Факультативный курс Речевой этикет


Общеобразовательная организация
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
ООМКОУ СОШ с.Новогромово ООМКОУ СОШ с.Новогромово
_________/____________/ ____________/М.Г.Липин/
Ф.И.О.
Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ от _________№ ____
Рабочая программа педагога
Путиловой О.В, учителя
1 квалификационной категории
по внеурочной деятельности «Речевой этикет», 8 класс


Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от _________ №_____

с. Новогромово
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка…………………………………………………….3
1.2 Предполагаемые результаты ………………………..4
2 Содержательный раздел
2.1Содержание занятий…………………………………5
2.2 Календарно-тематическое планирование…………..6
2.3Список литературы……………………………………9

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Один из важнейших элементов человеческой культуры – это речевой этикет. Вместе с тем ни один предмет школьной программы не ставит своей целью обучение ребенка нормам речевого этикета и всеми нормами литературного языка.
Современные выпускники, отягощённые конкретными знаниями, часто теряет способность правильно общаться, терпит неудачу в речевых опытах. Несмотря на определённую сумму знаний, на имеющийся опыт владения коммуникативными умениями, они часто создают бесполезные творческие работы, не могут построить правильно ответ.
Очень важно, из чего складывается культура речи в целом, что значит «говорить правильно», как работать над улучшением своей речи, на что следует обратить внимание в первую очередь.
Данный курс предполагает поэтапное постижение тайн речевого мастерства. Учащиеся получают представление об этикете как об одном из способов общения, об особенностях устной речи, о многообразии элементов этикета в зависимости от условий общения.
Цель курса:
обучение школьников современным нормам русского речевого этикета, незатруднённому и целесообразному владению языком в разнообразных жизненных ситуациях.
Задача курса:
научить детей нормам речевой этики, вежливости речи через систему правил поведения, принятых в обществе.
1.2 Планируемые результаты:
-учащиеся научатся правильно использовать и применять этикетные формулы; пользоваться «языком внешнего вида», умению вести себя в разных ситуациях общения;овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т. д. Формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.).
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Таким образом, речевой этикет, как часть филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению: владение системой этикета, видение в общении нарушение этикетных норм, оценивание ситуаций и действий в них людей.
2. Содержательный раздел
2.1Содержание курса
1 урок.
Введение. «Что такое этикет».
Знакомство с содержанием курса. Постановка целей и задач.
Речевая этика как важнейший элемент человеческой культуры.
Речевые проблемы говорящих в различных ситуациях.
Соотношение терминов: культура речи, красноречие, речеведение.
Связь с психологией и социологией.
2 урок.
Особенности устной речи.
Физическая природа устной речи. Первичность звучащей речи.
Правильность как основное качество хорошей речи. Понятие нормы и ошибки. Выразительность (особенности речи, привлекающие внимание слушателей).
3 урок.
Учись говорить и слушать.
Понятие «чистота речи». Коммуникативное качество речи». Нормы употребления слов. Дикция. Тембр голоса. Громкость голоса. Интонация. Логическое ударение.
Нормы произношения. Как работать над улучшением своей речи.
4 урок.
Вежливость – главный способ применения этикетных знаний.
Этикетные правила приличия. Особенности вежливого поведения. Современные правила русского речевого поведения важнейших этикетных ситуаций. Культура поведения.
5 урок.
Этикетные формулы – помощники общения.
История этикетных формул. Жанры речевого этикета. Знакомство, встреча, прощание, поздравление, извинение, соболезнование.
Значение этикета для поддержания престижа личности.
6 урок.
Знакомство с обращениями.
«Ты» и «Вы» в обращении. Варианты обращений к родственникам, к взрослым, к сверстникам, к официальным лицам.
Интонация в обращении. Обращения – индексы, обращения – регуляторы, выражающие определённые обращения: дружеские, фамильярные, почтительные.
Этикетное значение обращений в письме, поздравительной открытке.
7 урок.
Будем талантливыми собеседниками.
Основные правила беседы: быть доброжелательным, выбирать нужный тон, подбирать необходимые слова.
Этикетные монологи и диалоги.
Внешний облик – важнейший фактор этикетного поведения (мимика, жесты).
8 урок.
Заключительное занятие «Проверь себя».
2.2 Календарно - тематическое планирование
Тема и содержание разделов колич.
часов
(всего) колич.
теорит.
практ. Умения и навыки дата
1 Вводный урок
«Что такое этикет»
Понятие об этикете; указать роль этикета в общении, его связь с психологией и социологией. 1 1-
теорет. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; формировать коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со свертниками, взрослыми в различных видах деятельности. 2 Особенности устной речи.
Понятие о правильной речи, нормы произношения и ударения. 2
1-
теорит.
1-практ.
– осознавать роль речи в жизни людей;
умения оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения. 3 Учись говорить и слушать

Понятие о говорении и слушании как основных формах речевой деятельности; важность этих умений для успешного общения. 2
1-
теорит.
1-
практ.
распознавать и вести этикетный диалог;
оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации 4 Вежливость – главный способ применения этикетных знаний.
Вежливость – главный фактор общения; примерах применение этих знаний в различных жизненных ситуациях. 2
1-
теорит.
1-
практ.
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих. 5 Этикетные формулы – помощники общения Формулы речевого этикета, его жанровые виды, правила общения по телефону. 2
1-
теорит.
1-п
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения 6 Знакомимся с обращениями.
Различные виды обращений.
Правильно обращения к официальному лицу, к учителю, родителям, друзьям, сверстникам. 2
1-т
1-п продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.). 7 Будем талантливыми собеседникам.
Особенности ораторской речи; облик говорящего, мимика, жесты, умение стоять, сидеть, вести разговор. 2
1-т
1-п
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях. 8 Учимся спорить и доказывать.

Спорить по правилам, доказывать свою позицию. 2
1-т
1-п
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку. 9 Защита творческих работ.

Показать умение выступать перед аудиторией, защищать творческие проекты, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения 2 2-п
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 10 Заключительное занятие.
Подведение итогов курса. 1 1-п излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку. Итого: 18ч. 8-теор.
10-практ. \s
Общеобразовательная организация
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
ООМКОУ СОШ с.Новогромово ООМКОУ СОШ с.Новогромово
_________/____________/ ____________/М.Г.Липин/
Ф.И.О.
Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ от _________№ ____
Рабочая программа педагога
Путиловой О.В, учителя
1 квалификационной категории
по внеурочной деятельности «Речевой этикет», 8 класс


Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от _________ №_____

с. Новогромово
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка…………………………………………………….3
1.2 Предполагаемые результаты ………………………..4
2 Содержательный раздел
2.1Содержание занятий…………………………………5
2.2 Календарно-тематическое планирование…………..6
2.3Список литературы……………………………………9

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Один из важнейших элементов человеческой культуры – это речевой этикет. Вместе с тем ни один предмет школьной программы не ставит своей целью обучение ребенка нормам речевого этикета и всеми нормами литературного языка.
Современные выпускники, отягощённые конкретными знаниями, часто теряет способность правильно общаться, терпит неудачу в речевых опытах. Несмотря на определённую сумму знаний, на имеющийся опыт владения коммуникативными умениями, они часто создают бесполезные творческие работы, не могут построить правильно ответ.
Очень важно, из чего складывается культура речи в целом, что значит «говорить правильно», как работать над улучшением своей речи, на что следует обратить внимание в первую очередь.
Данный курс предполагает поэтапное постижение тайн речевого мастерства. Учащиеся получают представление об этикете как об одном из способов общения, об особенностях устной речи, о многообразии элементов этикета в зависимости от условий общения.
Цель курса:
обучение школьников современным нормам русского речевого этикета, незатруднённому и целесообразному владению языком в разнообразных жизненных ситуациях.
Задача курса:
научить детей нормам речевой этики, вежливости речи через систему правил поведения, принятых в обществе.
1.2 Планируемые результаты:
-учащиеся научатся правильно использовать и применять этикетные формулы; пользоваться «языком внешнего вида», умению вести себя в разных ситуациях общения;овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т. д. Формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.).
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Таким образом, речевой этикет, как часть филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению: владение системой этикета, видение в общении нарушение этикетных норм, оценивание ситуаций и действий в них людей.
2. Содержательный раздел
2.1Содержание курса
1 урок.
Введение. «Что такое этикет».
Знакомство с содержанием курса. Постановка целей и задач.
Речевая этика как важнейший элемент человеческой культуры.
Речевые проблемы говорящих в различных ситуациях.
Соотношение терминов: культура речи, красноречие, речеведение.
Связь с психологией и социологией.
2 урок.
Особенности устной речи.
Физическая природа устной речи. Первичность звучащей речи.
Правильность как основное качество хорошей речи. Понятие нормы и ошибки. Выразительность (особенности речи, привлекающие внимание слушателей).
3 урок.
Учись говорить и слушать.
Понятие «чистота речи». Коммуникативное качество речи». Нормы употребления слов. Дикция. Тембр голоса. Громкость голоса. Интонация. Логическое ударение.
Нормы произношения. Как работать над улучшением своей речи.
4 урок.
Вежливость – главный способ применения этикетных знаний.
Этикетные правила приличия. Особенности вежливого поведения. Современные правила русского речевого поведения важнейших этикетных ситуаций. Культура поведения.
5 урок.
Этикетные формулы – помощники общения.
История этикетных формул. Жанры речевого этикета. Знакомство, встреча, прощание, поздравление, извинение, соболезнование.
Значение этикета для поддержания престижа личности.
6 урок.
Знакомство с обращениями.
«Ты» и «Вы» в обращении. Варианты обращений к родственникам, к взрослым, к сверстникам, к официальным лицам.
Интонация в обращении. Обращения – индексы, обращения – регуляторы, выражающие определённые обращения: дружеские, фамильярные, почтительные.
Этикетное значение обращений в письме, поздравительной открытке.
7 урок.
Будем талантливыми собеседниками.
Основные правила беседы: быть доброжелательным, выбирать нужный тон, подбирать необходимые слова.
Этикетные монологи и диалоги.
Внешний облик – важнейший фактор этикетного поведения (мимика, жесты).
8 урок.
Заключительное занятие «Проверь себя».
2.2 Календарно - тематическое планирование
Тема и содержание разделов колич.
часов
(всего) колич.
теорит.
практ. Умения и навыки дата
1 Вводный урок
«Что такое этикет»
Понятие об этикете; указать роль этикета в общении, его связь с психологией и социологией. 1 1-
теорет. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; формировать коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со свертниками, взрослыми в различных видах деятельности. 2 Особенности устной речи.
Понятие о правильной речи, нормы произношения и ударения. 2
1-
теорит.
1-практ.
– осознавать роль речи в жизни людей;
умения оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения. 3 Учись говорить и слушать

Понятие о говорении и слушании как основных формах речевой деятельности; важность этих умений для успешного общения. 2
1-
теорит.
1-
практ.
распознавать и вести этикетный диалог;
оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации 4 Вежливость – главный способ применения этикетных знаний.
Вежливость – главный фактор общения; примерах применение этих знаний в различных жизненных ситуациях. 2
1-
теорит.
1-
практ.
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих. 5 Этикетные формулы – помощники общения Формулы речевого этикета, его жанровые виды, правила общения по телефону. 2
1-
теорит.
1-п
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения 6 Знакомимся с обращениями.
Различные виды обращений.
Правильно обращения к официальному лицу, к учителю, родителям, друзьям, сверстникам. 2
1-т
1-п продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.). 7 Будем талантливыми собеседникам.
Особенности ораторской речи; облик говорящего, мимика, жесты, умение стоять, сидеть, вести разговор. 2
1-т
1-п
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях. 8 Учимся спорить и доказывать.

Спорить по правилам, доказывать свою позицию. 2
1-т
1-п
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку. 9 Защита творческих работ.

Показать умение выступать перед аудиторией, защищать творческие проекты, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения 2 2-п
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 10 Заключительное занятие.
Подведение итогов курса. 1 1-п излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку. Итого: 18ч. 8-теор.
10-практ. \s