Программа кружка литературно-сценического творчества Вдохновение


Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение «Соболевская средняя школа»
Соболевского муниципального района
Камчатского края
Согласовано:
Заместитель директора по воспитательной работе
_________________________________
/Сысоева О.Г. Утверждаю:
Директор МОКУ «Соболевская средняя школа»
______________________ /Позднякова А.В.
Рабочая программа кружка
литературно - сценического творчества
«Вдохновение»
(программа ориентирована на детей 11 – 14 лет).
Направление: духовно-нравственное
Составитель:
Сатурина Анна Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МОКУ «Соболевская средняя школа».
Соболево, 2016 г.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Вдохновение» строится на синтезе театрального и литературного творчества и призвана помочь учителю создать не только ореол максимального погружения в слово, в текст, но и дать возможность детям творчески переосмыслить предоставленный для работы художественный текст, сделать его частью личностного опыта, поэтому почти каждый раздел программы заканчивается отчетным спектаклем или литературно-музыкальной композицией, выстроенных на литературных текстах. Такое «проживание» роли вызывает интерес у учащихся самостоятельно познакомиться с творчеством писателя, понять и запомнить особенности авторского художника слова.
Данная программа носит реализуется в течение учебного года.
Подбор литературно-сценического материала, позволит сформировать представление о разнонаправленности сценического искусства, даст представление об универсальности актерской профессии.
Курс включает региональный компонент, являющийся необходимым для формирования у учащихся любви к малой родине, чувства сопричастности к литературно-культурному наследию, частью которого мы являемся, уважительного отношения к наследию народов, проживающих на территории Камчатского края, знакомит с творчеством камчатской писательницы Н. Суздаловой.
Приобщение к миру литературы возможно различными путями (ведь искусство универсально по своим способам выражения), к тому же ученику важно показать, что литература – это современно, что читать, знать свою культуру – это естественно для образованного человека.
Актуальность программы определяется тем, что умение интерпретировать литературный текст для современной школы становится приоритетным, поскольку сочинение, основанное на понимании литературного текста, проблем, обозначенных в нем автором, (и даже роли языковых единиц текста), вынесено на государственный экзамен по русскому языку.
Программа кружка «Вдохновение» пытается пробудить интерес учащихся к литературе и театральному искусству.
Цели:
Способствование духовному и личностному формированию ребенка, обладающего национальным самосознанием и чувством патриотизма; а также стимулирование развития креативно-художественных способностей учащегося на основе произведений признанных мастеров слова в отечественной литературы и творчества региональных писателей.
Задачи:
1. последовательно формировать интерес к литературному наследию нашей культуры;
2. развивать представления о включенности литературы в общий (мировой) культурный процесс;
3. формировать представление о семантической ёмкости и культурной значимости отдельных слов, используемых писателями;
4. последовательно и целенаправленно развивать умение «видеть» текст: интерпретировать, анализировать, комментировать, находить культурологические образы;
5. развивать умение вживаться в образ литературного героя, понимать ход его мысли, причины поступков;
6. развивать умение выразительно и вдумчиво читать текст;
7. совершенствовать дикцию, выразительную речь учащихся.
Отличительные особенности данной программы.

- программа кружка стоится на синтезе литературного и театрального творчества;
- сценарий каждого спектакля – авторская разработка руководителя кружка, где роль пишется ориентируясь на индивидуальные способности каждого учащегося;
- внеаудиторные занятия часто проводятся в музее, на сцене клуба ДК «Родник»;
- отчетные спектакли представляются не только в школе, но и в ДК «Родник»;
- литературный материал подбирается в соответствии с возрастными интересами учащихся;
- курс направлен стимулировать развитие индивидуальности ребенка и его стремления к самовыражению на основе литературного материала;
- в процессе занятий у школьника развивается стремление к творческому переосмыслению литературных образов;
- поскольку на занятиях соединяется литературный и культурологический материал, в сознании ребенка постепенно сформируется представление о целостном развитии искусства;
- на занятиях привлекается краевой материал (как культурологический, так и литературоведческий), что способствует формированию представления о включенности культуры народов Камчатки в литературно-культурное и историческое наследие нашей страны, о современных писателях-земляках.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы.
Программа рассчитана на подростков 11 – 14 лет.
Особенности реализации программы.
Место проведения занятий:
в зависимости от вида деятельности занятия могут проводиться как в учебном кабинете, так и в музее, актовом зале школы, на сцене ДК «Родник».

Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: групповые и индивидуальные;
по виду деятельности (познавательные, игровые, художественные, проблемно-ценностные, социально преобразующие).
по времени, необходимому для подготовки к занятию (экспромтные и требующие время на предварительную подготовку);
по особенностям коммуникативного взаимодействия: экскурсия, беседа, практикум, конкурс, литературно-музыкальная постановка, спектакль.
Режим занятий:
длительность занятий 45 минут.
Объем учебных часов.
Программой предусмотрено 13 теоритических (аудиторных) занятий и 44 практических занятий (внеаудиторных) (резервные занятия предполагают внеаудиторную форму проведения).
Описание ценностных ориентиров.
Литературное творчество многофункционально, поскольку одновременно с обучающей задачей, которая стоит перед любым учебным предметом, решает вопросы воспитательного характера, связанные, во-первых, с духовно-личностным формированием школьника, во-вторых, с определения представления школьника о его социо-культурной идентичности.
На занятиях кружка «Вдохновение» школьник знакомится с художественными текстами, находящимися за рамками школьной программы. В процессе анализа сюжета произведения, а также проблем, решаемых его героями, ученик пополняет личностный опыт, за счет того, что раздвигает рамки обыденной жизни: учится моделировать, ситуацию, создаваемую автором, пытается понять ее причины и последствия.
В процессе работы с текстами, относящимися к разным культурно-историческим вехам нашей литературы.
Личностные:
- Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Семейные:
- Ценность семьи - определяет преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность толерантности – направленность на терпимое взаимодействие с другим человеком, отличающимся внешними и(или) внутренними характеристиками.
Социальные:
- Нравственно-эстетическая ценность – общее представление и культивирование норм морали и нравственности, культурно сложившихся в русском обществе
- Ценность культурного наследия – стремление сохранить и передать через поколения то культурное наследие, частью которого мы являемся.
- Ценность гражданственности – определяет желание самоиндентификации и интеграции в российское общество, имеющее выдающееся историческое прошлое, настоящее и будущее.
- Ценность патриотизма – одна из зрелых и осознанных ценностей, которая выражена в понимании любви к родной земле и желании служить Отечеству.
Виды деятельности.
Сценическое творчество.
Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное общение.
Игровая деятельность.
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).
Формы подведения итогов работы.
Поскольку работа кружка первостепенно преследует воспитательную, а уж потом обучающую цель, формы подведения итогов на занятиях «Вдохновение» личностно-ориентированы, так как цель каждого раздела состоит в «эмоциональном пробуждении» ученика в качестве «думающего и пытливого» читателя.
Итоговые работы после каждого раздела предполагают обобщение полученных знаний, но в призме театрального творчества
Способы проверки знаний:
педагогическое наблюдение;
поскольку тексты, разбираемые на занятиях достаточно небольшие по объему, один из способов проверки знаний – эмоционально-выразительное прочтение текста или его отрывка, такой способ особо применим и часто используем при работе с ребятами, у которых возникают сложности при анализе текста;
подготовка и представление проектов (такая форма работы дает возможность реализации разноуровневых заданий);
подготовка и проведение литературных вечеров, спектаклей (такая форма работы дает возможность реализации разноуровневых заданий);
оценка собственного выступления после спектакля.
Планируемые результаты освоения программы.
Реализация данного курса обеспечивает определенное достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование потребности в чтении, необходимой для познания мира и самого себя;
- желание литературно-творческого выражения личности ученика;
- восприятие литературы как особого вида искусства;
- знакомство и приобщение к мировому культурно-историческим наследию и расширение культурологического кругозора школьников.
- стремление учащихся понять глубинный смысл, заложенный автором, и создать собственный текст, в котором есть некие культурологические параллели;
- формирование желания «эмоциональной сопричастности» по отношению к литературному тексту;
- формирование положительного отношения к чужому мировоззрению или видению проблемы;
- развитие отзывчивости, доброжелательности, толерантности;
Метапредметные результаты:
- овладение приемами поиска нужной информации;
- понимание и освоение алгоритмов работы (анализа, комментирования, интерпретации);
- умение выдвигать гипотезу при интерпретации, анализе, комментировании и доказывать ее обоснованность;
- овладение и активное использование приемов логики (сравнение, обобщение, синтез, анализ и др.);
- освоение умением работать с информацией (выбирать главную информацию, находить ответы на интересующие вопросы);
- способствование умению развернуто и грамотно выражать свои мысли.
- умение формулировать проблемные вопросы и разрабатывать пути для ответа на них.
Предметные результаты:
- формирование определенного уровня читательского знания (опыта);
- овладение приемами интерпретации художественного текста;
- умение пользоваться литературоведческими словарями и справочниками;
- умение проектировать конструкцию собственного текста;
- умение создавать яркие, выразительные образы в собственном тексте;
- овладение в устной и письменной речи нормами литературного языка;
- формирование терминологической литературной базы;
- умение понимать стилистическую принадлежность слова и текста.
Воспитательные результаты программы «Вдохновение»
1 уровень.
Приобретение школьниками знаний о культурно-исторических образах, о правилах существования и организации историко-культурных явлениях, приобретение знаний о правилах сценического искусства.
2 уровень.
Развитие ценностного отношения школьника к родному Отечеству, к истории своей страны, к культурно-литературному наследию своей страны, получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
3 уровень.
Опыт литературной интерпретации текста, опыт выступления на публике.
Учебно-тематический план «Вдохновения»
№ Название раздела \ тема Количество часов
теория практика
Введение. 1
Введение. Мир литературы и мир театра. 1 Раздел 1. Основы актерского мастерства 12 (3+9)
1.1. Дыхание и голос 1 3
1.2. Дикция 1 3
1.3. Основы работы над ролью 1 3
Раздел 2. Выразительность и образность басен. 8 (2 + 6)
2.1. История становления басенного творчества. 1 2.2. Басня в жизни актера (просмотр документального фильма) 1 2.3. Создание художественного мира басни. Актерская игра. 2
2.4. Подготовка к конкурсу «Басенный марафон» 3
2.5. Конкурс «Басенный марафон» 1
Раздел 3. «Подари чудо ближнему…» (по творчеству Александра Ивановича Куприна). 15 (2+13)
3.1. Знакомство с рождественскими рассказами А. Куприна «Чудесный доктор» и «Маленький принц». 1 3.2. Создание литературных портретов героев рассказов «Чудесный доктор» и «Маленький принц». 1 Репетиционный этап работы над спектаклем
«Рождество стучится в каждый дом»
3.3. «Знакомство» с ролью. 1
3.4. Актерское мастерство и основы сценической грамоты в работе над спектаклем «Рождество стучится в каждый дом» (по рассказам А. Куприна «Маленький принц» и «Чудесный доктор»). 4
3.5. Работа над дикцией и дыханием в работе над спектаклем «Рождество стучится в каждый дом». 2
3.6. Создание сценического действия. 4
3.7. Генеральная репетиция спектакля «Рождество стучится в каждый дом» 1
3.8. Представление спектакля «Рождество стучится в каждый дом» 1
Раздел 4. Мой актерский проект (Индивидуальное прочтение по памяти прозаичного текста вслух). 9 (1+8)
4.1. Выбор текста. Регистрация желающих принять участие в школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» 2017 год. 1 1
4.2. Работа над дикцией, дыханием, ритмикой. Работа с ролью. 4
4.3. Генеральная репетиция 1
4.4. Представление проектов. 1
4.5. Участие зарегистрировавшихся на сайте в школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» 2017 год 1
Раздел 5. Волшебный мир сказок (по творчеству Н. Суздаловой) 15 (3+12)
5.1. Изучение быта и верований коренных жителей Камчатки (ительменов и коряков). 1 5.2. Поэтический мир Н. Суздаловой. Знакомство со сказками «Огненная шаманка» и «Кэо». 1 5.3. Знакомство со сценарием спектакля «Таинственная Камчатка». Распределение ролей. 1 Репетиционный этап. 5.4. Работа с ролью. 2
5.5. Актерское мастерство и основы сценической грамоты в работе над спектаклем «Таинственная Камчатка». 1
5.6. Пластика тела – отличительная особенность коренных жителей Камчатки. Работа над пластичностью движений. 2
5.7. Работа над дикцией и дыханием в работе над спектаклем «Таинственная Камчатка». 1
5.8. Создание сценического действия 4
5.9. Генеральная репетиция спектакля «Таинственная Камчатка» 1
5.10. Представление спектакля «Таинственная Камчатка» 1
Раздел 6. Работа над литературно-музыкальной постановка «Война глазами детей». 6 (1+5)
6.1. Знакомство со сценарием литературно-музыкальной постановкой «Война глазами детей». Распределение ролей 1 6.2. Актерское мастерство и основы сценической грамоты в работе над литературно-музыкальной композиции «Война глазами детей» 4
6.3. Представление литературно-музыкальной композиции «Война глазами детей» 1
Раздел 7. Подведение итогов года. 2
7.1. Обобщающее занятие. Чаепитие. 1
7.2. Резервное занятие. 1
Итого 68 (13+55)
Содержание программы «Вдохновение»
Введение (1ч.).
Введение. Мир литературы и мир театра. (1ч.).
Беседа «Как связаны между собой театральное искусство и литературное творчество». Игра «Художественный этюд». Игра «Я – актер!». Самостоятельная формулировка школьниками задач, решить которые они смогут в течение года.
Раздел 1. Основы актерского мастерства (12ч.)
1.1. Дыхание и голос (4ч.).
Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания. Практические занятия – дыхательная гимнастика:
1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).
2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).
3) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).
4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).
5) Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.
1.2. Дикция (4ч.).
Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи.
Практические занятия:
1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).
2. Артикуляционная гимнастика:
Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.). Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).
1.3. Основы работы над ролью (4ч.).
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.). Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.). Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла: действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.), действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.). Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.
Упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)
Упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.). Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия.
Раздел 2. Выразительность и образность басен. (8ч.).
2.1. История становления басенного творчества (1ч.).
Становление басни (обзор: «Античность – наши дни»). Основные черты басни: яркая образность, аллегоричность, нравоучительный характер.
Басенные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера. Рассказ об истории существования аллегории в зарубежной и отечественной литературе. Обсуждение поставленных ранее проблемных вопросов. Краткий обзор литературных произведений, выстроенных на аллегоричных образах. Викторина «Басня, басня, басня…». Подбор учащимися аллегоричных образов близких по личностному восприятию. Игра «В чем иносказание?».
2.2. Басня в жизни актера (просмотр документального фильма) (1ч.).
Просмотр и обсуждение документального фильма «Из семьи актера» (о А. Миронове).

2.3. Создание художественного мира басни. Актерская игра. (1ч.).
Выбор басни, прочтение басни в соответствии с художественной задумкой автора. Работа с ключевыми (и акцентными) словами. Работа над образностью (мимика, жесты, пластика тела), речью, дыханием. Темпоритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из средств выражения соотношения главного и второстепенного в чтении. Чтение и разбор басен русских писателей (И. Крылов, С. Михалков и др.). Знакомство с произведениями художественной литературы.
Практические упражнения:
1) Комплекс упражнений по ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д.
2) Подвижные игры, сопровождаемые речью (текстами басен).
2.4. Подготовка к конкурсу «Басенный марафон» (3ч.).
Создание колоритных художественных образов, воплощающих задумку баснописца. Работа над выразительностью речи. Создание театральных образов (как положительных, так и отрицательных) из басен И. Крылова. Игра «Актер». Подготовка к конкурсу «Басенный марафон». Заучивание басен.
2.5. Проведение конкурса «Басенный марафон» (1ч.)
Отчетное мероприятие. Беседа «Оцени свой актерский этюд. Сложно ли быть актером?»
Раздел 3. «Подари чудо ближнему…»
(по творчеству Александра Ивановича Куприна) (15ч.)

3.1. Знакомство с рождественскими рассказами А. Куприна «Чудесный доктор» и «Маленький принц». (1ч.).
Введение понятия «рождественский рассказ», «рождественская повесть», библейская основа «рождественских» рассказов. Рождество как общекультурное наследие. Знакомство с рассказами А. Куприна «Чудесный доктор» и «Бедный принц». Исторический обзор жизни людей 19 века.
3.2. Создание литературных портретов героев рассказов «Чудесный доктор» и «Маленький принц». (1ч.).
Название текста, значимость слов, вынесенных в название. Работа со словом «чудо»: истоки, возможные способы образования слова. Сопоставительный анализ слов: «чу!», «чудо», «чувствовать», «чудовище», «чудить». Выразительное прочтение рассказов А. И. Куприна «Чудесный доктор» и «Бедный принц». Игра «Изобрази».
Литературный анализ рассказов «Чудесный доктор» и «Бедный принц», определение ключевых слов, необходимых для создания театральных образов.
3.3. «Знакомство» с ролью. (1ч.).
Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты внимания – внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене. Работа с текстом: анализ образов, композиции, сюжета рассказа. Беседа: «Как изобразить … (героев рассказов)?
3.4. Актерское мастерство и основы сценической грамоты в работе над спектаклем «Рождество стучится в каждый дом» (по рассказам А. Куприна «Маленький принц» и «Чудесный доктор»). (4ч.).
Ощущение пространства сцены. Формирование умения «вживаться в роль». Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).
3.5. Работа над дикцией и дыханием в работе над спектаклем «Рождество стучится в каждый дом». (1ч.).
Артикуляционная гимнастика. Освоение четкости и ясности произношения на материале текста спектакля, особенно в тех местах, где в предложениях встречаются труднопроизносимые сочетания звуков. Комплекс упражнений на упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания («Кукушка и кукушата», «Мячики-хлопушки» и т.д.).
3.6. Создание сценического действия.
Репетиции с готовыми декорациями, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).
Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.
3.7. Генеральная репетиция спектакля «Рождество стучится в каждый дом».
Обобщение работы над спектаклем «Рождество стучится в каждый дом».
3.8. Представление спектакля «Рождество стучится в каждый дом» (1ч.)
Отчетное мероприятие. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
Раздел 4. Мой актерский проект
(Индивидуальное прочтение по памяти прозаичного текста) (9ч.).
4.1. Выбор текста. Регистрация желающих принять участие в школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» 2017 год. (2ч.).
Понятие об «актерском» проекте, индивидуальная работа с подбором и первичным знакомством текста. Понятие о воображении. Виды воображения: активное и творческое воображение. Особенности сценического воображения.
Практические занятия:
1. Комплекс упражнений на умение относиться к условному как к безусловному, к правде как к неправде (например, чем может быть стул? – печкой, телевизором и т.д.; табуретка может быть собачьей конурой, колючим кустарником и т.д.).
2. Комплекс упражнений на умение вспоминать и воображать зрительные образы, звуки («В зоопарке», «На море», «В аэропорту» и т.д.).
4.2. Работа над дикцией, дыханием, ритмикой. Работа с ролью. (4ч.).
Совершенствование творческих навыков и умений, приобретенных за время работы в кружке. Практические занятия:
1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи.
2. Артикуляционная гимнастика:
1) Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Эхо»).
2) Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков (из текстов, выбранных для заучивания).
4.3. Генеральная репетиция (1ч.).
Работа над рассказами собственного написания. Индивидуальная работа с ребятами над представлением образов рассказа.
4.4. Представление проектов (1ч.).
Отчетное мероприятие. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
4.5. Участие зарегистрировавшихся на сайте в школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» 2017 год.
Отчетное мероприятие. Обсуждение выступлений (с участниками конкурса), обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
Раздел 5. Волшебный мир сказок
(по творчеству Н. Суздаловой) (15ч.).
5.1. Изучение быта и верований коренных жителей Камчатки (ительменов и коряков)» (1ч.)
Посещение историко-краеведческого музея Соболевского муниципального района, рассказ экскурсовода о поэтических и религиозных воззрениях народов Камчатки.
5.2. Поэтический мир Н. Суздаловой. Знакомство со сказками «Огненная шаманка» и «Кэо» (1ч.)
Знакомство с творчеством камчатской писательницы Н. Суздаловой. Прочтение сказок «Кэо», «Огненная шаманка». Литературный анализ сказок: композиция, особенности литературной сказки, специфика образности сказок, анализ средств выразительности, способы расширения пространства в сказках «Кэо» и «Огненная шаманка». Анализ образа чайки.
5.3. Знакомство со сценарием спектакля «Таинственная Камчатка». Распределение ролей (2ч.)
Определение основной концепции спектакля. Определение того, как будут переплетены сюжетные линии рассказов «Кэо» и «Огненная шаманка». Раскрытие понятия «театр теней», специфики его создания, специфики игры актеров, задействованных в театре «теней». Первичное знакомство со сценарием «Таинственная Камчатка». Распределение ролей. Характеристика образов. Определение основных качеств образов, первичное осмысление образов.
5.4. Работа с ролью (2ч.)
«Вживание» в роль. Распределение сценического пространства между актерами, распределение последовательности появлений актеров. Заучивание текста.
Актерское мастерство и основы сценической грамоты в работе над спектаклем «Таинственная Камчатка» (1ч.)
Детализация образов (особенности пластики, мимики, жестов, интонации). Заучивание текста.
Пластика тела – отличительная особенность коренных жителей Камчатки. Работа над пластичностью движений (2ч.)
Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.). Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.). Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).
Работа над ролью. Активное включение ритмопластики.
Работа над дикцией и дыханием в работе над спектаклем «Таинственная Камчатка».
Совершенствование творческих навыков и умений, приобретенных за время работы в кружке. Практические занятия:
1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи.
2. Артикуляционная гимнастика:
1) Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Эхо»).
2) Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков (из текстов, выбранных для заучивания).
Создание сценического действия (4ч.)
Собрание отдельных элементов (действий героев, «театр теней», танцевальные постановки) в общее сценическое действо, спектакль.
Генеральная репетиция спектакля «Таинственная Камчатка» (1ч.)
Обобщение работы над спектаклем «Таинственная Камчатка».

Представление спектакля «Таинственная Камчатка» (1ч.)
Отчетное мероприятие. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
Раздел 6. Работа над литературно-музыкальной постановка
«Война глазами детей» (6ч.).
6.1. Знакомство со сценарием литературно-музыкальной постановкой «Война глазами детей». Распределение ролей (1ч.).
Первичное прочтение сценария. Распределение ролей. Знакомство с творчеством Ю. Яковлева, В. Быкова, К. Симонова.
6.2. Актерское мастерство и основы сценической грамоты в работе над литературно-музыкальной композиции «Война глазами детей» (4ч.).
Детализация образов (особенности пластики, мимики, жестов, интонации). Заучивание текста. Распределение сценического пространства, освоение положения тела в пространстве.
6.3. Представление литературно-музыкальной композиции «Война глазами детей». (1ч.)
Обобщение работы над литературно-музыкальной композицией «Война глазами детей». Отчетное мероприятие. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
Раздел 7. Подведение итогов года (2ч.)
7.1. Обобщающее занятие. Чаепитие. (1ч.).
Обобщение выполненной работы за год, общий анализ результатов. Планирование работы на новый учебный год.
7.2. Резервное занятие (1ч.).


Методическое обеспечение программы.
Формы и методы работы с детьми.
Формы работы:
экскурсии в музей;
встречи с интересными людьми;
творческие домашние задания;
мастер-класс; тренинг;
литературные вечера;
литературные коллажи;
игра с правилами, образно-ролевая игра;
проекты.
Основные методы и технологии работы:
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
здоровьесберегающие технологии;
коллективная система обучения;
обучение в сотрудничестве;
технология использования в обучении игровых методов;
технология модульного и блочно-модульного обучения;
технология развития критического мышления.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Характеристика условий реализации программы.
1. Поскольку ребята, занимающиеся по данной программе, не проходят профильного отбора (набор группы свободный), а основная цель программы – развитие личностного интереса к литературному и театральному творчеству (в самом широком понимании), работа по программе «Вдохновение» предполагает разноуровневый подход к заданиям для школьников. Такое рассредоточение материала и такая работа с детьми особенно продуктивна при подготовке отчетных мероприятий (литературных вечеров, подготовка и презентация проектов, театральных постановок), так как общий результат совместной работы скрадывает некоторые трудности, возникающие при анализе и интерпретации текста, при обобщении историко-культурного материала, при работе над проблемным вопросом.
2. Очень важно, чтобы дети совместно с педагогом самостоятельно формулировали проблемные вопросы, задачи, решение которых необходимо для понимания некоего «кода», сокрытого в тексте. (Например: при работа над спектаклем «Рождество стучится в каждый дом» для ребят должны раскрыть те общекультурные напластования, которые скрыты в этом христианском празднике-символе). Эта работа реализуется и через совместное продумывание сценария отчетных мероприятий.
3. Работа с текстом, со всей справочной литературой обесценится, если ребята не научатся выразительно и вдумчиво читать. Они должны научиться «увидеть» и «услышать» ёмкость и символичность слова, поэтому каждое занятие, посвященное знакомству с новым литературным текстом, обязательно начинается с выразительного прочтения текста учителем (или включается аудиозапись), такое прочтение продуктивно еще и тем, что эмоционально-выразительное прочтение перемежается с промежуточной беседой по отдельным отрывкам, а также с комментарием учителя. Первоначальное полное прочтение текста обязательно проходит в классе (возможно частичное сокращение текста), поскольку нужно научить детей читать и вчитываться.
4. Понимание того, что текст (для глубокого понимания) необходимо читать выразительно, начинает формироваться у детей с 11-12 лет, поэтому к 14-15 годам у ребенка при системной работе должны быть сформированы определенные ораторские навыки, развитие которых возможно в игровой форме (игра «Актер», «Прочитай выразительно», «Создай образ» и др.).
В конце года обучения ученики кружка должны
знать:
- основные теоретические понятия по предметам «сценическая речь», «актерское мастерство» и «ритмопластика»;
- основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической установкой.
уметь:
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- владеть основными навыками сценической речи;
- создавать роль с помощью мимики, жестов, звукоподражания или слов;
- работать индивидуально и в коллективе.
навыки:
- внимательно и продуктивно работать на протяжении всего времени занятий и репетиций;
- выполнять подготовленную заранее программу показа в присутствии зрителей.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- оснащение кабинета изучаемыми текстами (по объему тексты, предложенные в программе, относительно небольшие, поэтому при отсутствии достаточного количества текстов их легко размножить);
- оснащение кабинета мультимедийным комплектом (ПК, медиапроетор, экран);
- наличие справочной литературы, касающейся этимологии слов, литературоведческих понятий; историко-культурные справочники;
- театральные костюмы и декорации, а также средства для их создания (краски, цветная бумага, ватманы и др.).
Список литературы и интернет-ресурсов для педагога.
Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось 89, 2001. – 115 с.
Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. В 3тт. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002г.
Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература /Сост. А.Л. Налепина. – М.: Советская Россия, 1986. – 368с.
Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз, 2001. – 309 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с.
Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Современное слово, 1998. – 480 с.
Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного литературного курса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004. – 358 с.
Иванова В.А. Тайны родного языка. Изд. 2-е перераб. и доп. – Волгоград, Н.-Волж. книжное издание, 1969. – 305с.
Корякские и ительменские сказки в обработке В. Столярова. – Петропавловск-Камчатский, Ходинговая компания «Новая книга», 2007. – 94с.
Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. – М.: Советская Россия, 1971. – 135 с.
Куприн А.И. Рассказы: Для учащихся средних и старших классов сред. школы. – М.: Просвещение, 1989. – 319с.
Малюкович В.Н. Сказки и мифы карагинских, апукинских, алюторских, анапкинских коряков. – Петропавловск-Камчатский, издательство «Белый шаман», 2001 – 184с.
Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников. – СПб.; 1992. – 325 с.
Соловьев В.С. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544с.
Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители», - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 512с.
Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 176с.
Франк С.А. Сочинения. – Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2000. – 800с.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/06/rabochaya-programma-po-literature-8-klass
http://www.christianart.ruwww.fipi.ruСписок литературы ученика.
Иванова В.А. Тайны родного языка. Изд. 2-е перераб. и доп. – Волгоград, Н.-Волж. книжное издание, 1969. – 305с.
Из истории русских слов: Словарь-пособие. –М: Школа-Пресс. – 1993. – 224с.
Корякские и ительменские сказки в обработке В. Столярова. – Петропавловск-Камчатский, Ходинговая компания «Новая книга», 2007. – 94с.
Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. – М.: Советская Россия, 1971. – 135 с.
Куприн А.И. Рассказы: Для учащихся средних и старших классов сред. школы. – М.: Просвещение, 1989. – 319с.
Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители», - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 512с.
Этимологический словарь/ под ред. Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой. – М.: Просвещение, 1997. – 547с.