Урок проектной деятельности по физике в 8 классе по теме: « Исследовательская экспедиция в природу» 
МОУ Бирючёвская средняя общеобразовательная школа
Урок проектной деятельности  по физике в 8 классе по теме:  «Теплопередача и работа»
« Исследовательская экспедиция в природу»
                                       Учитель физики Захарычева Т.М
Урок проектной деятельности по физике в 8 классе  
« Исследовательская экспедиция в природу»
Цель: установить взаимосвязь и единство различных способов передачи теплоты в природе (в  парке)
Исследование теплового баланса:
Задания по группам: 
1. Исследовать тепловой баланс воздуха центральной аллеи, почвы поляны.
2. Исследовать тепловой баланс почвы под деревьями, воды второго прудка.
3. Опыты у костра.
Исследование роли конвекции ,излучения  ,теплопроводности.
1 группа  Исследование теплового баланса почвы поляны и воздуха центральной аллеи, теплоемкость различных  почв, влияние влажности на теплоемкость почвы и солнечного излучения на тепловой режим почвы поляны.
1. Измерить температуру:
А) у поверхности Земли;
Б) на уровне верхушек трав (  h =15 – 20 см);
В)на h= 1,5 – 2 м над землей;
Сравнить показания,объяснить результаты и сделать  вывод.
  Замечание: измерение производить так, чтобы прямые солнечные лучи и дыхание человека не искажали показание температуры.
2. Измерить температуру   светлой и темной почвы на поверхности,   в глубине                 (h =10-15 см ).Одновременно измерить температуру слоя воздуха,прилегающего к почве .
 Объяснить результаты, сделать вывод.
3. Исследовать какие почвы прогреваются меньше: сухие или влажные, чернозем или песок, камни. Почему различные участки почвы прогреваются неодинаково?
4. За счет какой энергии нагревается Земля, что способствует передачи тепла вглубь почвы?
5. В каких случаях поверхность почвы отдает прилегающему воздуху больше тепла?       
6. Путем каких изменений физических  свойств почвы возможно регулирование потока тепла в почву?
2  группа Исследование теплового баланса воды и воздуха.
 Произвести сравнение температуры воды в различных участках  водоема, изучить влияние солнца на тепловой режим воды в водоеме.
Сравнить температуру воды пруда:
а) на поверхности и на глубине;
б) на теневых и освещенных местах;
в) прозрачной и в гуще водяной растительности.
2. Объясните почему при приближении к водоему  (в безветренную  погоду) ощущается легкий ветерок. В каком направлении он дует?
3. Дать прогноз направления ветра около водоема ночью.
4. Исследовать причины образования различных ветров.
 (ночной и дневной бризы)  
  3 группа Исследование роли конвекции потоков, особенности явлений теплопроводности,   излучения.
Держа деревянную ветку за один конец, другой ввести в огонь. Тоже самое проделать с железным прутом.
Почему во втором случае рука ощущает, что прут нагрелся, а в первом нет?
Если поднести руку к костру, то ощущается его жар. Что это?
 а) теплопроводность;
 б) конвенция;
 в) излучение.
Дополнительное задание: если вынуть из костра нагретый камень, тепло ощущается и сверху и с боков    камня, почему?
Подержать горящую лучину зажженным концом вверх и вниз, когда она гаснет быстрее, почему?
 Два стержня деревянный и железный плотно обмотать бумагой, внести в пламя костра на короткое время.
Объяснить, почему на деревянном  стержне бумага обуглилась, а на железном нет. 
2.Дом.задание. Оформить отчёт в рабочих тетрадях.