Разработка урока по истории на тему Греческий полис
Тема: «Возникновение Греческого полиса»
5 класс
Цели:
подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;
обеспечить усвоение понятий «полис», «акрополь», «агора», «великая колонизация», «амфора», «аристократия», «тиран», «Демос»;Тип урока – комбинированный урок
Ход урока
Организационный момент
Начинаем мы урок,
Пусть для всех он будет в прок.
Приветствие, прорверка готовности учащихся к уроку.
Проверка знаний учащихся
Учитель: Итак, вам предлагается выполнить несколько заданий на повторение ( по теме: религия древних греков
1тест
Юная богиня красоты и любви?
а) Гера
Б) Афина
В) Афродита
2. Чудовища с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?
А) Цербер
Б) Минотавр
В) Приам
3. Царь города Трои?
А) Гектор
Б) Минос
В) Приам
4. Каким морями омывается территория Греции?
А) Ионическим и Эгейским морями
Б) Красным и желтым морями
В) балтийским и Северным морями
5. Кто из богов-титанов передал людям небесный огонь?
А) Зевс
Б) Гермес
В) Прометей
6. Огромный дворец с множеством комнат и запутанных коридоров?
А) замок
Б) пирамида
В) лабиринт
7.Дочь Зевса, богиня мудрости и защитница городов?
А) Афродита
Б) Афина
В) Ника
8.Брат Зевса, бог подземного царства мертвых?
А) Прометей
Б) Посейдон В) Аид
9.Что приносили богам в жертву в особо важных случаях?
А) вино
Б) животных
В) мед и молоко
10.Назовите самый знаменитый храм в Древней Греции
А) храм Зевса
Б) храм афродитыВ) храм Посейдона
Рассказ учителя.
Физминутка. Полет в Древнюю Грецию
Изучение новой темы.
Озвучивается тема и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Рассказ учителя.
После Дорийского завоевания греки фактически с самого начала начали восстанавливать свой мир, который был разрушен. Греки потеряли не только все свои внешние торговые связи, культуру и искусство, они стояли на пороге худшего – стала забываться письменность.
Деление учащихся на группы:
1 группа – п.1 параграфа 5 учебника.
Как изменилась жизнь древних греков с распространением железа?
2 группа – п.2 параграфа 5 учебника
Рассказать о возникновении и устройстве греческих полисов.
Слайд – презентация
Самыми крупными полисами Греции были Афины, Спарта и Милеет.
3 группа – п.2 параграфа 5 учебника
Назвать права граждан греческих полисов и иноземцев.
4 группа – работа с текстом исторического документа
Рассказать об устройстве войска и борьбе между богатыми и бедными.
Работа учащихся в группах. Обсуждение материала.
Аристотель. Афинский полис
(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин)
...В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные люди : находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками и обрабатывали поля богачей.
….Вся же вообще земля в руках олигархов. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы можно было увести в кабалу и их самих, и детей...
..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.
В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, то простой народ восстал против богатых.
_____________________________________________________
4. Беседа по вопросам к документу.
Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)
Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, где есть самые богатые и знатные люди.)
Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)
За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)
Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату?(Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)
Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли то есть не имел собственности и прав тоже.)
К чему могло привести такое положение простых людей? (Hapoд восстал против знатных...)
Работа учащихся в тетрадях.
Возвращение на родину (полет под музыку на виртуальном самолете)
Итог урока.
Меняется все в наш век перемен,
Меняется звук, меняется слог.
Казалось изучено все,
Но выйди за дверь –
Как много вокруг неизвестных,
забытых дорог….
Домашнее задание. & 5, вопросы
Аристотель. Афинский полис
(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин)
...В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные люди : находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками и обрабатывали поля богачей.
….Вся же вообще земля в руках олигархов. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы можно было увести в кабалу и их самих, и детей...
..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.
В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, то простой народ восстал против богатых.