Проектный метод как средство воспитания в условиях реализации ФГОС
2016-2017Проектный метод как средство воспитания в условиях реализации ФГОСпрезентацию подготовила учитель начальных классов ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»Диволовская Е.Ю.
«Знания становятся убеждениями при том условии, если ученик использует их для приобретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения ответа на многочисленные вопросы…»В.А. Сухомлинский
Актуальность научить организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; научить объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость; научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию; научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.) – сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям; сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества; подготовиться к профессиональному выбору, т.е. научиться ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях, сформировать знания и умения, имеющие значение для обучения в профессиональном учебном заведении.
Проектные технологии дают возможность: Формировать информационную компетентность. У большинства современных школьников избыточная информация не превращается в системное осмысленное знание. Утвердить деятельностный подход в обучении. В этом случае ученик переходит от пассивного получения готовых отчужденных знаний к созданию собственного образовательного продукта.Создать условия для внедрения в педагогический процесс индивидуальных образовательных траекторий.Обеспечить практико-ориентированное обучение. Выпускник современной школы заинтересован в получении именно практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.Формировать коммуникативные компетентности (межличностное общение, общение с помощью электронных средств связи и т.д.).
Проектная деятельность обеспечивает формирование УУД:Личностных УУД:Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; Воспитание целеустремлённости и настойчивости;Коммуникативных УУД:Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения Регулятивных УУД:Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени.Познавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Типы проектов:Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата.Творческие проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, стенгазета, бюллетень, журнал, альманах, компьютерная презентация и т.д.).
Основные этапы работы над проектом:Выявление и анализ проблемы и вытекающих из нее задач.Определение целей и задач проекта.Выдвижение гипотезы их решения. Выбор форм, методов и средств реализации выбранного проекта.Обсуждение способов оформления конечных результатов.Сбор, систематизация и анализ необходимой информации.Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентация полученных результатов.
Перспективы проектной деятельностиРабота над проектом способствует повышению степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности обучающихся, организации сотрудничества педагога и учеников, учеников между собой, развивает их творческую активность. Проектная деятельность позволяет реализовать главную цель стандартов второго поколения – «научить детей учиться» самостоятельно, используя различные источники информации.
Спасибо за внимание!