Доклад Литературно-драматический кружок Поэзия и театр


Литературно – драматический кружок
«Поэзия и театр»
(из опыта работы Туговой Лидии Анатольевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Марьяновская школа»
Красногвардейского района Республики Крым)
Работа учителя – словесника трудная, но прекрасная.
Вот уже несколько лет я совмещаю преподавание своего предмета с внеклассной работой. И считаю это важным. Я убеждена, что если ограничиться пусть даже мастерским анализом произведения, минуя внеклассные занятия, то о Пушкине, Фонвизине, Тургеневе, Толстом и Лермонтове, Гоголе и Чехове, об Ахматовой и Цветаевой и многих других ученики получат лишь приблизительное представление.
В своей работе я опираюсь на интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся. С этой целью много лет тому назад был создан литературно – драматический кружок «Поэзия и театр» . Немного подробнее расскажу о работе кружка. Литературно – драматический кружок – прекрасное место для общения ребят всех возрастов. Здесь бывает интересно абсолютно всем : и ученикам средних классов и старших. Занятия в театральном коллективе укрепляют дружбу между его участниками. Выход на театральные подмостки – опыт для ребят новый, неожиданный.
С чего же начинается работа кружка ?
Во-первых, с подбора репертуара. Потом составляю сценарий. Пути его всевозможные : беру и драматические произведения, и прозу, которую перевоплощаю в драматическое произведение, и сама что-то пишу и так далее. Потом проводится как бы своеобразный кастинг. Актеры на роли назначаются по моей воле – эти вопросы не обсуждаются и не становятся предметом личных обид и тем более темой для жалоб кому-либо. Юные актеры на репетициях проходят длинный путь – от нервного зажима во время первой читки своей роли к полной раскованности, которая необходима, если желаешь играть на сцене перед публикой. Но это не всегда удается. Кстати, во время репетиций, если вижу, что ребенок не выкладывается в полную силу, только говорю одно слово : «Играй», то дети сразу же понимают и преображаются. При обсуждении представления роздано каждому по экземпляру сценария, который заготавливаю заранее. На репетициях и обсуждениях ребята учатся взаимодействию друг с другом, ведь это так важно – чувствовать игру партнера, подыгрывать, когда это требуется, создавая правильное настроение и у актера и у зрителя. Некоторые репетиции бывают индивидуальными. Этому сопутствует ряд объективных причин. Во – первых, у нас так построены учебные занятия, что дети из разных сел, обучающиеся в школе, практически лишены всех внеклассных мероприятий, хотя среди них много одаренных и желающих. Вот и приходится заниматься в те промежутки времени, которые выпадают. Поэтому, вместо намеченных двух дней, занимаюсь каждый день. Во –вторых, есть такие дети с которыми нужно учить одну фразу целый час, чтобы достичь нужного результата. Хочется сказать, что репетиции – это в некотором роде тихая, простодушная театральная рутина, от которой юному артисту еще только предстоит учиться получать удовольствие.
Занятия в кружке как бы дисциплинируют детей. Порой хулиганистые дети всерьез проникаются атмосферой искусства, что в какой-то мере изменяются их характеры. У меня с ними складываются теплые, доверительные отношения, и я считаю, что все благодаря кружку. Я не боюсь давать детям сложные роли, так как ребенок чувствует недоверие к своим способностям со стороны руководителя, если тот не воспринимает его всерьез.
Юный человек, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли , уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Ведь случается масса непредсказуемых действий. То фонограмма начинает звучать не тогда, когда нужно, то внезапно куда-то подевается необходимый предмет реквизита, то партнер забудет роль (всякое бывает!).
Не надо беспокоиться, когда в представлении приходится занимать ребят разных возрастов. Они прекрасно ладят, ведь ничто не сближает, как совместные театральные труды. Несмотря на разный возраст, ребята великолепно чувствуют общую тему. Моя задача – раскрепостить детей, раскрыть потенциал, дать им необходимую культурную базу для дальнейшей жизни.
После выступления мы делаем обсуждение своим рабочим коллективом : что в нем оказалось удачным, а на что следует обратить внимание при следующем представлении.
Одно из главных художественных выразительных средств – это человеческая речь. С приходом детей в кружок их речь начинает активно развиваться. Юные артисты учатся выразительно читать предлагаемый мною текст, овладевают опытом расстановки в нем логических ударений, логических пауз, инверсивных, психологических , начальных, финальных, заучивают наизусть стихотворные строчки и прозу, работая при этом над рифмой и ритмом.
Важным компонентом для успешного приобретения этих умений является разговорная практика самого школьника. Я обычно обращаю внимание : как, в каком темпе, с какой скоростью говорит тот или иной ребенок, воспроизводит ли он верно все звуки в тех словах, которые произносит.
Во время обычных школьных уроков неразборчивое проговаривание ребенком текста не вызывает у педагога сильной тревоги, в конце концов, учителя и сверстники приноравливаются к пониманию детской скороговорки, воспринимая ее даже с определенной долей юмора. На уроках литературы я говорю детям, если задаю учить наизусть : «Выучить вы обязаны, а вот как рассказать, в этом-то – суть». И они уже сами знают и могут даже объективно оценить рассказанное, конечно, это еще не в пятых классах.
Но с приходом ученика в кружок от такого недостатка в речи приходится избавляться. Иначе это может послужить причиной многих неприятностей. И поэтому большое внимание я уделяю дикции исполнителя. И наконец, как бы основное – это твердое знание слов своей речи – непременное условие для участия в театральной постановке. Потому что нередко бывает так, что актер вдруг ни с того, ни с сего напрочь забывает все сценические движения. Тогда остается одно : чтобы не сорвать представление, хотя бы проговорить свой текст. А для этого его надо твердо знать и уметь отчетливо произносить.
Есть еще одна тонкость - правильно подобрать грим. Это большое искусство. Он развивает эстетический вкус. Но без него вполне можно обойтись, за исключением в некоторых случаях.
Подбор и примерка театральных костюмов один из самых любимых занятий ребят. Конечно, они могут быть условными. Итак, главный вопрос – где взять их ? У нас нет средств для настоящих костюмов. И приходится изощряться как только возможно. Многое приношу из дома. Есть уже каких-то собственные накопления. Прошу на прокат кое-что в ДК. Предлагаю ребятам принести из дома какие-либо вещи. Даже некоторые костюмы родители шьют. Например, шили кафтан, русское национальное платье. В общем, как говорят : «С миру по нитке – голому рубаха». Также и с театральными декорациями. Во многом большое подспорье – это утварь «Русской избы».
А теперь немного о результатах работы кружка «Поэзия и театр». Уже несколько лет подряд дети занимают первые и вторые места на районный конкурсах среди чтецов и чтецких ансамблей. Постоянные победители районного смотра – конкурса театральных коллективов «Школьные подмостки» и участники республиканских конкурсов, также чтецов и чтецких ансамблей. Награждены Дипломом Министерства образования и науки АР Крым.
В школе постоянно ставят театрализованные представления по произведениям Н.В. Гоголя, Ф.И. Фонвизиля, А.П. Чехова, Б. Васильева, А. Твардовского, М. Алигер, М. Джалиля, Р. Рождественского, В. Высоцкого и др. Инсценировали на патриотическую тему « Дневник солдата», «Никто не забыт, ничто не забыто», «У войны не женское лицо», «Час поэзии подвига». Также представляли на суд зрителей инсценировку, созданную по принципу «кривого зеркала», борясь со сленгом.
Участники кружка оформили стенды «Поэзия, театр и мы», «Театральные подмостки».
Подводя итог сказанному, хотелось бы, чтобы такие театрализованные представления не превращались в очередное «мероприятие», оставили бы след в душе каждого участника и зрителя (как ни высокопарно это звучит). А если после проведения подобного представления у кого-то появиться желание узнать о том или ином писателе или эпохе побольше, или записаться в литературно – драматический кружок– наша цель будет достигнута.
Еще древние говорили, что ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь.