Психотерапия профессинальной усталости у педагогов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
«Психотерапия профессиональной усталости
у педагогов»
Подготовила:
педагог – психолог
Беляева А.А.
Ленинск - Кузнецкий 2014г
Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека.Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства – всё это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.
Актуальность темы: в течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества и личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. У многих педагогов со временем возникает два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и «профессиональная усталость», что напрямую влияет на качество и стиль работы педагога, направленность взаимодействия с детьми, креативность. Оказать существенную помощь в профилактике и преодолении данной проблемы, познакомить со способами снижения мышечного и психоэмоционального напряжения помогают специально организованные занятия для педагогов , включающие упражнения с элементами саморегуляции, арт-терапии, релаксации.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи:
анализ психологического состояния педагогов;
помощь в снижении психоэмоционального напряжения;
ознакомление педагогов с основами самоуправления.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, бумага для записей, диск с музыкальным сопровождением.
Часть 1. Вводная.
Назначение: психологическое раскрепощение с целью создания благоприятного климата в группе, формирование установок на выявление позитивных личностных качеств.
«Упражнение «Представление».
Назовите своё имя и добавьте к нему какое-либо своё личностное качество, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя, например: «Ольга-обаятельная», затем вы называете имя соседа и добавьте к нему его же качество. Упражнение проводиться по кругу.
Экспресс-тестирование «Самооценка эмоционального состояния».
Педагогам предлагается нарисовать снежинку. На каждом луче снежинки напишите самые важные сферы своих жизненных интересов: работа, семья, друзья, здоровье и т.д.. Отметьте по лучам снежинки точками степень удовлетворения от всех обозначенных сфер, принимая за ноль центр снежинки. Соедините полученные точки, у вас получилось колесо. Если колесо получилось округлое или чуть-чуть неровное в настоящий момент вы гармоничная личность. Если колесо гнутое, обратите внимание на каком участке оно провалилось, возможно с этой сферой интересов надо серьёзно поработать, чтобы предотвратить синдром эмоционального выгорания.
Часть 2.Обучение элементам саморегуляции.
Назначение: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций, раздражения.
Упражнение «Резервуар».
Не редко в работе педагога возникают ситуации, когда необходимо спокойно выслушать родителя, демонстрирующего наступательную позицию и добиться конструктивных результатов в разговоре.
Для этого в подобной неконструктивной беседе сыграйте роль, например , «пустой формы», резервуара, в которую ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»:
-Вы форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутренние пространство. Отбросьте свои личные оценки, вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!
Упражнение «Нейтрализация».
- Если родитель демонстрирует наступательную позицию, то воспитатель, попавший под его влияние, или будет вынужден оправдываться, доказывать свою невиновность в том, что ребёнок плохо занимается и нарушает дисциплину, или может начать угрожать родителю применением административных мер к ребёнку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребёнка. Но при реализации и той и другой позиции не происходит реального, содержательного взаимодействия, а педагог остаётся один на один над своей проблемой.
На первой фазе общения с родителем вы реализуете действие «сопротивление» его эмоциональному воздействию. Для этого сначала следует обрести нейтральное состояние «резервуара». Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстранены от неё, поддерживайте в себе спокойный и охлаждённый нейтралитет.
Вам необходимо продержаться примерно 10 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к детскому саду и лично к вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы «Я вас понимаю. Успокойтесь. Не переживайте.»Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность родитель начинает остывать его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов он успокоится, в нём будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.
Но, если всё-таки у вас не получилось это сделать и, остался неприятный осадок после такого разговора, возьмите лист бумаги, разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают вам хорошо отдохнуть, справа те, которые способствуют улучшению вашего настроения. А теперь подумайте, как бы вы могли перестроить свой распорядок дня и недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для вас делом.
Часть 3. Мышечные упражнения.
Назначение: снятие мышечного напряжения, усталости, установление психического равновесия.
-Упражнения на расслабление помогают научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Эти упражнения довольно короткие и простые – вы можете выполнять их незаметно для окружающих.
Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы они принесли пользу:
-вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным
- вы должны делать это очень старательно, прикладывая все силы
- вы должны прислушиваться к ощущениям своего тела. Обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и расслаблены.
Упражнение «Руки»
Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю.
Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Повторите несколько раз.
Упражнение «Лимон»
Закройте глаза, представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон, как можно сильнее сожмите его, постарайтесь выдавить из него весь сок. Прочувствуйте, как напряглась ваши руки и ладонь, когда вы сжимаете лимон. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его,постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый, прилагайте все силы. Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше чувствуют себя ваши руки и ладонь, когда они расслаблены. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок, до последней капли, теперь расслабьте руку, пусть он выпадет. Повторите.
Часть 4. Релаксация (выполняется под музыкальное сопровождение)
Назначение: снижение эмоционального напряжения, тревожности, стрессового состояния.
Релаксация «Заброшенный сад».
Инструкция: я хочу показать , как вы можете самостоятельно восстановить свои силы после трудной работы.
Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните…
Представьте себе, что вы вышли из этого здания, прошли по тропинке, вышли на проспект. Вы идёте медленно, спокойно. Вас обгоняют спешащие куда-то люди, но вам сегодня не куда торопиться.
Вы поворачиваете на какую-то улицу и медленно идёте по ней. Спустя некоторое время вы понимаете, что никогда не были на этой улице. Вы видите стену, целиком заросшую плющом, и долго идёте вдоль этой стены. Вдруг в стене вы замечаете деревянную дверь. Она уже потемнела от времени, петли её заржавели. Поддавшись внезапному порыву, вы пытаетесь открыть эту дверь. Она со скрипом и не сразу поддаётся вам, наконец, вы открываете её створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом - старом саду. По – видимому, когда-то раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем зарос и одичал. Деревья и кусты сильно разрослись во все стороны и стали едва различимы. Редкие цветы заросли сорняком.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё то, что как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…
А когда вы устанете, и вам будет нужен источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, как теперь выглядят деревья, подстриженные вашей рукой кустарники, прополанные и взрыхлённые вами растения. Сравните эту часть сада с участками, которых ваша рука ещё не касалась…
А теперь мысленно скажите саду до свидания, пообещайте себе, что ещё вернётесь, закройте за собой старые ворота, пройдите вдоль стены, обвитой плющом, и со свежими силами вернитесь сюда.
Не открывая глаз, прислушаемся к окружающим звукам. Сцепите руки в замок и хорошо потянитесь, открыв глаза.
Часть5. Заключительная.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты для Вас сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.