Использование схем на уроках русского языка как эффективное средство отработки навыка грамотного письма в начальной школе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Городской конкурс «Сто идей»
Методическая рекомендация по теме:
«Использование схем на уроках русского языка в 1-2 классах»
Разработала:
Хузина Римма Альбертовна,
учитель начальных классов
г. Березники,
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация 3
1.Введение 4
2.Основная часть 6
2.1.Что такое схема 8
2.2.Алгоритм работы со схемами в 1 и 2 классах 9
3.Заключение 13
4. Список литературы и интернет ресурсов 15
Приложения
Аннотация.
Опорные таблицы и опорные схемы на любом уроке – явление не новое. Уже в начальной школе с их помощью формируется навык работы с информацией, представленной в разных форматах, овладение начальными умениями преобразования информации одного вида в другой. С недавних пор перечисленные приобретаемые навыки стали называть универсальными учебными действиями. На уроках русского языка данный вид универсальных учебных действий формируется с помощью следующих видов работы с информацией: преобразование материала из таблицы в текстовый – устный или письменный рассказ, преобразование информации из сплошного текста в таблицу. Это позволяет ученикам самим определять главное, кратко и четко записывать материал, создавать мнемоническую опору для дальнейшего запоминания и воспроизведения теоретического материала.
1.Введение
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования нового поколения приоритетной целью становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученикам, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат , т.е. научить учиться.
Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Необходимо помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике.
Это актуально. С введением Федерального Государственного стандарта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальной проблемой для педагога становится организация учебной деятельности с такими обучающимися. Поэтому мои методические рекомендации по организации работы на уроках русского языка - это использование схем.
Цель: оказание методической помощи педагогам по повышению качества обучения с использованием учебных схем на уроках.
Задачи:
активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, мотивацию к предмету;
• формировать навыки восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
• развивать умение обобщать изученный материал в целостном виде;
• повышать интерес к изучаемому материалу.
Новизна: формирование осознанной активной деятельности учащихся на уроке русского языка, их участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов. Развитие умения составлять схемы и применять их в практической деятельности.
Практическая ценность: методические рекомендация могут быть использованы учителями начальных классов на уроках при работе с различными учебно-методическими комплексами. Данный материал может быть тиражирован и использован в практике.
2. Основная часть
«Рецепт успеха ученика прост: во-первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» писал педагог - новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.
Перед педагогами встали вопросы:
Как сделать учебный процесс эффективным?;
Как заинтересовать ребят с разным уровнем подготовленности к школе.
Использование опорных схем на уроках решает поставленную проблему и становится необходимым и важным моментом в работе современного учителя.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей педагогической деятельности я, интересовалась методикой крупноблочной подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко, идеи которого легли в основу данной работы.
Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:
Во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде - это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных схем. Опорная схема по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Что такое опорная схема
Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа: 1. Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебники, справочной и методической литературы, периодических изданий, интернета. 2.Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
Для эффективности работы я классифицировала схемы по принципу, что каждая схема является ступенькой для следующей:
опорная схема схема- таблица схема- памятка опорный конспект.
Алгоритм работы со схемами в 1 и 2 классах
Для того, чтобы повысить грамотность своих учеников я решила использовать готовые памятки. Но данный метод не дал результатов, так как ребята теряли их, не понимали значение этих памяток. Я поняла, что только та памятка будет эффективна, которая будет создана самим учеником, будет результатом его размышления.
В 1 классе используются следующие виды схем: опорная схема; схема- таблица; схема- памятка. Итоговой является схема-памятка, которую ребята складывают в папки. Они имеют свои номера. Две первые схемы нужны для построения итоговой схемы-памятки.
Этапы работы с ребятами.
1 этап:
Преобразовать слова в знаки. За основу взять знаки из учебника «Азбука» автор В.Г. Горецкий.
- гласный звук;
- мягкий согласный звук;
- твёрдый согласный звук.
Полученный результат работы на уроке русского языка по теме «Гласные звуки и буквы».
1 этап:
Собрать ключевые фразы по теме. Работая по теме «Гласные звуки и буквы» сформировать выводы, (записать их на полосках бумаги). Итог работы- характеристика гласных в таблице.
Образует слог
Ударный
Безударный
Твёрдый командир
Мягкий командир
Состоит из голоса
2 этап:
Преобразуем слова в условные знаки.
И и [и]Состоит из голосаГласныйУдарный БезударныйМягкий командир
Но полученный результат не удобен в использовании, т.к.его нет у учеников. Значит, дома они не смогут воспользоваться полученными в классе подсказками. Что делать?!
3 этап:
Собирать схему- памятку. Кодируем слова в условные знаки. Шаблон схемы предлагается в форме солнышка.
Буквы -10Звуки- 6
Собрав схему- памятку, прочитать её с ребятами.
Работать со схемами можно в разных направлениях, так можно использовать схему-таблицу, когда по теме урока необходимо проанализировать предметы, найти общее и различное.
Во 2 классе ребята завели отдельную тетрадь, где записывают опорные схемы.
Алгоритм работы
Записать тему красным цветом;
Найти информацию в учебнике самостоятельно или с учителем;
Собрать опорный конспект;
Отработать теоретический материал на практических заданиях;
Прочитать схему.
Пример опорного конспекта во 2 классе по теме « Предложение». Используя схемы на практических заданиях ребята самостоятельно пришли к выводу- что писать грамотно не трудно, если работать согласно схеме.
Предложение
?
!
Выполняют работу
восклицает
спрашивает
повествует
. ! ?
Эффективность работы:
Формируется умение выделять главное в теме;
Развивается способность кодировать теоретическую часть предмета
Нет необходимости заучивать непонятное правило. Его видно наглядно;
Возможность использования при работе с различными учебно-методическими комплексами.
Результаты контрольных работ по русскому языку за 1 полугодие показывают, как меняется % успеваемости и качества ребят, работающих со схемами.
3.Заключение
На мой взгляд, одно из важных умений ученика - умение понимать и кодировать большой объём информации, тем самым выстраивать логическую цепочку рассуждений, а следовательно, овладевать новым способом деятельности. Не секрет, что с каждым годом учащиеся читают всё меньше и меньше, следовательно, тормозится их речевое развитие, страдает грамотность, ученики с трудом запоминают орфографические правила, т.к. в большинстве случаев не понимают его. Поэтому трудно добиться хороших результатов при изучении . Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала. При использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное в тексте; правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме - опоре. Систематическая работа со схемами вырабатывает у учащихся навык самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные знания и последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы со схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных предметах.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только смотреть на рисунок, но видеть содержание.
Список литературы и интернет ресурсов
infourok. ru. Применение схем на уроках русского языка;
infourok. ru.Использование опорных схем на уроках русского языка в начальной школе;
b 17. ru. В.Ф. Шаталов. Запоминание через опорные сигналы;
С. Н. Лысенкова « Использование опорных схем на уроках русского языка в начальной школе». Москва. « Дортранспечать», 2007 г.;
dok.opredelim.соm. Методика Шаталова;
selezneva-lichnost.ru.Опережающее обучение С. Н. Лысенковой.