Логопедическое занятие по коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-7 лет) с элементами театрализации «В стране скороговорок».


Логопедическое занятие по коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-7 лет) с элементами театрализации «В стране скороговорок».
Мухаметшина Е.Н., учитель-логопед детского сада № 46 «Сказка»-филиала АН ДОО «Алмазик» г. Удачный, Мирнинский район Саха (Якутия).
Тема: “В стране скороговорок”
Цели:
Коррекционные:
совершенствовать звуко-слоговую структуру слов на материале скороговорок, звуко-слоговой анализ и синтез. Развивать координацию речи и движений, чувство ритма, дикцию.
Обучающие: развивать диалогическую и монологическую речь, коммуникативные способности.
Воспитательные: развивать творческую активность, эмоциональное восприятие и мимику. Поддерживать интерес к скороговоркам.
Оборудование: фонограмма – голоса птиц, шум леса, костюмы Мальвины, Буратино, “волшебный клубок”, грецкие орехи, “волшебная клумба”, пальчиковый бассейн, сувениры-игрушки, коробка со скороговорками.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Развитие диалогической речи.
Лес, доска. Буратино около парты, подгруппа детей вместе с логопедом сидят на стульях сбоку, фонограмма – шум леса, голоса птиц.
Мальвина заходит: Доброе утро и солнцу, и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!
Здрав – ствуй, Бу – ра – ти – но (произносит по слогам, отхлопывает слоги, берётся за юбочку и кивком головы приветствует).
Буратино: Здрав – ствуй, Маль – ви – на (произносит по слогам, отхлопывает слоги, ставит руки на пояс, приветствует и садится за парту).
Мальвина: Итак, займёмся азбукой. К- О-Т. Какое слово я произнесла?
Буратино: Кот.
Мальвина: Подели слово “кот” на слоги.
Буратино: Кот (отхлопывает слоги).
Мальвина: Сколько раз ты хлопнул?
Буратино: Я хлопнул один раз, потому что в слове “кот” один слог.
Мальвина: Правильно. Расскажи скороговорку про кота по слогам, говори чётко, хорошо шевели губами.
Буратино: Ле – же – бо – ка ры – жий кот от – ле – жал се – бе жи – вот (закрывает лицо весёлой маской – рожицей).
Мальвина: Буратино, Вы ужасный шалун. Вы должны быть наказаны (опускает голову, расстроилась).
II. Сообщение цели занятия. Мимическая зарядка.
Логопед с детьми: Здесь живут Хмурилки? (лицо – недовольное, брови сведены)
Буратино с Мальвиной: Здесь живут Хмурилки (мимика – недовольная, брови сведены)
Дети: Здесь живут Дразнилки? (Дразнятся)
Буратино с Мальвиной: Здесь живут Дразнилки. (Дразнятся)
Дети: Здесь живут Смешилки? (улыбаются.)
Буратино с Мальвиной: Здесь живут Смешилки? ( улыбаются)
Дети: Здесь живут Страшилки? (показывают страшную рожицу)
Буратино с Мальвиной: Здесь живут Страшилки (показывают страшную рожицу)
Дети: И носики Бибки? (показывают кончик носа)
Буратино с Мальвиной: И носики Бибки (показывают кончик носа)
Дети: Где ваши улыбки? (Улыбаются, пальчики на щеках)
Буратино с Мальвиной: Вот наши улыбки (Улыбаются, пальчики на щеках)
Логопед и ребята: Здрав – ствуй – те, ре – бя – та (произносят по слогам, отхлопывают слоги).
Буратино и Мальвина: Здрав – ствуй – те (произносят по слогам, отхлопывают слоги).
Логопед: Ребята, вы узнали, кто вас приветствует?
Ребята: Буратино и Мальвина.
Логопед: (Слышится скороговорка “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь…”). Ребята, мы с вами в сказочной стране. Здесь живут скороговорки. Сегодня мы с вами встретимся со скороговорками, будем играть со словами и делить их на слоги. Поможет нам в этом волшебный клубочек. А сейчас:
III. Комплексная артикуляционная и пальчиковая разминка под фонограмму.
- дети делают вдох через нос – руки вытягивают ладонями вперёд,
выдох – тянут звук [О], руками рисуют круги;
– упражнение “Крокодил”:
открывают и закрывают рот – руки вытягивают вперёд с соединенными запястьями и разведёнными кистями;
– упражнение “Качели”:
поднимают и опускают язычок к верхней и нижней десне – кисти рук при этом поднимаются вверх и опускаются вниз;
– упражнение “Часики”:
руки ставят перед собой ладонями вперёд, пальцы прижаты друг к другу. Язык и кистирук выполняют движения вправо-влево;
– упражнение “Щёлканье”:
дети одновременно с щёлканьем языка поочередно сжимают и разжимают кулачки то правой, то левой руки;
– упражнение “Дятел” ( дД – дД – дД, ддД – ддД – ддД);
– проговаривание слоговых рядов (пальцы рук поочерёдно соединяются с большим пальцем):
ТВАМ – ТВОМ – ТВУМ – ТВЫМ
СКАМ – СКОМ – СКУМ - СКЫМ
КНАМ – КНОМ – КНУМ – КНЫМ
ПЛАМ – ПЛОМ – ПЛУМ – ПЛЫМ
ВТАМ – ВТОМ – ВТУМ - ВТЫМ
ТПАМ – ТПОМ – ТПУМ – ТПЫМ
ПНАМ – ПНОМ – ПНУМ – ПНЫМ
– угадывание нормативного слова (по картинкам)
МАСОВАР – САМОВАР
РАСАФАН – САРАФАН
НАНАНАСЫ – АНАНАСЫ
КОШОЛАД – ШОКОЛАД
ЧАШАК – ЧАШКА
ДЕВОРО – ДЕРЕВО
ГЕБЕМОТ – БЕГЕМОТ
ПИНИНО - ПИАНИНО
МАСОЛЁТ – САМОЛЁТ
ПУМЕЛЁТ – ПУЛЕМЁТ
IV. Ритмическая гимнастика “Белка” под музыку. Развитие чувства ритма, голосового диапазона.
Логопед: Какое красивое дерево, а кто в дупле?
Ребята: (дети проговаривают стишок и отстукивают скорлупками грецких орехов его ритм).
Влево, вправо, целый день,
Скок, скок, скок!
Прыгать белочке не лень,
Скок, скок, скок!
По деревьям скачет ловко,
Скок, скок, скок!
Щелкает орешки звонко,
Щелк, щелк, щелк!
V. Совершенствование звукослоговой структуры слова, координации речи и движений, формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда, закрепление представлений о схеме тела.
Логопед: У меня есть волшебный клубочек. Ой, куда он катится?
Ребята: К клумбе.
Логопед: Клумба волшебная, она запоминает все скороговорки, которые ей рассказывают. Вспомни скороговорку про Фому и Епифана, Семён. Говори чётко, хорошо шевели губами.
Семён: Фоме и Епифану обещали по кафтану,
А о Вавиле и вовсе забыли.
Логопед: Расскажи скороговорку про Греку, Лиза.
Лиза: Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Логопед: Послушаем Алю.
Аля: Цыплята просят проса,
Цыплятам на подносе
Выносит просо Фрося.
Все косы Фроси в просе.
Логопед: Расскажи про Полю, Ульяна.
Ульяна: В поле Поля – Полюшка
Полет поле полюшко.
Логопед: Буратино, Мальвина, а какие вы знаете скороговорки?
Мальвина: На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Буратино: Заяц косой сидит за осокой травой,
Видит косой, как девушка с косой косит траву косой.
Логопед: Гости волшебной страны не только рассказывают скороговорки, они ещё сажают на клумбу скороговорки. Посадим на клумбу скороговорку про Маланью – болтунью. Проговорим ее чётко, хорошо двигаем губами, чтобы клумба услышала все звуки и слоги.
Ребята: Маланья – болтунья молоко болтала, болтала, болтала, выболтала.
Логопед: Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?
Ребята: Звук [ Л].
Логопед: Прохлопаем скороговорку по слогам.
Дети: Ма – ла – нья бол – ту – нья мо – ло – ко бол – та – ла, бол – та – ла, бол – та – ла, вы – бол – та – ла.
Логопед: Посадим скороговорку по слогам слева направо левой ручкой, на каждый слог по одному цветку.
Ребёнок: Ма – ла – нья (на каждый слог сажает один цветок левой рукой слева направо, и так с каждым словом по очереди).
Логопед: Ещё раз вспомним, где левая и где правая рука. Выполним упражнение “Две руки”.
У меня есть две руки: правая и левая! (Хлопают в ладоши, показывают то правую, то левую руки)
Они очень сильные: и правая, и левая! (Сжимают и разжимают кулачки, затем показывают то правую, то левую руки)
Они очень дружные: и правая, и левая! (разводят пальчики в стороны и соединяют, затем показывают поочередно то правую, то левую руки)
Очень, очень нужные: и правая, и левая! (шевелят пальчиками, затем показывают поочередно то правую, то левую руки)
VI. Развитие диалогической и монологической речи, совершенствование звукослоговой структуры слова.
Мальвина: Ребята, мы хотим подарить вам игру, которую мы с Буратино сделали сами. На этой красивой коробке картинки со скороговорками и кружочками. Ведущий кидает кубик, считаем точки, 5 точек, на коробке ищем 5 кружочков, угадываем скороговорку по картинке и рассказываем. Выигрывает тот, кто знает все скороговорки и все звуки правильно произносит.
Буратино: Хотите поиграть? (Дети играют)
Мальвина: А вы знаете, что самым первым собирателем скороговорок был Владимир Даль. Он собрал скороговорки и записал их в книге “Пословицы русского народа” (показывает иллюстрации).
Логопед: Скороговорки тренируют язычок, чтобы он стал гибким, чтобы все звуки произносил правильно, чтобы в школу вы пошли с чистой речью.
VII. Развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления, чувства ритма.
Логопед: А теперь вставайте друг за другом. Сейчас я загадаю имя одного из вас, задам ритм слова по спине Ульяны, Ульяна отстучит этот ритм по спине Семёна, Семён передаст этот ритм Максиму и т. д. Первый в строю прохлопает этот ритм в ладоши. Затем все прохлопаем ритм и угадаем слово с этим ритмом (Бу-ра-ти-но).
Логопед: Молодцы, ребята, верно угадали.
VIII. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед: Ребята, волшебный клубочек просится в пальчиковый бассейн. Опустите руки в бассейн и нащупайте то, что вам очень понравится (дети вытаскивают из бассейна мешочек с подарками).
Логопед: Ребята, здесь подарки, их приготовили вам жители страны скороговорок. Этот сувенир тебе, Семён, ты сегодня был очень внимательный и следил за своей речью. Аля, этот сувенир тебе, чётко произнесла все звуки в скороговорке. Лиза, этот сувенир тебе, ты все слова правильно делила на слоги. Ульяна, этот сувенир тебе, ты громко проговорила скороговорку, ни разу не ошиблась. Вы молодцы.
А эти подарки вам, Буратино, Мальвина. Спасибо вам, что сегодня были с нами, спасибо за чудесную игру, спасибо клубочку за интересное путешествие, мы вас очень любим (получают сувениры, благодарят).
Логопед: Наше путешествие в волшебную страну скороговорок подходит к концу. Попрощаемся с нашими любимыми сказочными героями.
Ребята: До сви – да – ни – я, до ско – рой встре – чи (произносят по слогам, отхлопывают каждый слог).
Буратино и Мальвина: До сви – да – ни – я, е – щё у – ви – дим – ся (произносят по слогам, отхлопывают каждый слог).
Желаем успеха!