Рабочая программа по биологии для 10 класса к учебнику А.А.Каменского





















































Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общая биология. 10-11 класс», авторы А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, Дрофа, 2012г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, 10-11 класс и реализует авторскую программу В.В.Пасечника, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Биология. Общая биология.. 10-11класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10-11 классах в объеме 70 часов, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
2.Авторская программа среднего (полного) общего образования по биологии, 10-11 класс, авторы: В.В.Пасечник - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
3.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.


Цели и задачи изучения курса

·
·Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.

·
·Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых
путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.

·
·Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·
·Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных
дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентации.
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Изучение курса «Биология» в 10 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

·
·ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

·
·ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

·
·понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;

·
·уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

·
·понимание необходимости здорового образа жизни;

·
·осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

·
·сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

·
·правильному использованию биологической терминологии и символики;

·
·развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

·
·развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самой ценности, уникальности и
неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра, и красоты

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Лабораторных работ-14 , практических работ -1 .

Лабораторные и практические работы
1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
2.Сравнение строения клеток растений и животных.
3.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
4.Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
5.Составление простейших схем скрещивания.
6.Решение элементарных генетических задач.
7.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
8.Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
9.Описание особей вида по морфологическому критерию.
10.Выявление изменчивости у особей одного вида.
11.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
12.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
13.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

· Экскурсия
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
14.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
15.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
16.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
17.Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
18.Решение экологических задач.
19.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

· Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).










Учебно- тематический план
Название темы, РАЗДЕЛА
Всего часов
Количество часов



теория
практика

10 класс




Биология как наука. Методы научного познания.
4
4


Клетка
10
7
3

Организм

19
14
5

Обобщение

2
2


Итого
35
27
8

11 класс




Вид
20
20
5+1

Экосистемы
13
6
6+1

Обобщение

2
2


ИТОГО
70
70
21


























Содержание программы

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии
Объект изучения биологии живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы[1]. Методы
познания живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические
системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
Раздел 2. Клетка. Основы цитологии (10 часов)
Методы цитологии. Клеточная теория
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные
положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы
цитологии.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки.
Строение и функции хромосом.
Реализация наследственной информации в клетке
ДНК носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и
формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.__
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики
распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Лабораторные и практические работы
1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
2.Сравнение строения клеток растений и животных.
3.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


Раздел 3. Организм единое целое. Многообразие организмов.(19 часов) Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.
Обмен веществ и превращения энергии свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений,
животных, бактерий.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение
молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот»,
«Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

Размножение и индивидуальное развитие организмов
Размножение свойство организмов. Деление клетки основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Генетика. Наследственность и изменчивость свойства организмов. Генетика наука о закономерностях наследственности и
изменчивости. Г.Мендель основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Генетика человека. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у
человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Основы селекции и биотехнологии Генетика теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. Генетика теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен
веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие орга-
низма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное
доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни
человека», «влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная
изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор»,
«Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».

· Лабораторные и практические работы
1.Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
2.Составление простейших схем скрещивания.
3.Решение элементарных генетических задач.
4.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на
организм.
5.Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Раздел 4. Вид (20 часов)
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное эволюционное учение Вид, его критерии. Популяция структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Происхождение жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Основные этапы происхождения жизни на земле. Развитие органического мира.
Антропогенез Происхождение человека
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция структурная
единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у
организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира»,
«Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силыантропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».

· Лабораторные и практические работы
1.Описание особей вида по морфологическому критерию.
2.Выявление изменчивости у особей одного вида.
3.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
4.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
5.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

· Экскурсия
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Раздел 5. Экосистемы (13 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества агроэкосистемы.
Эволюция биосферы и человек
Биосфера глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на
организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз»,
«Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и
превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в
биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в
окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».
Лабораторные и практические работы
1.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
2.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
3.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
4.Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
5.Решение экологических задач.
6.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и
путей их решения.

· Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Обобщение (2 часа)











































КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть

Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год


количество

Контрольная работа






Диагностическая работа






Самостоятельная работа






Тест






Зачет






Лабораторная работа






Практическая работа






















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.































Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел (тема)
№ урока
Тема урока
Дата проведения
Коррекция (примечания)


Биология как наука. Методы научного познания.
4 часа
1.
Краткая история развития
биологии
5.09



2.
Методы исследования в
биологии: наблюдение,
эксперимент, описание,
измерение
12.09



3.
Сущность жизни и
свойства живого
19.09



4.
Уровни организации
живых структур Тест.
26.09










Клетка
10 часов
5.
Методы цитологии. Клеточная теория.
3.10



6.
Химический состав клетки. Вода и другие
неорганические вещества,
их роль в
жизнедеятельности клетки. Самостоятельная работа.
10.10



7.
Органические вещества
клетки: липиды и
углеводы, их строение и
функции
17.10



8.
Строение и функции
белков. Ферменты, их роль в регуляции процессов
жизнедеятельности
24.10



9
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности
клетки. АТФ и другие
органические соединения
клетки.
31.10



10
Строение клетки. Л.р.№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
14.11



11
Строение клетки
Л.р.№2. Сравнение строения клеток растений и животных.
21.11



12

Л.р.№3.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Реализация наследственной информации в клетке.
28.11



13
Вирусы
5.12



14
Административный контроль знаний по теме «Клетка – структурная
единица живого»
12.12


Организм
19 часов
15
Организм-единое целое. Многообразие живых организмов.
19.12



16
Обмен веществ и энергии в
клетке.
26.12



17
Энергетический обмен в
клетке. Этапы обмена,
гликолиз, дыхание
16.01



18
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз..
23.01



19
Мейоз. Самостоятельная работа.
30.01



20
Формы размножения
организмов. Бесполое
размножение. Половое
размножение
6.02



21
Развитие половых клеток.
Оплодотворение, его
значение
13.02



22
Онтогенез –
индивидуальное развитие
организмов
20.02



23
Л.р.4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
27.02



24
Генетика - наука о
закономерностях
наследственности и
изменчивости.
6.03



25
Моногибридное
скрещивание. Л.р.5.Составление простейших схем скрещивания.
13.03



26
Анализирующее
скрещивание
20.03



27
Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности.
3.04



28
Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность.
10.04



29
Изменчивость. Виды мутаций.
17.04



30
Пр.р.Решение элементарных генетических задач. Генетика и здоровье.
24.04



31
Основные методы селекции и биотехнологии.
8.05



32
Методы селекции растений и животных, микроорганизмов.
Л.р.6 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

15.05



33
Л.р.7 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Тест по разделу «Организм»
22.05


Обобщение 2 часа
34
Обобщение по всему курсу биологии за 10 класс.
29.05



35
Обобщение по всему курсу биологии за 10 класс.





Учебно-методическое обеспечение
1. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.
В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.);
2. Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». 10-11 классы. М. Дрофа, 2006.
3. Поурочные планы. 10 – 11 классы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая
биология». Автор – составитель И. В. Лысенко, издательство «Учитель», Волгоград.
4. Биология, методическое пособие к учебнику – 10 - 11 класс. Г.И. Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и
задания. Общая биология.
5. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
6. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень.
/Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
7. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
8. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
9. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
10. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
11. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
12. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений –
М.: Просвещение, 2002.
13. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.:
Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
14. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. –М.:
Книжный дом «Университет», 1999.
15. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. –М.: АСТ-
пресс, 2006.
16. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. –М.: Оникс 21 век, 2005.
17. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. –М.: Просвещение, 1986.
18. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. –Саратов: Лицей, 2005.
19. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. –М.: Просвещение, 2003.
20. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. –М.: Просвещение, 2002.
21. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
22. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
23. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
24. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
25. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение,2002.
26. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002
27. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс,2004.
28. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
29. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
30. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом
Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
31. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта;
32. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Электронные издания
1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы –
академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман,
И.В. Копылов. ООО «Меридиан».








13PAGE \* MERGEFORMAT141915




Заголовок 215