Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок и предлогов ( 3 класс)


Технологическая карта урока
Учитель: Лапшина Ольга Николаевна
МБОУ «Школа №144»
Класс: 3
Предметная область: русский язык, УМК «Школа России»
Тема урока «Правописание предлогов и приставок »
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области « Русский язык» по теме «Правописание предлогов и приставок», : способствовать умению различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Личностные умения
Проявлять интерес к изучению темы
Творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием.
Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения
раскрывать смысл правила о написании предлогов и приставок в слове и обосновывать свое мнение
Регулятивные умения
Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
Ориентироваться в разных способах выполнения задания;
Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения
Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров
Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
Предметные умения
Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.
Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки.
Различать приставочный способ словообразования и изменение формы слова при помощи предлогов.
Основные понятия: предлог, приставка.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Ресурсы:
основные: учебник «Русский язык» 3 класс.
Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Организация учебного пространства: работа с классом, групповая и индивидуальная.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты УУД
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Давайте узнаем, какие же открытия нам предстоит сегодня сделать.
Вступают в диалог с учителем. Уметь слушать и понимать речь других Коммуникативные: слушать и понимать речь других
2. Актуализация знаний.
3. Формирование проблемы, планирование деятельности. Организует работу в группах.
Повторим правила работы в группе.
1.Слушать внимательно соседа.
2.Терпимо относится к другому мнению
Оценивать свою работу мы будем смайликами.
Если справились, смайлик улыбается, если считаете, что не всё удалось он серьёзный, если считаете, что многое не получилось, тогда он будет грустным.
Задание 1.
Ребята найдите взглядом того, с кем у вас назначена встреча на 15:00, после моей команды вам нужно встать, взять листочек с правилом, подойти к нему, задать вопрос. Первым отвечает тот ,кто выше.
Задание 2.
В За Над По На О
в за над по на о
- Прочитайте запись на доске? Как вы думаете, что я записала? Верно, это могут быть и приставки, и предлоги. Придумайте слова, чтобы, записанные буквы и сочетания, были в них приставками; предлогами.
Задание 2.
(По)б…жали (по)доро…ке
Сер…бристых нитей но…ки. (Дождик.)
– Прочитайте предложение, записанное на доске.
- Сможем ли мы записать предложение в тетради? Как мы напишем слова в тексте?
(Учащиеся доказывают, что между предлогом и словом можно подставить другое слово или вопрос)
- Объясните написание пропущенных букв. Найдите в предложении грамматическую основу, назовите все словосочетания вместе с вопросами. Запишите, раскрывая скобки. Можете ли вы это сделать, не допустив ошибки? Почему?
- Ребята, давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте во втором столбике плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Третий столбик у вас пока останется пустым.
Вопросы:
- Верите ли вы, что
- предлоги никогда не употребляются с глаголами;
- между приставкой и корнем можно поставить вопрос;
- приставки служат для образования новых слов;
- предлоги служат для связи слов в предложении;
-между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос;
- предлог пишется раздельно с другими словами;
- приставка пишется слитно со словами.
1 2 3 4 5 6 7 - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Ребята, какие слова часто повторяются в вопросах? (предлог и приставка)-
- Сформулируйте цель урока?
- Сегодня мы с вами будем учиться различать предлоги и приставки, правильно их писать.
- На этом уроке мы постараемся найти ответ на вопросы таблицы и на те вопросы, которые возникли у вас.
Повторяют правила работы в группе
Готовятся оценивать свою работу на каждом этапе урока.
Используются методики КЛОК БАДДИС, КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД
Учащиеся вспоминают что такое предлог, что такое приставка, записывают число, классная работа, 2 строчки с предлогами и приставками,устно придумывают примеры.
Вспоминают правило написания предлогов и приставок. Спишите, раскрывая скобки, подчеркните главные члены предложения.
Уметь прогнозировать и оценивать предстоящую работу Коммуникативные
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
4. Актуализация знаний Работа в группах.
Давайте вспомним что нам известно о приставках( работают столы 1,3,5,7)
( составляется схема)
Что известно о предлогах ( работают столы 2,4,6)
Давайте прочитаем словосочетание, которое вызвало у нас затруднение
(По)бежали (по) дорожке
- Что поможет нам правильно писать это словосочетание? (Знание отличительных особенностей приставки от предлогов.)
- Сейчас вам предстоит поработать в парах и заполнить таблицу.
- На все вопросы смогли дать ответы? Почему?
- А можно ли вообще как-то проверить предлог это или приставка?
Линии сравнения Приставка Предлог
Что это? Для чего служит? Как пишется? Способы проверки. На все вопросы смогли дать ответы? Почему?
- А можно ли вообще как-то проверить предлог это или приставка?
Как отличить предлог от приставки? ( Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово, а между приставкой и словом вопрос вставить нельзя).
- Пользуясь данной моделью, объясните написание (По)бежали (по) дорожке
5.Первичное закрепление Упражнение «да — нет». Встанет стол 1,3,5,7
Если в слове есть предлог. А приставку услыхали — Столы 2,4,6 всталиПоехать, по улице, помидор, поляна, позолота, по морю, покраска, помощь, по двору, посинел, порох , по небу, побелка.
Ребята встают в зависимости от нумерации стола. 6.Усвоение новых знаний и способов действий. На слайде записаны словосочетания
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге(про)читал (про)завод(под)полз (под)машину(на)кричал (на)собаку
- Внимательно прочитайте словосочетания.
-Какие правила применяем для правильного написания словосочетаний?
- Предложите задания по теме урока?
- Что нужно помнить, чтобы правильно написать слова с приставками и предлогами?
Работа над составлением алгоритма
Читаю словосочетание
Выделяю слово в скобках.
Между скобками и словом ставлю вопрос
Да Нет
4.Пишу раздельно Пишу слитно
Запишите словосочетания, работая по алгоритму.
Поменяйтесь тетрадями с партнером по плечу, проверьте. 1-2 ошибки ставим плюс- с работой справился, 3-5 ошибок ставим минус- не справился.
Отвечают на вопросы, анализируют.

Делают выводы.
Оценивают свою работу.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Анализировать, контролировать и оценивать результат. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
4. Развитие умений – применение знания. Организация работы в группах.
1.Редактирование текста.
А сейчас мы будем редактировать текст. Вам нужно будет исправить ошибки допущенные в работе.
Зимой море за мерзло. Рыбаки со брались ловить рыбу. Они в зяли сети и по ехали насанях польду. По ехал и рыбак Андрей, а сним его сынишка. Андрей стоварищами за ехал дальше всех. На делали вольду дырок и за пустили сети. Рыбалка вэтот день удалась!
Проверка выполнения. Каждый стол разбирает по одному предложению.


Учащиеся работают в паре и исправляют допущенные ошибки в тексте ..
Включение учащихся в обсуждение. Аргументируют свои ответы, выделяют приставки, предлоги.

Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: определение критериев для сравнения.Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД:взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
5. Применение знаний и способов действий. Задание
Ученикам предлагается придумать и записать по 3 слова на тему «Школа». Партнерам 1 и 3 глаголы с приставками( добежать), партнерам 2 и 4 существительные с предлогами. Партнер 2 все это перемешивает и раскладывает по три карточки. Каждый член команды составляет по три предложения, используя любые три слова на одной линии.
Задание
Работа в группах по подстановочной таблице.
Предлог или приставка? ( на, под, при, за ) Почему?

( ) стенный календарь, календарь ( ) стене
( ) земный переход - переход ( ) землёй
( ) школьный сад - сад ( ) школе.
( ) городная поездка - поездка ( ) город
Используется методика ТИК –ТЭК-ТОУ

6. Рефлексия Давайте вернемся к нашим таблицам, которые мы заполняли в начале урока, еще раз ответим на вопросы. Изменились ли ваши мнения? Отвечают партнеры номер 3.
7.Итог урока - Оцените свою деятельность на уроке, используя карточки- смайлики.
- С помощью этих же карточек покажите какое у вас сейчас настроение.
-Что вам показалось наиболее интересным?
На следующем уроке нас ждут новые открытия.
О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух ….. Подводят итоги.
Оценивают свою работу.
8. Домашнее задание Упражнение 263 с.134