Методическая разработка Интерпритация драматического произведения
Трудности при работе с драматическими произведениями в выпускном классе
Одной из ключевых и наиболее актуальных задач литературного образования в школе является подготовка читателя, которому доступно глубоко личностное, самостоятельное понимание литературного произведения на уровне его обобщённого смысла, на уровне позиции автора. В современной науке такое общение читателя с литературным произведением принято рассматривать как целостное явление – интерпретацию.
В литературоведении термин «интерпретация» выступает как характеристика научного освоения литературных произведений. Это деятельность литературоведа, направленная на постижение смысловой целостности художественного произведения, опирающаяся на описание и анализ формы. Глубина и адекватность интерпретации зависят от того, насколько тщательно учитывается значимость отдельных составляющих текста. Восприятие произведения обусловлено широтой знаний читателя и особенностями эпохи, в которую оно воспринимается. Самое тщательное рассмотрение смыслов текста отнюдь не подразумевает их полного постижения. Научная литературоведческая интерпретация основана на контекстуальном постижении художественного произведения в единстве его текстовых и нетекстовых связей. Постижение смыслов художественных текстов являет собой фундамент литературоведения.
Очевидна тесная связь интерпретации как способа постижения художественного произведения с его анализом и описанием. Несмотря на то, что описание и анализ не являются чисто «механическим» «разложением» пространства художественного произведения, в ряде случаев они имеют чисто констатирующий, «атомизирующий» характер: перечисляются и группируются формальные компоненты (приемы) произведения, и этим его рассмотрение ограничивается, тогда как интерпретация, обладая всегда прочной научной основой, представляет собой более творческое освоение текста.
При изучении драматического произведения в старших классах основным является его анализ и интерпретация. Овладение этим умением в системе предполагается в старших классах, но уже в среднем звене учащиеся анализируют отдельные стороны художественного произведения. Выражением достигнутого результата становится обоснование собственного мнения о самостоятельно прочитанном произведении, а главное – способность испытывать воздействие художественного произведения на личность. Поэтому на уроках литературы уже в среднем звене, а особенно – в старших классах, большое внимание уделяется урокам анализа и интерпретации лирического произведения. Однако важно не превратить разговор о драме в скучный анализ, бессмысленное расчленение текста по одной и той же схеме, гораздо интереснее и эффективнее научить понимать драматическое произведение в единстве формы и содержания, с учетом тех особенностей, которыми обладает данный род литературы.
В практике школы используется не анализ и интерпретация отдельно, а интерпретация с элементами анализа, так как этот вид работы осуществляет перевод художественного содержания на понятийно-логический язык, то есть в основе любой интерпретации должен лежать анализ, который логически соединяется с воплощением идеи, образов в художественном произведении, тонко входя в структуру размышления учащегося над идейно-художественной сущностью произведения. И уроки изучения драматического произведения, на наш взгляд, должны строиться по определённой схеме, с использованием инновационных технологий и режиссерских интерпретаций как своеобразной «тренировочной базы» для обучения формированию собственного мнения о тексте пьесы, его собственного варианта «прочтения».
Показать на уроке литературы все богатство мыслей и чувств, содержащееся в пьесе, – нелегкая задача для учителя. Для ее решения, обучаемым требуется проникнуть в суть драматического произведения, в тайны его сценического воплощения, где определяющим для понимания событий и отношений между героями является действенное слово учителя. Слово учащегося тоже будет иметь значение, особенно тогда, когда у каждого из них появляется потребность выразить свое состояние души (учащиеся при этом испытывают эстетическое удовлетворение, к ним приходит чувство слова, эмоциональная чуткость). В процессе погружения учащихся в текст обучаемые начинают осмыслять интонации и стили речи героев, у них развивается память на слово и фразу; появляется способность по отдельному выражению сразу узнать автора, развивается умение разнообразить свою речь. Слово, сказанное учащимся, начинает приобретать образную конкретность, преобразуясь в зрительные, слуховые и другие ассоциации. Чтобы добиться такого результата, учителю необходимо создавать в классе творческую обстановку, так как «суховатый рационализм, стремящийся ограничиться разбором произведения по косточкам, оголяет сюжетную схему, отрывает от нее самое важное – художественность», – считает Л. С. Якушина [4, с. 13].
Хорошим «подспорьем» здесь оказываются интерактивные методы обучения, считающиеся пока инновационными. Так, учитывая сравнительно большой объем драматических произведений и трудности их восприятия учащимися, одним из наиболее распространенных интерактивных приемов чтения в старших классах закономерно стал прием прерванного чтения. Этап восприятия произведения начинаем с осмысления названия произведения, предложив ученикам дать ответы на вопрос: «Как Вы думаете, о чем это произведение?». Далее на уроке читаются фрагменты произведения. Внимание учащихся обращаем на осмысление собственного читательского восприятия при помощи таких вопросов: «А теперь, как Вы думаете, о чем это произведение? Что случится далее? Почему Вы так думаете?» Школьники размышляют, аргументируют свое мнение, используя текст. После того, как произведение прочитано, ученики должны ответить на такие вопросы: «Заканчивается ли произведение так, как Вы того ожидали? Объясните свой ответ». Ответы школьников иллюстрируют разнообразие читательских рецепций, указывают на понимание идейно-художественного пафоса данного конкретного произведения. Следовательно, прерванное чтение активизирует читательскую рецепцию учеников, создавая тем самым необходимые условия для развития культуры восприятия художественных произведений.
Интерактивное обучение находит воплощение и пока в не ставшей еще совсем привычной групповой и парной видах работы (взаимный опрос, собеседование, рецензирование ответов друг друга, и, конечно же, выполнение разнообразных творческих заданий).
Обратим внимание на некоторые такие творческие задания, которые могут быть предложены учащимся для выполнения в парах и микрогруппе по изучаемому тексту драматического произведения: 1) инсценизация учащимися отдельных эпизодов произведения, небольших по объему текстов; 2) подготовка киносценариев и диафильмов на основе прочитанных произведений, составление «режиссерского» комментария к отдельным сценам художественного текста; 3) создание рекламных проектов по прочитанному.
Создание рекламного ролика на прочитанное произведение – это полифункциональный вид работы, который способствует формированию таких читательских качеств, как творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали литературного текста, ассоциативность и логичность мышления. Это вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся. Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно создать рекламный ролик на произведение. Они должны четко продумать цель, адресата, вид ролика. Целесообразно обратить внимание школьников на форму презентации рекламных проектов. Это может быть: 1) инсценизация; 2) словесное описание рекламы произведения на телевидении; 3) реклама произведения, звучащая на радио; 4) реклама произведения в печатном издании; 5) комбинированный вид рекламного проекта произведения.
Следует подчеркнуть, что во время презентации рекламных проектов выясняются и важные недостатки читательской рецепции учащихся. Поэтому при изучении литературы, как и других учебных предметов, с целью привлечения внимания школьников не следует пугаться тех форм презентации, которые подсказываются реалиями современной жизни.
Среди индивидуальных творческих заданий, которые можно предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и навыков в интерпретировании драмы, вслед за Е. А. Исаевой, выделим следующие: 1) составление литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению; 2) создание иллюстраций к тексту, обложки к книге; 3) подготовка сообщений проблемно-дискуссионного, обобщающего, компаративного характера; 4) сравнение текста и его интерпретаций в других видах искусств (киноверсия, театральная постановка, иллюстрации к произведению).
При создании моделей конкретных ситуаций на основе прочитанного драматического текста (например, «Что бы Вы предприняли на месте Раневской – героини чеховского "Вишневого сада"?») задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность автора, на значимость его творений, на вопросы авторства, на оценку идейно-художественного своеобразия произведений, широко используются, помимо художественных текстов и критических статей, воспоминания современников, письма, автобиографии, дневники и пр., что вносит в урок необходимую проблемность, стимулирующую активную познавательную, мыслительную деятельность школьников. В разработке подобных проблемных ситуаций используется возможность воссоздать контекст собственной деятельности через такую форму взаимодействия, как диалог. Организовать диалог можно в самых разнообразных вариантах, в том числе в форме круглого стола, брифинга, пресс-конференции, интервью, рекламной кампании, мониторинга общественного мнения, ПР-проектов, прогноза, диагноза, аукциона идей, контент-анализа, публичной речи, теледебатов и др. При этом важнейшим руководящим принципом становится принцип деятельностного подхода, предусматривающий проектирование в учебном процессе таких ситуаций, в которых учащийся выступает субъектом деятельности в реальных жизненных обстоятельствах, описанных в отечественной литературе или связанных с жизнью и творческим путем создателей художественных произведений.
Как было отмечено выше, большое значение при изучении драматургии приобретает принцип наглядности; это обусловлено своеобразием драмы как особого рода литературы. «Драма – трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации.
В настоящее время более детально и глубоко осваивать учебный материал по драме позволяет использование компьютерных технологий на уроках литературы. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня оказывать большую помощь учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием учащихся в процессе урока.
Таким образом, организованная в соответствии с требованиями времени работа по обучению учащихся анализу и интерпретации драматического текста способствует формированию у них способности мыслить, чувствовать, постигать тайны художественного произведения. Используя целый арсенал методов и приемов (традиционных и инновационных), учитель заставляет старшеклассника заметить тайные пласты художественного слова, многозначность его, ведя на протяжении всего урока работу со словом, развивает способность в художественной детали увидеть мысль драматурга.