Поисковая исследовательская работа, как одно из средств реализации программы развития образования


Поисковая исследовательская работа, как одно из средств реализации программы развития образования
Активное участие хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе –
шаг к процветанию Казахстана.
Последнее послание Президента РК и Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы поставили перед всей системой образования нашей страны новые задачи для выхода Казахстана на мировой уровень. На одной из коллегии МОН РК глава ведомства Б.Т. Жумагулов отметил: «Мы сейчас продумываем, как нужно выстраивать вертикаль качества образования, принятую в лучшей мировой практике. Но это очень не простой вопрос, и его нужно срочно проработать. …..
Глава государства Н.А. Назарбаев акцентирует внимание на чрезмерном количестве ВУЗов, несопоставимом с мировой практикой. …По остепененности ППС в исследовательском университете устанавливается планка 80%, когда даже в КазНУ им. Аль-Фараби она не достигает 70%, в других вузах еще меньше. Так мы ни один университет не сможем сделать исследовательским».
Понятно, что, имея богатые природные ресурсы, для решительного шага вперед нашей стране необходим научно-технический прогресс.
В связи с этим, перед школьным образованием стоит задача в ближайшем десятилетии обеспечить высокий уровень преподавания естественных наук, преимущественно химической, и так организовать образовательный процесс, чтобы он способствовал творческому и интеллектуальному саморазвитию, как отдельных школьников, так и всего ученического коллектива.
Современная казахстанская школа должна быть «кузницей» самостоятельных творческих личностей с хорошими исследовательскими навыками. Эту задачу поможет решить использование инновационного подхода в образовательном процессе. А именно использование одной из перспективных и современных технологий – проектной технологии. Используя ее, можно наиболее эффективно решить задачи, стоящие перед системой образования в связи с новыми реформами. Ведь умение работать с научной литературой, увидеть проблему в окружающем мире и наметить пути ее решения, анализировать полученные результаты и делать выводы, длительное время заниматься изучением выбранного направления, четко, грамотно и последовательно выступать с докладом перед аудиторией – это особенности развития творческой личности.
Благодаря экспериментальной направленности химической науки, повысить интерес к ее изучению мне помогает организация целенаправленной исследовательской деятельности среди учеников.
На протяжении последних двух лет учащиеся 8-9 классов – члены НОУ «Геродот» нашей школы работали над интересными проектами по химии: «Сколько витамина С в яблоке?», «Строительные материалы», «Изучение щелочности мыла и его получение» и «Качественный хлеб – наше здоровье». Остановлюсь подробнее на последнем. Причина, которая побудила ученицу 9 класса написать это проект, является проблема здорового питания. А самый востребованный продукт питания – это хлеб. Целью данной работы является изучение качества хлеба, наиболее употребляемого в нашем селе. Объектом исследования является хлеб. Он относится к пищевым продуктам, потребление которого существенно влияет на функционирование организма. Поэтому обеспечение качества продуктов питания для жизни и здоровья потребителей имеет особое значение.
Этапы проекта:
Выявить, какой хлеб наиболее употребим в селе Карасу.
Определить кислотность хлеба методом щелочного титрования.
Сравнить результат исследования с нормативами.
В работе проанализированы и представлены некоторые теоретические материалы о хлебе и показателях его качества. Особое внимание уделено физико-химическому показателю доброкачественности хлеба – кислотности. Приведены нормативные показатели качества хлеба.
На первом этапе работы методом опроса жителей определен наиболее употребляемый хлеб в нашем селе. В опросе участвовало 103 человека. Выявлено, что 61% населения употребляют пшеничный хлеб первого сорта с магазина «Маршал ».
На втором этапе исследовано качество этого хлеба по органолептике (внешнему виду) и кислотности. Показатель кислотности хлеба характеризует качество изделия с вкусовой и гигиенической стороны. По этому показателю можно судить о качестве продукта, так как кислотность обусловлена наличием органических веществ, которые образуются в результате спиртового и молочнокислого брожения в тесте. Для каждого хлебобулочного изделия существует своя норма кислотности. Способ измерения кислотности основан на определении кислот в водной вытяжке анализируемого образца с помощью щелочного титрования, т.е. реакции нейтрализации. В результате обработки данных опыта степень кислотности исследуемого хлеба составила 3 градуса.
На третьем этапе был проведен сравнительный анализ кислотности исследуемого хлеба (таблица 1).
Из таблицы видно, что результат находится в интервале допустимой нормы – от 2,5 до 4,0 градусов. Значит, испытуемый хлеб является качественным.
Таблица 1
Наименование показателей
Обнаруженный показатель
Обнаруженный показатель в лабор. СЭС
Нормативные показатели
Органолептика
Свойственная
Свойственная
Кислотность
3 2,7 2,5-4,0
Для подтверждения результата анализа образец того же хлеба был отправлен в лабораторию СЭС г. Державинска. По протоколу лаборатории СЭС кислотность хлеба равна 2,7 градусов и органолептика – свойственная. При проведении анализа предполагается, что основными источниками погрешностей были: неточность измерения лабораторными весами и отсутствие дистиллированной воды. Установлено, что показатели кислотности и органолептики действительно соответствуют нормативным показателям. Это значит, что хлеб, употребляемый в нашем селе, качественный.
В ходе выполнения проекта было обнаружено, что кислотность хлеба зависит от рецептуры, качества сырья, способов и режимов приготовления теста, различных добавок. А также, оказывается, в хлебе низкое содержание минеральных веществ. Поэтому работа направлена на дальнейшее исследование минеральных веществ в составе хлеба и их повышение. Также установление взаимосвязи между качеством сырья и способами приготовления хлеба.
Выполнение таких исследовательских проектов позволяет учащимся более глубоко разбираться в причинах различных явлений, более продуктивно работать, убедительно отстаивать свою точку зрения, понимать и признавать свои ошибки, развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности. Это все преимущественно позволит ориентировать членов научного общества на химические специальности и дельнейшее изучение химии в вузе. Именно в таких личностях сейчас нуждается наше государство.