Как отличить профессиональное выгорание социальных педагогов от усталости?
Семинар
Тема: «Как отличить профессиональное выгорание социальных педагогов от усталости?»
Цели:
познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;
выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
развить групповую сплоченность;
снять напряжение и получить психологическую поддержку;
стабилизировать эмоциональное состояние.
Ожидаемые результаты: освоение специалистами теоретических материалов по теме синдрома эмоционального выгорания для организации профилактической и просветительской работы в общеобразовательных учреждениях; снятие эмоционального напряжения; освоение приемов самопомощи.
І. Организационно-мотивационный этап
08.30-09.00 Встреча и регистрация участников
Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП08.45-09.00 Тестирование «Нужно ли Вам бороться со стрессом» (по А.И. Тащевой) Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП09.00-09.10 Приветствие. Погружение в проблему. Упражнение «Два мяча» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
ІІ. Теоретически-презентационный этап
09.10-09.20 Понятие эмоционального выгорания. Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
09.20-09.30 Основные симптомы и стадии развития профессионального выгорания Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
ІІІ. Практически-информационный этап
09.30-09.35 Упражнение «Имя» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
09.35-09.55 Фундамент позитивной педагоги. Упражнение «Сказка» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
09.55-10.15 Групповая работа. Упражнение «Автобус» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
10.15-10.30 Упражнение «… зато ты» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
ІV. Просветительско-профилактический этап
10.30-10.45 Упражнение «Копилка хороших поступков» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
10.45-11.05 Профилактика синдрома эмоционального выгорания социальных педагогов Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
V. Итогово-рефлексивный этап
11.05-11.10 Стабилизация эмоционального состояния «Вверх по радуге» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
11.10-11.30 Подведение итогов. Рефлексия Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП
Ход мероприятия:
Предварительная работа:
Перед началом занятия (за несколько минут) участникам предлагаем ответить на вопросы несложного теста.
ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»(по А.И. Тащевой, 2000)
Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?
Упражнение «Два мяча»
Цель: погружение в проблему.
Ход упражнения:
Предлагаем участникам два мяча различного цвета (красный и синий), которые передаются по кругу с разных сторон.
Получивший красный мяч продолжает фразу: «В последнее время на работе меня радовало …», а получивший синий мяч продолжает высказывание: «В последнее время на работе меня огорчало ...»
Фиксируем на доске высказывания участников, распределяя их по двум колонкам: в одной положительные ответы, в другой – отрицательные.
По окончании игры зачитываются ответы каждой колонки.
Введение
Сегодняшнее наше занятие посвящено эмоциональному выгоранию, а точнее его профилактике и снятию эмоционального напряжения. Термин "эмоциональное выгорание" впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек").
Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.
Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс... Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание социального педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата.
Не секрет, что профессия учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных учителей. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках.
Основные симптомы СЭВ:
ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
нарастающий негативизм по отношению коллегам;
злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
повышенная раздражительность – и на работе, и дома;
упорное желание переменить род занятий;
то и дело возникающая рассеянность;
нарушение сна;
обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
1-я стадия (1) "Напряжение" – симптомы:
неудовлетворенность собой,
"загнанность в клетку",
переживание психотравмирующих ситуаций,
тревожность и депрессия.
2-я стадия (2) "Резистенция" – симптомы:
неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
эмоционально-нравственная дезориентация,
расширение сферы экономии эмоций,
редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия (3) "Истощение" – симптомы:
эмоциональный дефицит,
эмоциональная отстраненность,
личностная отстраненность,
психосоматические и психовегетативные нарушения.
Упражнение «Имя»
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников семинара, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Ход упражнения:
Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.Например: Ж - жизнерадостнаяА - активная Н - новаяН - необычнаяА - артистичная
Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.
Упражнение «Сказка»
Цель: принятие каждого учащегося, умение увидеть в каждом ребенке что-то хорошее.
Ход упражнения:
В этом упражнении социальным педагогам читается сказка. Им нужно определить, какая воспитательная идея в ней содержится. Затем подумать, встретились ли в сказке персонажи, напоминающие учащихся их классов.
Сказка про телефончик:
«Учился в одном лицее сотовый телефончик. Вернее, конечно, не телефончик, а его хозяин. Но это не столь важно. Потому что телефончик каждый день ходил в лицей в кармане своего хозяина и оттуда слушал все уроки. Больше всего он любил историю. А меньше всего, как ни странно, перемены, потому что в это время все ребята дружно доставали свои телефоны. И те, промолчавшие весь урок, начинали громко хвастаться друг перед другом: «Посмотрите, какой я крутой, сколько функций я имею!» «А я круче, посмотрите, какой у меня корпус». «А я...» А наш телефончик во время этих разговоров только грустил, потому что корпус у него был самый обычный, голос тоже. Правда, он умел хорошо делать свое дело – громко звонил. Но это никого не интересовало. Все только смеялись над ним, дразнили и предлагали не позорить их и отойти в сторону.
Погрустил наш телефончик и решил потеряться. Тихо выпал он из кармана хозяина, когда тот проходил по улице, и спрятался в кустах.
То ли спал он, то ли дремал, когда услышал голос своего хозяина: «Телефон, где мой телефон? Я потерял его». Наверное, хозяин был с другом, потому что послышался другой голос: «Не грусти, может быть, тебе купят новый, с разными наворотами». Но хозяин не согласился с ним: «Но я хочу найти свой. Посмотри, как легко потерять то, что имеешь. И как трудно найти».
Телефончик задумался: «Правда, как легко потерять то, к чему привык и на что обычно не обращаешь внимания. Я привык к тому, что меня любят и обо мне заботятся. Перестал радоваться теплоте знакомых рук. Видел только короткие перемены, наполненные насмешками. И эти небольшие отрезки времени стали для меня всем».
А в это время солнце осветило кусты и сам телефон. Мальчик радостно вскрикнул: «Ты здесь!» «Я здесь, – ответил телефон. – Я теперь рядом с тобой. И я буду помнить, что мир прекрасен и разнообразен. И пусть он иногда будет колючим и острым, но это дает возможность по-новому увидеть его яркость.»Ведущий говорит о том, что фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
Задание:
Социальным педагогам предлагается выбрать и назвать одного из учащихся своего класса, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.
Упражнение «Автобус»
Цель: формирование умения переключаться.
Ход упражнения:
Участники семинара поделены на две подгруппы. Предлагаем каждой подгруппе оформить свои высказывания на листе бумаги.
- Предположим, что вам в автобусе какой-то нехороший гражданин наступил на ногу. На ваше замечание «Надо бы извиниться!» вам грубо ответили в ответ что-то вроде «Отвали!».
Максимально подробно представьте себе эту ситуацию, а когда мысленно войдете в нее, напишите возможные варианты вашей ответной реакции.
Далее проходит представление своего варианта выполнения задания одним из участников подгруппы.
Подводим итоги работы и предлагает все изданные возможные
варианты ответов и реакций.
«Сам (такой)» .Промолчать.
Наступить на его ногу.
Пожалеть его вслух («Что вы так раздражены? У вас какая-то неприятность случилась? Примите мои соболезнования» )Пожалеть его про себя («Бедолага, он будет постоянно нарываться на неприятности и плохо кончит» )
Порадоваться про себя, что не было хуже («мог и в морду дать …»)
Поучить хорошим манерам.
Привлечь на свою сторону окружающих («Смотрите, он по нашим ногам ходит, гад. Давайте его из автобуса выкинем» )
Мысленно отомстить (обозвать про себя).
Признаться в любви («И я вас тоже люблю» )Проявить остроумие.
Показать, что вы выше его.
Убийственный взгляд.
Проигнорировать.
Наступить на ногу другому соседу (из злорадства, что не только по вашим ногам ходят).
Наступить на ногу соседу и сказать, что это сделал тот хам.
Вот ещё несколько способов снижения значимости конфликта:
Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.
Используйте принцип позитивности во всем с установками типа:
- «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это», «не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе» и т.п.;
- «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;
- «кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».
Давайте поучимся одному из способов снижения значимости конфликта. Его можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи.
Упражнение «… зато ты»
Цель: создание положительной атмосферы в группе.
Ход упражнения:
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток (ситуацию, которая Вас огорчила), затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
Упражнение «Копилка хороших поступков»
Цель: воспитание «здоровой» самооценки.
Ход упражнения:
Возьмите лист бумаги и запишите три хороших проступка, которые вы совершили в течение прошлой рабочей недели. Мысленно вспомните всё хорошее, что вы сделали. Выберите из всех три поступка, которыми вы особенно гордитесь, и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта.
После того, как вы их запишите, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Ирина, ты на самом деле сделала это здорово».
Затем запишите на свой лист и эту фразу.
Упражнение «Вверх по радуге»
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Ход упражнения:
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
Профилактика профессионального выгорания социальных педагогов
Чтобы избежать синдром эмоционального выгорания:
старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относитесь к конфликтам на работе;
как ни странно это звучит – не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Обобщая сказанное и сделанное, предлагаем вам основные приемы антистрессовой защиты:
Отвлекайтесь !-444560325Снижайте значимость событий !Действуйте !Творите !
Расслабляйтесь !Выражайте эмоции ! Подведение итогов
Вот и окончен наш семинар. Старайтесь применять предложенные методы при каждом необходимом случае. Это отличная аптечка «скорой эмоциональной помощи» в любой эмоционально напряженной, стрессовой ситуации.
Освоив их, применяйте в своем режиме труда и отдыха. Это не требует никаких затрат, условий, приспособлений, а приносит неоценимую пользу. Но если у вас не получится, как хотелось бы, не огорчайтесь, не бросайте начатое дело на полпути. Учтите, что овладение своими эмоциями подобно подъему по канату. Настойчиво разучивая упражнение, вы поднимаетесь вверх по пути самовоспитания и самосовершенствования. Но как только вы прекратили работать над собой «опустили руки» – сползаете вниз, и надо будет все начинать сначала. Применяя психологические методики, вы научитесь снимать нервно-эмоциональное напряжение, повышенную раздражительность, возникшую в процессе работы, сможете улучшить качество отдыха, что, несомненно, скажется на здоровье, работоспособности, производительности вашего педагогического труда.
Высказывание участников по кругу.