Конспект по теме Роль личности в истории. Иоанн Кронштадтский. 10 класс. Профильный уровень


Тема: Иоанн Кронштадтский. Роль личности в истории.
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Цели урока:
--- раскрыть на примере жизни и деятельности Иоанна Кронштадтского роль личности
в истории;
--- развивать интерес старших школьников к жизненному подвигу выдающихся людей
России;
--- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности на основе духовных традиций
Отечества.
Оборудование: Портрет Иоанна Кронштадтского.
Учебник «Обществознание.10 класс». Профильный уровень. Под
редакцией Л. Н. Боголюбова.
Раздаточный материал.
Ход урока:
1. Исторические личности.
Задание: прочитать пункт «Исторические личности» (с.143-144) и ответить на вопросы к тексту.
Вопросы:
1. В чем состоит универсальность исторического процесса?
Ответ: Исторический процесс универсален, так как он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
2. Что мы понимаем под термином «историческая личность»?
Ответ: Историческая личность – это личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход исторических событий.
3. Как можно оценить историческую личность?
Ответ: Деятельность может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда этот человек жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной, положительной, но чаще всего многозначной.
4. Сравните взгляды на историческую личность Г.В.Плеханова и В.О.Ключевского.
Ответ: Г.В.Плеханов: Великий человек
--- служит обществу,
--- видит дальше других
--- хочет сильнее других,
--- берет на себя инициативу удовлетворения общественных нужд.
В.О.Ключевский: Историческим личностям свойственны --- служение благу государства и народа,
--- беззаветное мужество,
--- умение вникнуть в условия жизни,
--- совестливость во всех делах.
--- целесообразность действий.
Отличие состоит в том, что В.О.Ключевский обращает внимание на нравственные качества, которые присущи исторической личности.
Сегодня на уроке мы увидим, какую роль в России второй половины 19 - начала 20 века сыграл Иоанн Кронштадтский, и постараемся понять, чем объясняется интерес к этому человеку в наши дни.
2. Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его время.
Задание: на основе анализа документов ответить на вопросы:
1. Какие особенности исторической эпохи вы можете выделить на основе анализа источников?
2. С какими трудностями пришлось столкнуться отцу Иоанну в своей деятельности?
3. Какие качества помогли ему преодолеть трудности, встретившиеся на пути, и не пасть духом?
О жизни Иоанна Кронштадтского.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергеев) родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Его отец Илья Михайлович служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, как и большинство предков в роду отца. Родился отец Иоанн в день памяти преподобного Иоанна Рыльского, в честь которого и был наречен. На шестом году жизни Иоанна отец купил ему букварь, а мать стала учить азбуке. В1839 году мальчика отдали в Архангельское приходское училище, после успешного окончания которого он был принят в Архангельскую духовную семинарию, а затем - на казенный счет в Санкт – Петербургскую Духовную Академию.
По окончании Академии Иоанну было предложено принять место священника при Кронштадтском кафедральном соборе святого апостола Андрея Первозванного.
12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священники. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, поэтому многие и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался. В Андреевском соборе отец Иоанн прослужил 53 года, кроме того он создал Дом трудолюбия, где были рабочие мастерские, школа, детский сад, приют, лечебница, библиотека и др.
( Вестник образования России. Ноябрь 21, 2002. с.3)
Характеристика второй половины 19 века.
Во второй половине 19 века произошло значительное расшатывание основ русского общества, основной причиной чего стали буржуазные реформы, направленные на его демократизацию. Следствием этих реформ стало всеобщее охлаждение к православной вере. Повсюду проповедовалась свобода: свобода от цензуры, свобода совести, свобода женщины. Современник писал: «в семейную жизнь вошли разлад и нестроение, в воспитание детей – расслабление и потворство, в службу – нерадение, в науку – вольномыслие, в душу каждого – разные пороки. Люди спали, а пришел враг и посеял плевелы».
( История Православной Церкви в 19 веке. М., 1998. Кн.2. с. 685)Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова).
«Духовная жизнь и религиозное горение к тому времени начали падать и слабеть. Вера становилась лишь долгом и традицией. Молитва – холодным обрядом по привычке. Огня не было в нас (в духовенстве) и в окружающих. Пример отца Иоанна Кронштадтского был исключением, но он увлекал преимущественно простой народ».
( Митропилит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994, С. 135 )Кронштадт во второй половине 19 века.
Кронштадт был местом административной ссылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали.
( Вестник образования России. Ноябрь 21, 2002. с.4)
Обобщение: Отец Иоанн был образцом кротости и смирения. Силой своего сострадания он помогал людям, возвращая им человеческий образ, исцелял силой молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, евреев, иностранцев…
Три основные добродетели выделялись в его жизни: отец Иоанн был праведен, искренен и прост; люди тянулись к нему как к живому свидетельству небесных сил.
3. Литературное наследие отца Иоанна Кронштадтского.
Задание: познакомиться с отрывками из произведений отца Иоанна и выделить основные идеи.
ОРоссии.
«Научись Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России… Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России… Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению».
«Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».
Подумайте: В чем видел отец Иоанн историческую миссию России?
О каких событиях российской истории предупреждал отец Иоанн?
О воспитании и образовании.
1. «Душа человеческая по природе проста, все хитросплетение отталкивает от себя. Позаботимся о возможной простоте преподавания. Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно? Область знаний безгранична…достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему».
2. «Христианское воспитание сердца есть, в конце концов, научение любви… Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы».
3. «Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком… Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и, что всего важнее и нужнее, воспитать добрых христиан… Дай Бог, чтобы из всех знаний образовалось в душах детей то стройное согласие, та твердая христианская система познаний правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование…»
4. «Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов перед вами; каприз – зародыш сердечной порчи».
5. «Между душами человеческими существует слишком тесная внутренняя связь и сообщение, потому-то и добрые, благочестивые, сердечные расположения сообщительны душам других; особенно же – добрые дела ».
.
Сформулируйте принципы воспитания, о которых говорит отец Иоанн в своих
произведениях:
--- Образование должно быть простым, связанным с жизнью и неотделимым от воспитания.
--- Воспитание должно преобладать.
--- Необходимо усвоить прежде всего моральные, христианские нормы,а только затем научные истины.
--- Обучать, прежде всего, личным примером.
--- Благожелательное отношение к детям не отрицает педагогического принуждения.
Как вы считаете, эти принципы устарели или являются актуальными и в наши дни?
Обсуждение
Вывод: Иоанн Кронштадтский сыграл важную роль в жизни России второй половины 19-
начала 20 века, посвятив свою жизнь служению благу государства и народа.
Идеи, высказанные им более ста лет назад, остаются актуальными и в наши дни,
позволяя решать проблемы современной жизни.
Закончить этот урок хочется строками стихотворения современного российского поэта Евгения Евтушенко, которые удивительно созвучны с идеями Иоанна Кронштадтского.
Остановись на полдороги,
Доверься небу, как судьбе,
Подумай – если не о Боге –
Хотя бы просто о себе.
Когда шагаешь к цели бойко,
Как по ступенькам, по телам,
Остановись, забывший Бога,
Ты по себе шагаешь сам!
Когда тебя толкает злоба
К забвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши!
О, человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись.
2. Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его время. Раздаточный материал.
О жизни Иоанна Кронштадтского.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергеев) родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Его отец Илья Михайлович служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, как и большинство предков в роду отца. Родился отец Иоанн в день памяти преподобного Иоанна Рыльского, в честь которого и был наречен. На шестом году жизни Иоанна отец купил ему букварь, а мать стала учить азбуке. В1839 году мальчика отдали в Архангельское приходское училище, после успешного окончания которого он был принят в Архангельскую духовную семинарию, а затем - на казенный счет в Санкт – Петербургскую Духовную Академию.
По окончании Академии Иоанну было предложено принять место священника при Кронштадтском кафедральном соборе святого апостола Андрея Первозванного.
12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священники. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, поэтому многие и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался. В Андреевском соборе отец Иоанн прослужил 53 года, кроме того он создал Дом трудолюбия, где были рабочие мастерские, школа, детский сад, приют, лечебница, библиотека и др.
( Вестник образования России. Ноябрь 21, 2002. с.3)
Характеристика второй половины 19 века.
Во второй половине 19 века произошло значительное расшатывание основ русского общества, основной причиной чего стали буржуазные реформы, направленные на его демократизацию. Следствием этих реформ стало всеобщее охлаждение к православной вере. Повсюду проповедовалась свобода: свобода от цензуры, свобода совести, свобода женщины. Современник писал: «в семейную жизнь вошли разлад и нестроение, в воспитание детей – расслабление и потворство, в службу – нерадение, в науку – вольномыслие, в душу каждого – разные пороки. Люди спали, а пришел враг и посеял плевелы».
( История Православной Церкви в 19 веке. М., 1998. Кн.2. с. 685)Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова).
«Духовная жизнь и религиозное горение к тому времени начали падать и слабеть. Вера становилась лишь долгом и традицией. Молитва – холодным обрядом по привычке. Огня не было в нас (в духовенстве) и в окружающих. Пример отца Иоанна Кронштадтского был исключением, но он увлекал преимущественно простой народ».
( Митропилит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994, С. 135 )Кронштадт во второй половине 19 века.
Кронштадт был местом административной ссылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали.
( Вестник образования России. Ноябрь 21, 2002. с.4)
Вопросы:
1. Какие особенности исторической эпохи вы можете выделить на основе анализа источников?
2. С какими трудностями пришлось столкнуться отцу Иоанну в своей деятельности?
3. Какие качества помогли ему преодолеть трудности, встретившиеся на пути, и не пасть духом?
3. Литературное наследие отца Иоанна Кронштадтского. Раздаточный материал.
ОРоссии.
«Научись Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России… Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России… Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению».
«Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».
Подумайте: В чем видел отец Иоанн историческую миссию России?
О каких событиях российской истории предупреждал отец Иоанн?
О воспитании и образовании.
1. «Душа человеческая по природе проста, все хитросплетение отталкивает от себя. Позаботимся о возможной простоте преподавания. Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно? Область знаний безгранична…достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему».
2. «Христианское воспитание сердца есть, в конце концов, научение любви… Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы».
3. «Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком… Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и, что всего важнее и нужнее, воспитать добрых христиан… Дай Бог, чтобы из всех знаний образовалось в душах детей то стройное согласие, та твердая христианская система познаний правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование…»
4. «Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов перед вами; каприз – зародыш сердечной порчи».
5. «Между душами человеческими существует слишком тесная внутренняя связь и сообщение, потому-то и добрые, благочестивые, сердечные расположения сообщительны душам других; особенно же – добрые дела».
.Сформулируйте принципы воспитания, о которых говорит отец Иоанн в своих произведениях.
Литература.
1. Вестник образования России. Ноябрь 21, 2002.
2. История Православной Церкви в 19 веке. М., 1998. Кн.2
3. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994.
4. Шестые Иоанновские образовательные чтения – 2004: Образование и культура: Сборник статей/ отв. ред. архим. Тихон (Плотников). – Архангельск, 2005.
5. Яшина О.Н. История Русской Православной Церкви: Элективный курс. – М.: 5 за
знания, 2007.