды и выполняли задания вместе с вашими родителями. Очень порадовали меня своими выступлениями. Вы все прекрасно прочитали ваши стихотворения, старались точно передать интонацию, выполнить ударения и выдержать паузы, выразительно передать мысли и образы. Я поздравляю вас с успешной сдачей зачета по предметам «Сценическая речь» и «Сценическое движение» Поощрение
Вопросы
VII этап - рефлективный Мотивация детей на самооценку. Педагог: Скажите мне, пожалуйста, что вам заполнилось, понравилось сегодня?
Что было не понятно? Кому было хорошо на занятии? Почему? Кто получил творческое удовлетворение? Что у вас сегодня получилось? Что понравилось в собственной работе? Кто верил в свой успех? Вопросы Обсуждение VIII этап - информационный Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения последующих занятий Педагог: Дети, сегодня на занятии мы очень много работали. Если сегодня у кого-то что-то не получилось, получится обязательно в следующий раз. Уповая на то, что вы все помните наши законы, я позволю себе повториться: «Ваше будущее в ваших руках». Желаю вам удачи!
Педагог: В древнегреческой мифологии мойры, злобные и устрашающие на вид старухи, вершили судьбы людей, прядя их нить судьбы. Я благодарю вас за занятие и хочу пожелать вам самим вершить свою судьбу, вручаю вам этот клубок и хочу, чтобы вы задали вопрос любому из нашего круга и сами высказали свое мнение о сегодняшнем занятии, ответив на вопросы друзей.
Игра «Нить судьбы»
Педагог: Мы с ребятами сегодня очень старались сделать наш вечер приятным для вас. Думаем, что вам понравилось. Самая лучшая награда для артиста – это аплодисменты. От имени всех артистов, выступающих сегодня перед вами, я говорю вам: большое спасибо за аплодисменты. Погружаясь в мир спектакля, мы целиком отдаемся творчеству, мы плачем и смеемся как дети, мы верим актерам и сопереживаем героям. На время мы забываем обо всем, что осталось за порогом театра и все это – благодаря его великому таинству.
Очень грустно, когда эта сказка проходит,Лишь восторг остается от дивных минутИ простые будни в реальность уводят,Но спокойно уснуть никак не дают.
Я люблю эти чувства страстей и волненийВесь мой внутренний мир этим светом богатУлетают невзгоды, преграды, сомненья,Оставляя ДУШИ ВДОХНОВЕНЬЕ - ТЕАТР!!!
Педагог: Спасибо за работу! До свидания!
Звучит песня «Все в нашей недолгой встрече…»
Вопросы.
Игра
Поощрение
Песня о театре Методическое обеспечение
Развитие творческого потенциала ребёнка осуществляется на основе различных игр. Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. При построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи. Голосо-речевой тренинг — освобождение природного голоса, формирование навыков открытого общения, систематическое совершенствованию речевого аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции. С помощью упражнений под музыку у актера развивается ритмичность, чувство ритма, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом. Непрерывная смена игр и упражнений позволяет развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала, а также выполнять задачи по предметам программы комплексно. Метод игровой импровизации применяется на разных этапах обучения в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, выявлении характерности и в ряде других моментов обучения. Использование элементов психогимнастики - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов, это и уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей. Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех. На занятии используются методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
В процессе занятия использовались контрольно-оценочные материалы по предметам «Сценическое движение» и Сценическая речь» Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр».
Литература для педагога
Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии/ С.Ю. Кидин, отличник нар. просвещения, заслуж. работник культуры. – Волгоград: Учитель, 2009.
Ступени. Программа областной заочной школы культуры «Ступени» (театральное отделение)
Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и реперетуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Мастерство актера, работа режиссера (Учебное пособие для режиссерского отделения факультета общественных профессий педвузов)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр»
Е. Ласкавая Сценическая речь: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»)
А. М. Бруссер Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008
http//teatralnaya-stydiya parus.ru – артикуляционная гимнастика, дикция
http://dramateshka.ru/index.php/methods/psychophysics/training/5349-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-treninga-psikhofizicheskogo-apparata-aktera?start=2#ixzz1r301FOJKhttp://detskij-dvorik.ru/skazki-i-rasskazy/audio-rasskazy.html: сказки, басни, стихи, загадки
http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/4425.
Каталог сайтов, тематические ссылки - Ссылки на театральные сайты, персональные сайты актеров