Конспект урока Лингвистический анализ стихотворения Утёс М.Ю.Лермонтова


Тема: Лингвистический анализ стихотворения «Утёс» М.Ю.Лермонтова.
Цель:
продолжить знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова;
отработать приемы лингвистического анализа на основе целостного восприятия.
Задачи:
определить основную тему творчества М.Ю.Лермонтова
уметь находить и правильно определять в тексте средства художественной выразительности
закрепить знание учащихся о тропах и помочь усвоить новые понятия.
Развивать навыки осознанного выразительного чтения.
Оборудование: фонохрестоматия, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Слово учителя.
Известно, что художественное произведение это диалог писателя и читателя, а чтение произведения- это общение с писателем, с его героями. Успех общения зависит от того, каков читатель, умеет ли он чувствовать слово, умеет ли он войти в диалог с текстом, есть ли у него «чувство языка» , способен ли он оценить произведение литературы как искусства слова. Чтобы понять художественное произведение и оценить по достоинству. Надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять какие языковые средства в нем употребляются и с какой целью.
Постановка вопроса.
Мы уже говорили о М.Ю.Лермонтове в 5 и 6 классах и сейчас мы попытаемся определить какая тема в его творчестве является основной (проблемный вопрос)
На интерактивной доске выводится 4 отрывка из стихотворений
1)Выхожу один я на дорогу…..
2)Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
3) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна..
4) Один я в тишине ночной;
Свеча сгоревшая трещит…
Ученики дают ответ – главный мотив (тема) лирики М.Ю.Лермонтова- одиночество.
А как вы думаете почему именно тема одиночества становится главной темой лирики поэта? (ответ: рассказ о детстве поэта).
Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Утёс». Знакомство с любым художественным текстом мы начинаем с истории создания.
Стихотворение «Утёс» относится к последним произведениям М.Ю.Лермонтова: оно было написанном в 1841г., за несколько недель до своей гибели. А впервые опубликовано в 1843г. В журнале «Отечественные записки».
(Прослушивание аудиозаписи. Ученики должны внимательно следить за интонацией и ударением).
Проведем словарную работу и выясним что же такое утёс.( Утёс — обособленно расположенная большая каменная гряда, синоним слова «скала»)
Работа с текстом.
Сколько в стихотворении строф? (две) Какую из них читать труднее и почему?
(Вторую строфу читать сложнее: строки получаются рваными, появляется точка внутри строфы, замедляется ритм стихотворения; нет легкости, которая была в первой строфе).
Какие события происходят во второй строфе? Почему так меняется настроение стихотворения?
(Вторая строфа начинается с противительного союза «но», который как раз и вводит нас в абсолютно противоположный эмоциональный полюс и тем самым определяет трагическое звучание стиха. Используя антитезу, добивается смены настроения и подчеркивает мотив одиночества. Утёс остаётся один, туча покинула его, и он страдает «тяжелые раздумья» - эпитет ; «задумался глубоко»- инверсия; он плачет, он постарел за одну ночь («старого»- эпитет) ; появились морщины – метафора; читателю очень жаль его.
Сколько в стихотворении законченных предложений? Как они располагаются?
(Мы видим только два законченных предложений- именно в конце них стоят точки. Первое предложение начинается в первой строфе, а заканчивается во второй. Тучка исчезла, но оставила след после себя, память о себе; оставила утёсу часть себя – «влажный след»).
Какими были герои в первой строфе, когда их было двое, когда они были вместе? Какими вы их себе представляете?
(Тучка- веселая, молодая, игривая, беззаботная, скорее всего красивая, т.к есть эпитет «золотая»; утес- великан, кажется, что старше и мудрее, но он привязан к одному месту и не может броситься в погоню за тучкой).
В первой строфе есть зрительные и цветовые образы: «золотая», «лазурь». Почему их нет во второй строфе?
(Когда расстаёшься с близким, с тем, кому был сильно привязан, мир вокруг меняется, словно тускнеет и краски блекнут).
Почему во второй строфе появляется образ пустыни?
(Вряд ли это имеет отношение к географическому термину, скорее это указание на душевную пустоту ).
Как вам кажется, почему автор выбирает образ тучки? Возможно логичнее было бы написать про облако: именно оно ассоциируется с легкостью, подвижностью. Золотой цвет также скорее подходит облаку, чем тучке.
(Облако – существительное ср. рода, а автору важно показать человеческие взаимоотношения, где есть он(Утёс) и она (тучка) ).
А если это действительно так, и Лермонтов показывает нам человеческие взаимоотношения, то кем они могут приходиться друг другу? Что их может связывать?
(Это могут быть и влюблённые мужчина и женщина; это могут быть родственники. Они любят друг друга, и одному из них разлука дается очень тяжело.)
Определим вид рифмы( женская-ударение падает на предпоследний слог строки, мужская- ударение падает на последний слог) ; рифмовки (парная, перекрестная, опоясывающая). Случайно ли они использованы в данном стихотворении?
(Рифмовка опоясывающая, или кольцевая, напоминает объятия. Сначала тучка была в объятиях утеса, пусть и недолго, всего одну ночь. А теперь он один, объят горем. Поэт будто хочет сказать нам, что сильная привязанность приносит страдания. Страдает тот, кто сильнее любит.
Рифма женская: во всех строчках ударными оказываются предпоследние слоги. Строки звучат мягко, создается особая атмосфера внешней тишины, покоя. Утес задумался и плачет. Мужественный и стойкий он страдает молча.)
Подведем итоги. О чем заставляет задуматься нас это стихотворение? Какой урок преподносит нам автор?
(Стихотворение «Утёс», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, уметь жить в ладу с самим собой и окружающим миром.)
Один из лермонтоведов И.Андроников сказал о поэте так: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, благородного, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом». В одном этом высказывании ученого мы смогли увидеть там много красочных определений, такой является и лирика М.Ю.Лермонтова- яркой, многогранной, удивительно красочной. Надеюсь, что вы смогли сами убедиться в этом на примере стихотворения «Утёс».
Саморефлексия.
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Всё ли вам понравилось в вашей работе над стихотворением «Утёс»?
Домашнее задание.
Подобрать по 2-3 высказывания на тему одиночества ; прочитать в учебнике историю создания стихотворения «Утёс», повторить теорию.