Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок и предлогов (3 класс)


РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Дата: 19.12.2016г.
Тема урока: Правописание приставок и предлогов
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Развивать умение распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте, правильно писать приставки и предлоги.
Задачи урока:
Учить:
- различать приставку и предлог на письме;
- группировать орфограммы по типу орфограммы.
Развивать:
- орфографическую зоркость;
- развивать фонематический слух;
- умение сотрудничать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать:
- аккуратность;
- культуру поведения.
Планируемые результаты:
Предметные: различать приставку и предлог, писать слова с приставками и предлогами.
Метапредметные:
познавательные: Самостоятельно находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других.
регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Личностные: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Оборудование: Учебник «Русский язык», ч.1, 3 класс, В.П. Канакина. Рабочая тетрадь, ч.1, 3 класс, В.П. Канакина. Карточки для словарной работы. Карточки для самостоятельной работы. Листочки для рефлексии.
Ход урока
Этапы Содержание урока Примечание
I
Организационный момент
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку II
1. Актуализация познавательной деятельности
Словарная работа. Работа в парах сменного состава
- Ребята, поиграем в игру «Ручеёк». Итак, правила игры: у каждого ученика есть карточка со словами. Ученики справа от меня сидят на месте, а дети слева от меня по сигналу подсаживаются к этим ребятам и ищут себе пару.
- По какому принципу искали пару? (Чтобы получилось словосочетание)
слез с б..рёзы
наклеил на р..сунокдоехал до гор..да
впустил в комн..ту
изгнал из кв..ртирыотплыл от бер..га
постучал по дер..вуподсунул под меб..ль
зашёл за д..ревнюпропел про р..машкунадписал над к..мпьют..ром
Дети читают свои получившиеся словосочетания, вставляют нужную букву
II Постановка цели урока
- Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева – глаголы, справа – существительные с предлогами)
- Выделите у глаголов приставки?
- В чём сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании?
- Сформулируйте тему урока. (правописание предлогов и приставок со словами)
- Какие задачи поставим перед собой на этом уроке? (как отличить приставку и предлог)
- Обратите внимание на место предлога в словосочетаниях.
- Попробуйте сделать вывод. (Предлоги никогда не стоят перед глаголом) III
Изучение нового материала
На доске: (в)зяли (в)ход
(в)дом
(в)летит
- Как найти слово с приставкой? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
- Найдите: слова с приставкой и назовите эту приставку (вход, влетел); слово, где «в» входит в корень (взяли); слово с предлогом (в дом)- Как вы определили, что в слове «взяли» нет приставки? (Надо определить лексическое значение слова или воспользоваться правилом «как найти приставку в слове»)
- Итак, на минутках чистописания отрабатываем написание буквы В, в. Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой в. (согласный, парный, звонкий)
- Докажите, что «в дом» «в» – предлог?
- Попробуем между «в» и «дом» поставить слово «большой». Если слово вставится, то «в» – приставка. (в (большой) дом, слово вставили, значит «в» предлог и пишется отдельно)
- Составим алгоритм по которому будем определять приставку и предлог (см. под конспектом). взяли
вход
в «большой» дом
влетит
Слайд 2
IV Первичное закрепление изученного материала
- Откройте тетрадочки, запишите число и «Классная работа».
- Выполним упр. 259 на стр. 132 в тетради. Учебник, стр. 132, упр. 259
V Физкультминутка
На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)
До угла доехали.
Сели на машину, (Бег на месте.)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)
Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
На реке – пароход. (Хлопаем в ладоши.)
Пароходом ехали,
До горы доехали. (Шагаем на месте.)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
И мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)
-У-у-Ф.
(И.Токмакова)
- Какие слова услышали с приставками; предлогами. VI Самостоятельная работа
- На карточках записаны 3 задания, подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться, и выполните его.
1. Списать. Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги.
Лодка отплыла от берега. Мальчик нашел на дороге монетку. Солнце зашло за тучу. Всадник слез с коня. По дорожкам сада побежали ручейки.
2. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
(В)бежал (в)норку, (с)бросил (с)крыши, (за)шло (за) тучу, (по)ехали (по) дороге, (во)шел (во) двор, (под)прыгнул (под)потолок.
3. Списать, подставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги.
…горы ..бежал поток проворный. ...ехали ребята кататься …катере …озеру. Катер …плыл …берега. Солнце …шло .. .тучу. …берегу ребятишки ..брали красивых камне Вместо карточек, стр. 131, упр. 258 –
самостоятельно
VII Итог урока. Рефлексия
- Понравился ли вам урок. Как будем писать предлоги и приставки?
- Что вы усвоили после изучения новой темы? На листочке нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой нарисуйте солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.
На листочке:
испытываю затруднения;
усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

3
2
1
Проводится с опорой на таблицы
VIII Домашнее задание
- Правила выучить на стр. 132 и выполнить упр. 260. И в «Рабочей тетради», упр. 180, с. 73.