Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок и предлогов (3 класс)

Урок экспертам
Русский язык 3 класс
УМК «Школа России»

Учитель: Грязева Л.В.

Тема: Правописание приставок и предлогов
Цели: совершенствовать умение различать приставки и предлоги, навыки написания предлогов со словами

Тип: закрепление изученного материала

Задачи:
формировать внутреннюю мотивацию обучающихся;
различать приставки и предлоги;
обогащать словарный запас учеников;
развивать орфографическую зоркость

Планируемые результаты

Предметные:
различать приставки и предлоги, часть корня;
писать слова с приставками и предлогами;
подбирать подходящие по смыслу предлоги









Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
планировать действия для решения учебной задачи;
подводить промежуточные итоги работы над темой;
делать выводы на основе выделения общих признаков групп;
соотносить свой вывод с информацией в учебнике, корректировать, дополнять при необходимости;
осуществлять самоконтроль и самооценку;
приходить к одному мнению в споре;
принимать различные точки зрения;
обосновывать свою точку зрения
Личностные:
проявлять интерес к русскому языку;
осознавать значимость каждого члена коллектива










Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа над лексическим значением слова», тема «Работа над текстом», тема «Работа над загадками», тема «Работа с пословицами»



Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа, толковый словарь С.Ожегова, И.Г. терентьева Современная энциклопедия начальной школы, Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов, школьный орфографический словарь, компьютер, экран, проектор, кроссворд, картины зимы, оценочные листы, смайлики, листы для самостоятельной работы










Ход урока


Содержание деятельности
учителя
Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности


Организационный момент
- Доброго вам настроения

























Доска
Кроссворд

( На листе кроссворд, маркер)




















Презентация
Зима

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. На нём будет присутствовать царица.
- Угадайте, кто будет царицей нашего урока?
Этот кроссворд поможет вам это сделать. Заполните клетки словами – отгадками, и вы прочтёте сверху вниз кто будет хозяйкой нашей работы.

Что за зверь лесной
Встал как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)

Езжу сразу на обоих!
Что у меня за кони? (Коньки)

У избы побывал –
Всё окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)


заяц
коньки
мороз
сосулька

- Какое ж слово у нас получилось? (Зима)

Ученица (Алина)
Кто в пуховой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка, -
Матушка – зима.
С лёгкой поступью небрежной,
С пеленою белоснежной, -
Вот она сама!
Припасайте ж в эту пору
Снеговую, детки, гору,
На реке каток,
Благо солнечный и ясный,
Чуть морозный, но прекрасный
Выдался денёк!

- Какая зима?
( Красивая, волшебная, морозная, холодная, снежная)
- Кто больше всех рад зиме?
(Дети)



.

Актуализация необходимых знаний




Минутка чистописания











Доска









На доске

Тема: Правописание приставок и предлогов







- Давайте разогреемся.
- Продолжи закономерность: з/с, д/т,
- Какие буквы записали? Почему?
- Какие это согласные?
- Как не ошибиться в правописании слов с парными согласными в корне и на конце слов?
- Выберите из кроссворда слово, которое подходит к этой орфограмме.
(Мороз)
- Какая опасность подстерегает в этом слове?
- Запишите целую строку, указав сильную и слабые позиции в слове.
* *
Прилетели к нам метели,
*
Залепили снегом щели.
*
На окне старик Мороз
*
Льдинкой росписи нанёс.
- На что я хотела обратить ваше внимание?
(Правописание приставок и предлогов)

- Какова же тема урока?



- Прочитайте.
- Что же будем закреплять?
( Сравнивать приставки и предлоги, закреплять их правописание, любоваться картинами природы)



Организация познавательной деятельности

Экран (Слайд 1)
Стихотворение
Толковый словарь,
Рисунок машины – полуторки, рисунок баржи
Лист 1






























Доска

Сверьте с эталоном, оцените свою работу













Работа в паре

Экран (Слайд 2)
Лист 2









Доска
Сверка с эталоном






Экран
Лист 3



















Доска
Эталон














Оцените работу







Экран
Дети кормят птиц

Рефлексия


- Прочитайте стихи
Сугробы снега вьюги намели.
И у ворот, как баржа на мели,
Полуторка стоит.
Ну и занос!
Я вышел за ворота.
А мороз как затрещит –
И хвать меня за нос.

- Какую картину представили?
- Что такое полуторка, дайте толкование. (1 вариант)
Полуторка – грузовая машина грузоподъёмностью 1,5 тонны (разговорная)

- Дайте толкование слову баржа (2 вариант)
( Баржа – грузовое судно, обычно плоскодонное)

- Найдите в стихотворении слова, в которых на - и за- являются частью основы слова.
( Намели, занос, затрещит)
- Как называется эта часть основы?
( Приставки )
- Слитно или раздельно она пишется?

- Найти в стихотворении предложения, в которых на и за являются отдельными словами.
( на мели, за ворота, за нос)
- Как называются эти слова в русском языке?
(Предлоги)
- Как они пишутся?

Закрыть

Правила С.132 133 учебника

- Спишите стихотворение, выделите созвучные приставки и подчеркните предлоги

- Вернёмся к стихотворению на доске
Задания: Спишите, выделите приставки, укажите предлоги
( 1 ученик выполняет у доски)

Сравнительная характеристика
Предлог: Приставка:
* часть речи; * часть слова, стоит перед корнем
* между предлогом и словом можно * между приставкой и остальной
вставить другое слово; частью слова новое слово вставить
нельзя;
* служит для связи слов в предложении * служит для образования новых слов
* пиши раздельно * пиши слитно

( Метель намела на дороге большой сугроб.)



Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?

(за)горой
(по)бежать
(под)сосной (с)кресла шарф
(за)кричать (с)тащил щенок
(на)горе (по)волок (за)уголок
(об)судить (по)трепал (со)всех сторон
(во)дворе и (по)мчался (на) балкон
(из)учить

Задание:
Списать, раскрывая скобки.



- В какой части речи приставки?
- У глагола?
- Каким правилом пользовались при написании?
(У глаголов предлогов не бывает)

Составление предложений
Машу, привёл, Дедушка Мороз домой
сделан, у, дом, Мороза Ивановича, льда, изо
стенам, снежные, по, блестели, звёздочки
постели, лежал, на снег, пушистый
снежной, под, периной, травка, была
- Что записано?
Прогнозирование
- О чём может пойти речь?

Задание:
Из слов каждой строчки составьте предложение
В последнем предложении подчеркните главные члены.
Найдите слова с приставками, с предлогами
В 1 столбик выпишите слова с приставками, выделите приставки
Во 2 столбик выпишите предлоги со словами, к которым они относятся
Как отличить приставку от предлога?

- Что у вас получилось?
(Текст)
- Сверьте с эталоном.
- Подтвердился ли ваш прогноз?
- Какова тема текста?
- Как называется сказка?
- Что познавательного узнала Маша?
- Чем же снег служит для растений?
- Сверьте с эталоном

привёл у Мороза Ивановича
постели изо льда
по стенам
на постели
под периной


- Растения укрыты, а кому требуется помощь зимой?
(Птицам и диким зверям)
- Как мы ухаживали за птицами прошлой зимой?
(Мастерили кормушки, заготавливали корм, подкармливали птиц)
- Кто уже дома вывесил кормушку?
- Напомни, Артём, ребятам, что птицы нуждаются в нашей помощи.

Стихотворение «Покормите птиц!
Артём: Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма:
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите их в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.

Подведение итогов









- Подведём итоги нашей работы
- Какова была тема урока?
- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?
- Как же пишутся приставки? Приведите примеры.
- Как пишутся предлоги? Приведите примеры.

Домашнее задание: Учебник: № 263, С. 132 – 133 повторить правила


Смайлики












Покажите ваше настроение, с которым вы уходите с урока









15